«На богословских курсах мы учимся любви»

«Я хотел бы, чтобы храмы были наполнены образованными христианами. Тогда они будут глубже понимать суть своей веры», — говорит кандидат богословия Сергей Владимирович Немшон. Для этого он создал бесплатную Богословскую образовательную школу в честь святителя Василия Великого, где преподает. В этом году ее закончили 50 выпускников, среди которых шесть — англоязычных.
Мы поговорили с Сергеем Владимировичем о том, что дает обучение мирянам и как это меняет их духовную жизнь.
— Сергей Владимирович, расскажите, как появилась идея богословских курсов для мирян?
— В 2011 году по работе я переехал из Минска в Санкт-Петербург. Там познакомился со священником Анатолием Першиным. Он тогда только начинал строить храм в честь святителя Василия Великого в Осиновой Роще, и ему нужна была помощь. Я полностью оставил светскую работу и с головой погрузился в строительство храма. Так я остался в Петербурге, поступил в духовную академию, работал в Казанском кафедральном соборе. После окончания академии преподавал догматическое богословие на миссионерских курсах для прихожан собора. А когда началась пандемия ковида, вернулся в Беларусь.
Мне очень хотелось перенести опыт преподавания, который я обрел в Петербурге, в Беларусь — сделать интересный миссионерский образовательный проект. И я начал преподавать онлайн для прихода Борисовской епархии. Пандемия закончилась, но онлайн-формат сохранился. Проект начал развиваться и вскоре стал международным. География наших учеников широкая — от Индии и Филиппин до Канады и Южной Америки. В этом году наши курсы закончили 50 студентов. Среди них шесть учеников англоязычного факультета, который мы открыли для иностранных студентов — Сербского патриархата, православных из Америки. На наших курсах обучаются христиане других деноминаций. У нас есть студент-католик из Филиппин, но в процессе обучения захотел перейти в Православие. Он успешно закончил нашу богословскую школу и планирует поступать в магистратуру Санкт-Петербургской духовной академии. Вот такие плоды обучения.
— В чем особенность Вашей школы? Что отличает ее от других?
— В том, что мы даем образование академического уровня бесплатно. Основа курсов — это учебная программа Санкт-Петербургской духовной академии, есть учебные дисциплины московской Сретенской духовной академии. Мы преподаем академическую программу простым понятным языком. Это и литургика, и сравнительное богословие, и Священное Писание Нового Завета и так далее. Курс лекций включает в себя уникальную дисциплину — «История Православия на белорусских землях». Зарубежные студенты изучают ее с большим интересом. Беларусь находится на стыке разных цивилизаций, религиозных взглядов — это огромный пласт мировой истории.
— Какая была Ваша главная цель при создании богословской школы?
— Наполнить храмы образованными христианами. Тогда они будут глубже понимать суть своей веры и осмыслять свои действия в храме. Вера — это не просто хождение в храм, не просто «поставить свечку», это глубокое осмысленное служение Богу, Церкви. Поэтому основная цель — научить людей совершать христиански мотивированные поступки, быть учениками Христа.
В XVII веке выходец из белорусских земель митрополит Киевский Сильвестр (Косов) писал про образование: «А в наше время, когда можно учиться, откуда же берутся эти великие проповедники? Из школ. Откуда берутся благочестивые исповедники? Из школ. И тогда Церкви твои святые будут полны богословами; соборы твои расцветут проповедниками; потомки твои в святой вере умножатся»*.
Не зная своей веры, человек легко может ее потерять. Яркий пример — события 1917 года, когда буквально за 20 лет своими же руками крещеные православные христиане уничтожили крупнейшую поместную Церковь, отдали своих священников на расстрелы, репрессии. Чтобы защищать свою веру и не предавать, нужно ее знать.
— Особенности школы в том, что она для мирян. А какая у них мотивация, чтобы получать образование?
— Желание знать свою веру. Мы очень мало знаем о Православии. Люди не виноваты, их просто не научили. До революции в Российской империи было потрясающее духовное образование. Мы только пытаемся к нему приблизиться. В итоге у людей много предрассудков и мифов о Православии, которые мешают им узнать Бога. Невежество отталкивает от православного храма. Люди не знают историю Церкви, основы православного вероучения, и для них Православие превращается в обрядоверие. Молодые люди не могут этого принять. Им нужно объяснять суть веры и говорить с ними не примитивным сленгом, не языком мифов, не нивелировать наше вероучение, а возвышать. Я работаю с молодежью больше 20 лет и могу сказать: молодежь нуждается в возвышенности и жертвенности.
Также я вижу статистику просмотров наших лекций на YouTube. Большая часть зрителей — мужчины. Хотя в храмах мы видим иную пропорцию. Мужчины тянутся к богословию, потому что им важны в вере логика и интеллектуальное размышление.
Христианин — человек думающий и должен развиваться, в том числе интеллектуально. Бог безграничен. А ведь мы созданы по образу Бога, мы тоже не имеем границ и можем развиваться бесконечно.
У нас также обучаются и многодетные мамы, и те, у кого много работы, послушаний — и они находят время на интенсивное обучение. Онлайн-формат дает преимущество, так как можно смотреть лекции в записи и не тратить время на дорогу.
— На что Вы опираетесь при подготовке лекций?
— Мне важно оставаться в рамках Писания и Предания, не отступать от них. Важно хранить традицию.
Мы актуализируем святоотеческое наследие — тот духовный ларец, из которого можно черпать бесконечное количество драгоценного духовного бисера.
— Есть ли какие-то плоды обучения на ваших курсах?
— Задача нашей школы — миссионерская. Обучение в школе направлено на подготовку слушателей для просветительской деятельности на приходах и духовное образование мирян.
У нас есть ученики, которые после окончания курсов взяли благословение архиерея и преподают в своих храмах, например, в Молодечно, Кобрине и других городах. Есть даже преподаватель на англоязычном факультете. Вот так мы несем Православие в зарубежные епархии, где не хватает образования, но есть большое стремление найти Живого Бога.
— Поделитесь примерами мифов о Православии, которые могут оттолкнуть от Церкви.
— Есть много заблуждений, связанных с Причастием. Например, многие люди в 1990-е, 2000-е годы не чистили зубы перед Причастием, якобы для того, чтобы принять его более благоговейно. Это от незнания. Есть решение VI Вселенского Собора, 691 год. В нем говорится о том, что перед Причастием можно ухаживать за зубами, и даже если ты проглотил глоток воды, не надо смущаться, а идти причащаться, потому что враг тебя будет сбивать с пути.
Есть предубеждения, что в болезни нельзя обращаться к врачу, нужно принять ее как крест и молиться Богу. Но Церковь не отменяет медицинскую помощь. По словам преподобного Серафима Саровского, врача также создал Господь. И нужно быть внимательным к своему здоровью.
Еще один пример из Петербурга. По какой-то странной причине в некоторых храмах существовала традиция, которая запрещала мирянам причащаться на Светлой седмице. Это игнорирование канонов Церкви. 66-е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам Светлую седмицу ежедневно причащаться Святых Таин без поста**. Также по поводу поста есть специальный документ Русской Православной Церкви Московского Патриархата, который был издан для мирян, он так и называется: «Об участии верных в Евхаристии»***. В этом документе указано, что если человек соблюдает многодневные посты, а также пост в среду и пятницу, то в субботу может не поститься.
— Что самое главное Вы хотите донести людям о православной вере?
— Человек приходит в храм и ищет поддержку, чистоту, любовь. Наша вера радостная и светлая. Господь создал мир для радости. Он мог мир и не творить — Бог абсолютно свободен и независим. Бог творит мир от избытка любви. Он хочет, чтобы мы были причастны Его радости и любви. Апостол Петр говорит: Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества (2 Пет. 1: 4). Да, мы не можем познать природу Бога, но познаем Его действие, энергию, проявление Его любви к нам, теплоту, заботу. И так мы познаем, что Бог есть любовь. И каждому человеку нужно дать эту любовь. Человек должен ощущать, что он важен. Главное в нашей школе — не количество студентов, а качество образования и внимание к каждому человеку. Мы хотим, чтобы человек ощущал себя членом одной большой доброй семьи, где царствует любовь. Христос говорит: По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35). По большому счету, на курсах мы учимся любви. И преподаватель — не лидер, не дидаскал, это помощник, который ведет вас в прекрасное, красивое, доброе, светлое Царство любви. К слову, мы стараемся приглашать в школу лучших церковных преподавателей Москвы и Петербурга.
— Что дает Вам силы преподавать? Это ведь и огромная ответственность.
— Об этом пишет апостол Иаков: Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению (Иак. 3: 1). Это большая ответственность. Ведь важно, чтобы человек сформулировал верное представление о святых отцах, об учении Церкви. Но если ты начинаешь это делать, надо делать до конца, не жалея себя. Только так.
Апостол Павел в 1-м Послании к Тимофею говорит: Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4: 16). Церковь сейчас дает возможность получать прекрасное духовное образование. Я обучался в Петербургской духовной академии (бакалавриат), закончил магистратуру в Минской духовной академии, аспирантуру в Сретенской духовной академии, Санкт-Петербургскую академию постдипломного педагогического образования, обучался в Российском государственном педагогическом университете имени Герцена. Те таланты, которые дарованы Богом, необходимо развивать, а не зарывать в землю. В Евангелии сказано: Даром получили, даром давайте (Мф. 10: 8). Если я получил знания, должен их применять. Для меня преподавание — это служение Богу, Церкви и ближнему.
Безусловно, это большая нагрузка, на этом пути появляются испытания. В деле служения помогают молитвы людей, а также стремление исполнять благословение Церкви. Несмотря ни на что, необходимо нести радость и свет людям.
— Каковы планы школы на будущий год?
— Перейти в формат института. Мы стремимся сформировать в школе три формы обучения: первая — катехизация, вторая — восемь месяцев обучения, третья — институт, три года обучения.
Хочется, чтобы люди получали высшее богословское образование. Изучали церковные каноны, были образованными христианами, и чтобы всё это привлекало людей к Церкви.
Образование помогает научиться совершать христиански мотивированные поступки, ведь отношения со Христом — это отношения личностей.
Беседовала Ольга Демидюк
Фотографии из личного архива Сергея Немшона
----------
* Апология (Exegesis) — митрополит Сильвестр (Косов) | azbyka.ru
** Данное каноническое правило было установлено Трулльским или Пято-шестым Собором, который состоялся в Константинополе в 691–692 годах.
*** РПЦ. Официальный сайт Московского Патриархата. — Об участии верных в Евхаристии. | patriarchia.ru
24.07.2025


Ульяна
3 дня назад
Лариса
3 дня назадСлава Богу за все!
