«Когда только ты, инструмент и Всевышний…»

В конце июня в «Ковчеге» впервые состоялся сольный концерт композитора и пианистки из России Кристины Буджиашвили. Она пишет музыку в жанрах нью-эйдж, эмбиент, современной классики — эпической, кинематографической, фортепианной и электронной, классического кроссовера; уже выпустила 8 альбомов и 5 синглов. Творчество Кристины известно как в России, так и за рубежом, ее произведения неоднократно транслировались на радиостанциях Испании, Нидерландов, Польши и других стран мира. Вместе с супругом Георгием пианистка много путешествует. Новые места для нее — источники вдохновения. «Музыка Беларуси — это тишина», — призналась она в интервью нашему сайту. В Минске Кристина Буджиашвили исполнила премьерную композицию, которая так и называется: «Тишина».
— Кристина, Вы в Беларуси выступаете впервые. Что привело Вас в «Ковчег»?
— На просторах интернета я интересовалась разными концертными площадками. Знала, что есть такой монастырь. Когда в Вологду приезжала одна матушка из Минска, через общих знакомых состоялся разговор.
— Вам интересны монастыри?
— Моя музыка — современная классика. В ней прослеживается духовная составляющая, что для меня очень важно в произведениях. Я верующий человек. Когда захожу в храм, чувствую себя как дома. Всё, что связано с верой, религией, Православием, мне очень близко. Это моя душа. И всё, что испытываю, я передаю в музыке. Мне так проще говорить о Боге. Музыка без слов выражает эмоцию, состояние души. Возможно, слушатель через композицию по-другому посмотрит на мир, на Бога.
Мне кажется, образы, навеянные духовной темой, в какой-то степени присутствуют во всех моих композициях. Есть альбом «Ближе к небу», хотя у меня не было конкретной задачи написать альбом, связанный с Богом. В каждую композицию я вкладывала свое мироощущение, только в разных соотношениях. Где-то они приземленные, где-то более возвышенные. Были и такие отзывы: «В Вашей музыке мы ощущаем присутствие Бога».
— А когда Вы впервые ощутили Бога в своем сердце?
— Бог есть, и в этом у меня никогда не было сомнений. Я не скажу, что моя семья была религиозной, дома тема веры не обсуждалась. Но, наверное, с рождения у меня есть это внутреннее знание. Я всегда ощущаю, что меня ведут по жизни.
— Есть чувство, что Бог ведет и в музыке?
— Да, и в музыке тоже. Но не всё всегда легко происходит. Прекрасно понимаю, что и трудности нужны человеку. В расслабленном состоянии мы словно теряем свою душу. А душа должна быть в постоянном поиске совершенствования себя. Даже в сочинении музыки нельзя успокаиваться, что ты уже чего-то достиг. Важно стараться дальше, быть в тонусе.
— С какими трудностями Вы сталкивались?
— Глобальных житейских сложностей у меня, слава Богу, не было. Но когда пишешь музыку, организовываешь мероприятия, возникают подводные камни, и есть риск опустить руки и сказать: «Зачем мне всё это нужно? Я не хочу больше переживать. Могу просто заниматься обычным делом». Но через преграды важно перешагнуть. Отменился концерт, не получилось с площадкой, договорился с арендой, а случился подвох — можно отнестись к этому как к испытанию, которое нужно выдержать. Ведь благодаря трудностям мы развиваемся.
— Как Вы пришли к своему призванию?
— С детства мне очень нравилось слушать классику: Моцарта, Бетховена, Шопена, Баха. Я понимала эту музыку. Она казалась близкой.
Я сама из Вологды, а росла в Вологодском районе, в селе Новленское. Родители рассказывали, что в детском садике я подходила к инструменту и выпрашивала его купить. Всерьез никто к моему желанию не относился. У меня был музыкальный пенальчик, и я стала на слух подбирать мелодию, сочинять свою. Начала сама ноты изучать, находила информацию в книжках, учителя по музыке в школе спрашивала. В итоге купили инструмент. Сперва я училась сама — у нас в селе музыкальной школы не было. Потом узнали, что такая школа есть в 30 километрах. Три раза в неделю родители возили меня на занятия. Я окончила школу по классу фортепиано с красным дипломом.
— Бывали моменты, когда хотелось бросить музыкальную школу?
— Да. Именно из-за тех сложностей, которые встречались в обучении.
Когда я заканчивала общеобразовательную школу, нужно было сделать выбор — по музыкальной стезе дальше пойти или попробовать что-то еще. Но потом у меня произошло озарение. Думаю, Господь его послал: услышала красивую музыку и поняла: буду поступать в Вологодский университет на музыкально-педагогический факультет. Отучилась пять лет. Потом еще училась, образование было связано с педагогическим направлением.
Я работаю педагогом, обучаю детей игре на фортепиано и параллельно пишу музыку как композитор. Сочиняла с детства, но непрофессионально. Делала это для себя, для родственников. А в 2018 году поняла, что хочу все свои произведения опубликовать. Так началось мое «официальное» творчество. За это время выпущено 8 альбомов и 5 синглов. Состоялись презентации моих альбомов в разных странах. Сейчас я записываю ноты, хочу в перспективе издать сборники в фортепианном приложении. На дисках вся моя музыка представлена в исполнении оркестра. Там присутствуют симфонические моменты, струнные, электроника. У меня смешанный жанр. Но исполняю я сольно на фортепиано. И эта музыка имеет уже совсем другое, как мне кажется, более тонкое звучание.
Очень трепетно отношусь к духовному искусству. Мне нравятся храмовые песнопения. А инструментальную музыку люблю, потому что она позволяет получать эмоции, не вникая в слова. Я могу всецело погружаться в композиции и очень глубоко себя выразить через нее.
— Насколько сложно прокладывать дорогу в концертной деятельности?
— Сложно. Сейчас очень много музыкантов, которые пишут неоклассику, просто современную классику.
Цели пробиться на сцену, «быть впереди» на данном этапе у меня нет. Моя задача — писать музыку от души. Важно, чтобы ее услышало и поняло как можно больше людей. Возможно, она окажется им близкой, они для себя откроют в ней какую-то свою историю. «Цель музыки — трогать сердца», — говорил Бах. Для меня ценно через свое творчество дойти до сердца человека.
— Какие темы Вас волнуют?
— Я всегда писала о природе. Вдохновлялась пейзажами — живыми и на полотнах живописцев. Потом переходила к эмоциям человека. Интересовало, как мы воспринимаем этот мир, как верим, как надеемся. Любовь, сострадание — эти глубокие чувства я тоже старалась передавать в музыке.
Меня всегда волновала тема экологии: почему порой человек безобразно относится к природе? Мне важно, чтобы не было мусора вокруг.
Также есть образы отношений, образы души, поиска предназначения, веры и любви к Богу. «Фантазия ветра», «Шепот моря», «Восход в горах», «Облачный мираж» — такие у меня композиции. Но в них не чисто картинки природы, а что-то внутреннее, наше отношение к жизни.
Моя музыка размеренная, глубокая и эмоциональная. Некоторые слушатели говорят, что она даже медитативная, но я ее такой не ощущаю. Я пыталась написать ее так, чтобы она заставила человека задуматься, а не побудила отрешиться от мира. Но, возможно, где-то я ушла в космос (улыбается), и какие-то композиции получились медитативными.
— О чем Вы своей музыкой призываете задуматься?
— О смысле жизни. Эта тема меня всегда беспокоила. Не со всеми я могу об этом поговорить, так как не каждый поймет. Мы живем не вечно на земле. И этот промежуток времени нам для чего-то дан. Я всегда задумываюсь: «Для чего я живу в этом мире? Что я должна сделать? Что будет после жизни?» Верю, что продолжение. И дальше всё будет зависеть от того, как мы прожили здесь.
Мои композиции не напрямую, но ставят эти вопросы. А есть и более конкретное произведение — «Зов души», где звучат вопросы: что есть моя душа? О чем она просит? Какие переживания в моем сердце? Я не могу жить только повседневными заботами. Моя душа жаждет более высокого. И мою душу зовет что-то еще. Наверное, этот зов связан с Всевышним.
— А если говорить о природе, которая Вас вдохновляет, — это Вологодский край?
— Вологодскому краю я посвятила композицию «Родная земля». Выпустила клип, где присутствуют кадры природы Вологодской области, города Вологды. Я люблю родину. Но вообще в моем творчестве нет привязки только к моему краю. Восхищаюсь любой природой. Я картину художника посмотрела — и вдохновилась. Очень люблю Айвазовского. Тема моря близка. Но, повторюсь, я не привязываюсь к чему-то конкретному.
— Как считаете, что вызвало у Вас любовь к музыке?
— Я до сих пор ищу ответ. В детстве я и рисовать любила, и стихи писала. Искусство меня привлекало всегда, но музыка брала верх над всем. Наверное, потому что именно музыка вызывает во мне самые сильные эмоции.
Мама у меня русская, папа — грек. Дедушка по отцу играл на дудуке и на аккордеоне. Папа — самоучка, тоже играл на аккордеоне. Возможно, музыкальность у меня есть генетически. Но рвение к музыке, со слов родителей, появилось само собой. Наверное, свыше было послание: «Будешь заниматься музыкой». А внутреннее состояние, что музыка — это мое и я этим должна заниматься, у меня всегда было.
— Есть ли музыка, которая Вас потрясает?
— Мне всегда нравились композиции Ханса Циммера. Он писал к голливудским фильмам. Саундтрек к картине «Гладиатор» настолько поразил, что я плакала. Музыка может потрясти меня до глубины души — я настолько начинаю ее чувствовать, любить, понимать.
— А как Ваше творчество влияет на людей, знаете?
— Да, я получаю отзывы. Пишут: «Ваша музыка меня исцеляет», «Ваша музыка мне помогает прийти к духовному просветлению», «Музыка близка», «Музыка помогла излечиться от болезни», «Ваши композиции как глоток свежего воздуха»… Спасибо людям.
— Расскажите подробнее о своей педагогической деятельности.
— Я живу в Вологде, в детском центре «Аистенок» обучаю детей музыке. На это уходит 50 процентов творческой энергии. Мы участвуем в конкурсах. Ребята занимают призовые места.
Продолжаю писать музыку. Даю концерты в Москве. Ближайший состоится 13 декабря. Стараюсь находить время выступать и в других городах.
— Кто Ваш слушатель?
— Это самые разные люди. Но больше все-таки те, кто слушают инструментальную, классическую музыку. Однажды мне написал мальчик: «Я ваш поклонник. Читаю стихи. Можно, буду брать вашу музыку?» И он прислал видео. Прекрасно читает. Было очень приятно, что, оказывается, и дети меня слушают.
В Вологде, в уютной атмосфере нашего центра, я даю небольшие квартирники. Мои ученики тоже приходят. Считаю, молодое поколение нужно приучать к высокой музыке. Это одна из моих задач как педагога и как композитора — окультурить наш мир. Все-таки классика, неоклассика, инструментальная, хоровая музыка — это культура, духовность. Нашему обществу, современным детям этого не хватает.
— Какое место в Вашем творчестве занимает тема любви?
— Любовь многогранна: к Богу, матери, детям, природе, мужчине. И в творчестве она есть. Любовь между мужчиной и женщиной — только в некоторых композициях. Очень глубоко в эту тему не ухожу, потому что меня все-таки волнуют больше философские вопросы: предназначение жизни, любовь к Творцу, миру, всему, что нас окружает.
— Кто Ваш супруг по профессии?
— Он врач, хирург-уролог. Я раньше думала: что нас может связывать? Он всегда был очень далек от музыки. Но мы приезжаем на концерты вместе, он мне помогает. Сейчас у меня ощущение, что я его вовлекла в процесс. Георгий и классику слушать стал. Мне кажется, когда ты ненавязчив и долго живешь с человеком, он вольется в твою тему. Последние три года муж меня слушает, воспринимая серьезно.
Изначально на меня как композитора мое окружение не обращало внимания. Сейчас пришло другое понимание: возможно, потому что я долго этим занимаюсь, люблю творчество. Все знают, что, по сути, смысл моей жизни — в музыке, и я это дело не оставлю. Поэтому близким остается — мне помогать (улыбается).
— Где Ваши места творческой силы?
— Мы с супругом много путешествуем. Это тоже нас очень объединяет. Вдохновляюсь я разными местами. Всегда впечатляют пейзажи, пение птиц, красота моря, реки. Привлекает величие храмов и монастырей. А также иконы, молитва — всё, что связано с духовностью. Когда сюда ехала, купила в Москве карманное Евангелие. В любой момент я могу его открыть и почитать.
Меня восхищает и поэзия. Всё это вселяет энергию для творчества.
— Евангелие тоже рождает в Вас музыку?
— Оно рождает мысль. Ты размышляешь над прочитанным, и возникают духовные переживания, возможно, и музыка. Но в этот момент нужно находиться в уединении. Музыка рождается из полной тишины, когда только ты, инструмент и Всевышний.
— Часто удается побыть в тишине?
— Стараюсь находить тишину. Не так часто случается, но, когда происходит, испытываю счастье.
У меня двое детей, я нахожусь в обществе, хожу на работу… Когда в жизни много быта, ты не можешь себя собрать. И любому творческому человеку надо найти свой уголок, закрыться от всего, уйти в себя и начать писать. Мне удается это сделать. В основном ночью, когда все спят. Вообще, идеи приходят ближе к ночи. У меня начинают появляться музыкальные темы.
— Ваши дети музыкальные?
— Сыну Ивану 10 лет, он играет на гитаре. Дочка Элина закончила первый класс музыкальной школы, ей 7 лет. Пока выводы рано делать. Я говорила, что 90 процентов всех достижений — это большой труд. Без желания постоянно работать, без силы воли ничего не будет. Главное — не останавливаться и идти вперед, какую бы оценку ни давали окружающие. И обязательно верить, что всё, что ты делаешь, принесет кому-то пользу.
Беседовала Ольга Косякова
Фотографии Максима Черноголова
16.07.2025