X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Волонтер. Путь спасения

волонтер историк и экскурсовод

Если вы много путешествуете по Беларуси, любите ходить малоизвестными маршрутами и увлекаетесь велотуризмом, то, конечно, встречали Игоря. Еще его можно увидеть на богослужении в храме Минской иконы Божией Матери или в стенах древнего Петро-Павловского собора.

Игорь Волынкин — историк, экскурсовод, пономарь, волонтер. Ему 38 лет, пока не женат, но надеется найти ее — свою суженую.

Мы познакомились с Игорем в Верхнем городе — исторической части Минска около Ратуши. Оказалось, что мы в некотором роде — коллеги.

— Я тоже лет десять назад какое-то время как журналист брал интервью у священников для сайта 5-го Минского благочиния. В то время я серьезно задумывался о выборе священнического пути, и друг мне посоветовал стать не просто прихожанином, а с головой окунуться в церковно-приходскую жизнь. Я прислуживал в алтаре, занимался наполнением сайта и параллельно изучал историю прихода.

— С тех пор Вы оставили мысль о священстве?

— Нет, я к этой мысли не раз возвращался, но мой духовник лет пять назад не благословил меня поступать в семинарию. Я не захотел идти против его совета. Настоятель прихода, в который я хожу, не против моего поступления. Но стоит просить совета духовных отцов, молиться и тогда уже решать, делать ли такой серьезный шаг.

 

волонтер в храме

— Какое у Вас образование?

— Я историк, преподаватель истории и социально-гуманитарных дисциплин. Окончил исторический факультет БГУ, магистратуру, обучался в аспирантуре. После учебы работал в архиве, потом углубился в церковную приходскую жизнь. Параллельно освоил профессию экскурсовода.

— У Вас есть любимые направления?

— Я много где бывал в нашей стране, но ближе мне Западная и Центральная части Беларуси. Люблю Гродно, Брест, Мир, Несвиж, Полоцк. Эти направления я знаю лучше всего, да и у туристов они пользуются большей популярностью. Также провожу экскурсии по Минску и Минской области. Есть авторские маршруты, веломаршруты.

— «Авторские» — значит, Вы их сами составили?

— Мы часто используем готовые тексты, исследования или комбинируем их в зависимости от составленного маршрута. Например, велосипедные маршруты разрабатывали сами: ездили, смотрели, выбирали. Какие-то — мои авторские маршруты, какие-то — моих друзей и знакомых. Но, можно сказать, все они в некотором роде уникальны.

 

волонтер

— Если составить обобщенный портрет туриста, то какой он?

— Конечно, мы работаем с иностранцами, но и среди белорусов есть множество людей, которые интересуются родной историей. В основном это люди 30–50 лет. Бывают экскурсии организованные, групповые, и там могут быть и школьники, и студенты, и пенсионеры.

— Что привлекательного в профессии экскурсовода?

— Больше всего мне нравится видеть горящие глаза туристов, встречать благодарных слушателей. Это особенно мотивирует и вдохновляет. Веломаршрут — это вообще сочетание физической нагрузки и получения информации. Интересна сама подготовка, она тебя подпитывает, и хочешь не хочешь — надо обращаться к новым знаниям или более детально углубляться в тему. Ведь если в какой-то сфере долго не работаешь, всё забывается, поэтому каждый раз приходится освежать знания. Надо всё время держать себя в тонусе, и это дополнительно стимулирует. Зачастую объекты и природа оказывают на путешествующих сильное влияние и, как говорится, работают за тебя. Как сказал один мой опытный коллега: «Экскурсовод должен дать не столько знания, сколько эмоции». К нам приезжают разные люди: кто-то впервые знакомится со страной, им больше нужны чувства, твое отношение, а не лекция. Мало быть сухим скептиком и умным ученым, нужно быть интересным рассказчиком. Порой людей надо просто развлекать. В целом это взаимоотношения, общение с людьми. Хорошо, когда это увлекает, но бывают разные моменты и разные ситуации.

 

игорь волынкин

— Вы просите, чтобы Господь Вам помогал?

— Конечно.

 Если бы не рука Бога, многие события развивались бы по-другому. Господь по Своей милости покрывает множество моментов. 

В рамках экскурсий, даже если это не паломническая группа, я говорю о духовной истории нашего народа и города, о наших святынях и храмах.

— Игорь, как Вы сами пришли к духовной жизни?

— У каждого человека есть разные этапы воцерковления. Я с детства задумывался о Боге, слышал, что есть Господь, Святая Троица. Возле нашего дома построили храм. В моей семье не было примера церковной жизни, но лет с 12–14 я сам стал молиться, регулярно заходить в храм. В 17 лет впервые подошел к исповеди и Причастию. Помню, что в старших классах начал поститься, то есть отказывался от определенных продуктов. В 21 год стал регулярно ходить на богослужения, посещал разные храмы, начал углубленно изучать Православие. Мы с другом, осознавая себя православными, знакомились с другими конфессиями: католичеством, протестантизмом. Кстати, молодежь в церкви я впервые увидел у католиков. Тогда я не знал, что в Православной Церкви есть молодежные братства. Потом познакомился с молодежным братством при Петро-Павловском соборе. Среди своих ровесников я выделялся более глубокой верой. У меня спрашивали о духовной жизни или о том, как правильно поступить.

Особое влияние на Игоря оказала паломническая поездка на могилку блаженной Валентины Минской. С того момента он стал более осознанно изучать основы веры, читать Священное Писание, духовную литературу, смотреть лекции проповедников. Благодаря этому через какое-то время Игорь пришел трудиться в книжную лавку и библиотеку Петро-Павловского собора.

 

храм

— Тогда я впервые вошел в алтарь. Для меня всё было непонятно, я боялся, что не справлюсь. Работая в книжной лавке, я много читал, слушал лекции проповедников.

— Каким образом дети с ограниченными возможностями вошли в Вашу жизнь?

— Это совпало с моим воцерковлением. В 2008 году студенты моего факультета в университете загорелись идеей организовать проект помощи детям-сиротам. Хотели оказывать помощь не в Минске, а где-то в глубинке. Так мы нашли школу-интернат в Ивенце, где проживали не только дети-сироты, но и дети с ограниченными возможностями. Мне предложили руководить этим проектом, который получил название «Стань блiжэй». С конца декабря мы начали туда ездить. Наш проект был признан лучшим проектом БГУ 2009 года.

 Тема инвалидов была мне знакома, потому что мой дедушка — ветеран ВОВ и последние годы был прикован к коляске. 

И сиротство мне было знакомо не понаслышке: мы с братом остались без родителей еще в школьные годы. Сначала нас воспитывали родственники, а с 18 лет отправили в самостоятельную жизнь. Спасибо друзьям, которые нас морально поддерживали.

— В чем заключалась ваша помощь детям?

— Мы навещали ребят, созванивались с ними, переписывались, принимали у себя в гостях. После окончания школы кого-то из ребят перевели в другие интернаты, и мы до сих пор поддерживаем с ними связь.

Когда мы впервые туда приехали, то почувствовали, что ребята дают нам больше, чем мы им. Мы им даем внимание, а они нам — подпитку: Господь посылает благодать. Те, кто ездят: и звезды шоу-бизнеса, и предприниматели — ощущают, что рядом с эти людьми они заряжаются.

 

помощь инвалидам

В 2018 году на базе центра «Покрова» в Бобруйске возник проект для людей с инвалидностью. Мы стали их объединять и проводить работу. Для ребят с ментальными нарушениями я проводил спортивные мероприятия. А другая часть нашей команды работала с ребятами, которые имели физические ограничения. Два года назад этот проект возобновил свою работу. Он называется «Вместе. Бобруйск» и существует за счет добровольных пожертвований. Только теперь мы занимаемся с людьми с физическими ограничениями. Наши ребята осваивают новые удаленные профессии, для них проходят языковые курсы и психологические тренинги. Я помогаю на этом проекте как волонтер.

— Для работы с детьми с особыми потребностями нужно много и физических, и психологических сил. Что Вы получаете от своего служения?

— Такая работа иногда действительно требует много сил, но в то же время она заряжает энергией и позитивом, позволят быть собой. Эти дети очень доверчивые, ранимые и требуют внимательного подхода. Но когда они впускают тебя в свой мир, то ты получаешь больше, чем сам можешь им дать. Становишься естественным, открытым, позитивным, и это моральный плюс. Со временем происходит какой-то рост, который ты сам не ощущаешь. Как не замечаешь, каким образом прорастает зерно.

 

помощь людям на колясках

— Вы считаете людей с инвалидностью мучениками?

— Я думаю, что они призваны быть молитвенниками за свой род. Хорошо бы, чтобы в их жизни присутствовала духовность. Когда им показываешь пример, они молятся, стараются вести духовную жизнь. А когда такого примера нет, им трудно остаться на плаву, ведь в семьях они не всегда находят понимание и поддержку.

— Чем такие люди отличаются от физически здоровых?

— У них те же интересы, те же желания, переживания.

 У нас таких людей называют людьми с ограниченными возможностями, а в Европе — людьми с особыми потребностями. 

Это совсем другой подход и другое понимание. Возможности ограничены, но ничто человеческое им не чуждо — любить и быть любимыми, встречаться и создавать семьи. Многие прилагают усилия к саморазвитию, страдают, если что-то не получается, смиряются перед обстоятельствами. Но в целом они — такие же люди, как мы. В чем-то они зависимы, но они понимают, что не могут всё делать сами и вынуждены просить о помощи. Они эту помощь просят и у Бога, и у людей. И Господь им служит через других людей, через помощников. Часто они сталкиваются с тем, что им не все могут и не всегда хотят помочь. Но если они, находясь в таком положении, смогут молиться за свой род, быть благодарными, прощать обиды, то это будет дорогой в Царствие Небесное. Во многом они оказались жертвами обстоятельств, а возможно, Господь так о них особо промышляет.

У нас есть желание приобщить детей с инвалидностью к духовности, чтобы они могли не только принимать участие в таинствах, но и служить Богу.

 

праздник для нуждающихся

Беседовала Елена Романенкова

Фотографии из личного архива Игоря Волынкина

26.06.2025

Просмотров: 583
Рейтинг: 5
Голосов: 23
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать