X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Мы всегда будем в меньшинстве

Протоиерей Андрей Лемешонок

Последняя неделя пасхального периода — это Неделя о слепорожденном (см.: Ин. 9: 1–38). Человек, поврежденный грехом, рождается в этом мире слепым. Ему очень трудно открыть глаза. А когда он их всё же открывает, то становится «дураком» для этого мира. Ведь мир научил его брать. А Господь говорит: «Надо отдавать». Мир научил жить для себя. А Господь говорит: «Живи для другого, забудь о себе». И чем меньше человек заботится о себе, тем больше о нем заботится Господь.

Это совершенно разные принципы жизни. И сочетать их невозможно. Поэтому так непросто нам дается переход, когда мы от душевных, телесных, всяких чувственных, греховных состояний, которые в мире считаются нормой, вдруг начинаем переходить к другому состоянию. Начинаем понимать, что главное — не отступить от Бога. Даже если что-то болит, что-то мерещится, кто-то что-то сказал или складываются какие-то неприятные обстоятельства…

Если ты соблюдаешь этот принцип, то уже не путаешься, не разгадываешь ребусы и кроссворды, которые тебе специально подсовывает враг: «Разгадывай этот кроссворд, ломай голову, как тебе поступить! Любит? Не любит? Уходить или не уходить с этой работы? Менять или не менять эту квартиру? Кто прав? Кто виноват?»

Никто не прав, и никто не виноват. Мы — творения Божии. И если мы будем искать и исполнять волю Творца, у нас всё будет на своих местах. А если начнем мудрить и строить свою жизнь по своим чертежам, как «сами себе режиссеры», кончится всё не хеппи-эндом, а трагедией.

Сейчас мы видим, что этот мир смакует трагедии в своем искусстве. Вот мы смотрели с сестрами один фильм. Талантливый, отличный, но для чего он снят? К чему он призывает? Всё плохо! Везде трагедия. Везде безысходность. И от кого это? Конечно же, не от Бога.

Когда вы устаете от духовной литературы, читайте народные сказки. Иван-дурак всегда самый умный. Потому что он честный и не хочет ничего от этой земли. Он хочет жить по-честному, а его все шпыняют: «Дурачок-дурачок»… А потом он оказывается царем.

Вот и вся правда этой жизни. Но нам трудно расстаться со своим «я», со своими приобретениями. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что чем в меньшем человек нуждается, тем в большем он свободен. Абсолютная свобода — не нуждаться вообще ни в чем.

Поэтому святые подвижники из дворцов уходили в пустыни, становились странниками, бездомными. Они видели, что эти дворцы — ловушка. Это всё цепи — только золотые. Какая разница, золотая у тебя цепь или ржавая? Ты всё равно сидишь на этой цепи, и мир диктует тебе свои законы. А мы должны быть свободными! Только Христос! Он у нас один Царь! Только Его закон любви! Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 39). А это возможно только тогда, когда ты любишь источник любви — Христа.

Что еще не сделал для нас Господь? Он нам дал Свои Тело и Кровь. Что еще нам нужно? Сегодня вы причастились. Вы богачи! Вы самые счастливые люди в этом мире! Вы это чувствуете?

Я думаю, чувствуют не все… А почему? Потому что мы неблагодарны и злонравны. Мы не можем преодолеть притяжение этого мира. Мир нас учит совсем другому: «Никого не люби! Никому не верь! Живи для себя! Тебе больше ничего не надо! Береги свои нервы. Не переживай ни за кого. Не волнуйся. Глубже дыши… Вот тебе диета, вот тебе гимнастика. Только не думай о Небе! Не думай о Царствии Небесном и о том, что ты будешь жить вечно! Живи, пока живется! Ешь, пока естся! Пей, пока пьется!» Мы это знаем… У нас тут целое подворье. Они и не хотят уже пить, а всё равно пьют. А потом умирают. Но я говорю не столько об алкоголе, сколько о потребительском отношении к жизни.

Нам всем еще предстоит стать бездомными, нищими, слепыми, расслабленными. И тогда Христос подойдет к тебе и скажет: «Открой свои глаза. Ты ничего не видел, но Я тебя исцеляю. Вставай. Иди за Мной!»

И мы пойдем за Христом. Куда? На Голгофу! А кто-то скажет: «Да нет, я лучше буду сидеть на обочине слепым, пусть мне подают какие-нибудь объедки… Я не хочу умирать на Голгофе. Я не хочу открывать глаза».

Вот так люди и не хотят открывать глаза. Они боятся себя. Боятся, что, открыв глаза, уже не смогут жить, как раньше. Грех для них уже станет невыносимой отравой, ядом. Поэтому враг делает всё, чтобы мы оставили свой грех в себе, оправдали его, сказали: «А все так живут! Таковы законы мира».

Ты отвечаешь за себя. Тебе дана бессмертная душа, и она должна стать святой. А на меньшее мы не согласны.

Вы все должны быть святыми! Вы все должны быть в Царствии Небесном! Оно уже сейчас начинается — это Царствие внутри вас. Пусть весь мир будет вам кричать: «Вы дуры и дурни! Вы только посмотрите, от чего вы отказываетесь!» А я всегда говорю: «Ваша душа от этой работы страдает? Вы предприниматель? У вас большие деньги? Оставляйте и бегите от этого! Вам не нужно платить такую цену за свою душу. Будьте по-настоящему свободными».

Конечно, есть очень богатые люди, которые строят храмы. В России таких немало. Они приходят к Богу через несчастья, через горе, через смерть своих близких. И в результате все-таки начинают понимать, что деньги — это не их, богатство — это не их, знания и навыки — это тоже им не принадлежит. Это всё Божие. И это надо отдавать на службу Богу и человеку. Хотя таких людей всё же гораздо меньше, чем тех, кто повредился рассудком и указывает, что всем надо жить так же, как живут они.

А мы не хотим жить, как все. Мы хотим жить так, как Бог нам скажет. И, конечно, мы никогда не станем большинством. Мы всегда будем в меньшинстве. Но ради этого меньшинства Господь сохраняет мир.

Из проповеди после Божественной литургии 25.05.2025 г.

02.06.2025

Просмотров: 454
Рейтинг: 5
Голосов: 20
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать