Вера сердца

Иногда в Евангелии Господь говорит такие слова, которые и с первого, и со второго, и с пятидесятого раза не можешь понять. Откладывается у тебя то, что ты понимаешь, а то, что не понимаешь, — ты пропускаешь. В сегодняшнем евангельском чтении Господь говорит людям такие интересные слова: Сия есть воля Пославшего Меня, чтобы видящие Меня, верующие в Меня имели жизнь вечную; и Я воскрешу их в последний день (ср.: Ин. 6: 39, 40). «Верующие в Меня» — это понятно. Но «видящие Меня» — это как? Ведь тех, кто жил во времена Христа и видел Его, было относительно немного. Но Господь же говорил на все времена, на будущее, которое и нас касается. И что тогда значит «видеть Бога»?
У отца Софрония (Сахарова) есть книга, которая называется «Видеть Бога как Он есть». Он описывает в этой книге переживания своего личного опыта, как он видел Бога в своей жизни, в своей душе; как Бог ему являлся без слов, неизреченными глаголами. Отец Софроний говорил, что чем больше он смирялся перед Богом, тем больше чувствовал свое ничтожество и недостоинство: «Когда меня рукоположили в священный сан, чем больше Господь со мной говорил, тем больше Он открывался, был близок ко мне, моя душа чувствовала Его и знала, что вот Он, Бог мой». Об этом Господь говорит: всякий видящий Меня имеет жизнь вечную.
И мы к этому призваны, потому что вера сердца должна быть. Но мы чаще всего чувствуем, что Бог где-то далеко, что Он занят какими-то Своими делами, — мы Ему молимся, молимся, ничего не получаем и кажемся себе такими оставленными, одинокими, слабыми, грешными, грязными. Может, истинный путь к Богу начинается с этой простой веры сердца? Может быть, сначала это номинальная какая-то вера, когда человек говорит: «Бог у меня в душе»? Но если он хватается за эту веру, старается ее развивать, то встает на тот путь, идя которым будет познавать Бога всё больше: глазами своей души, чувствованием своего духа, какими-то ответами в своей душе.
Все наши святые отцы — отец Софроний, отец Силуан Афонский, отец Порфирий, отец Паисий, отец Серафим Саровский — шли этим путем веры, от меньшего к большему. Они пошли за своей верой, за этим призывом и научились действительно Бога видеть. И это не просто философия. Книги отца Софрония, которые мы с вами читаем и любим, — это не теория, не выдумка, не какое-то художественное православное богословие. Это настоящий личный опыт, опыт богообщения человека. И мы тоже должны быть такими отцами Софрониями, отцами Серафимами, потому что мы к этому призваны — каждый в свою меру.
А что значит «каждый в свою меру»? Какая у меня мера? Должен ли я быть как преподобный Серафим Саровский? Я же немощный, грешный, слабый, глупый… Человек сам себе устанавливает меру. Он сам себе говорит: я вот человек верующий, молюсь, пощусь, заповеди соблюдаю, а дальше — хватит, достаточно. Но Господь не этого хочет, Господь хочет, чтобы всю нашу жизнь, все мысли, все чувства, всё наше время мы отдали. И в этом тайна той свободы, которую Бог нам дал: хочешь — будь с Богом, не хочешь — будь с миром.
Грустно, когда человек выбирает мир; радостно, когда человек выбирает Бога и становится небожителем, сосудом Божией благодати. Такой человек Бога знает, такой человек Бога видит. К таким людям всегда стремились: получить совет, что-то спросить, узнать. Потому что понимали: такой человек не просто выражает свое мнение, дает ответ по своему разумению, он действительно знает волю Божию, потому что он к Богу близко. Святые отцы были к Богу близко, а ты? Почему ты не можешь? Что, ты какой-то другой? Сильно грешный какой-то, Бог тебя отстранил от Себя? Нет! Святой Серафим Саровский говорил об этом: в любое время люди могут быть с Богом, всё зависит от нашей решительности, от нашего дерзновения, от нашей любви к Богу.
Поэтому не будем останавливаться, не будем обременять себя псевдосмирением: «Я никто, я ничто, я ничего не знаю, ничего не понимаю, я буду просто совершать свое правило — и всё, не стану лезть куда-то. Иисусова молитва — не для меня, а для кого-то другого». Нет, всё для нас. Мы должны быть боговидцами, небожителями, носить в себе благодать Святого Духа в полноте — так, как Бог нам ее приготовил. Мы должны быть действительно сынами и дочерями Бога, потому что это Его воля о нас, Его Промысл о нас.
Проповедь после Божественной литургии 08.05.2025 г.
17.06.2025