Подвиг преподобного Исаакия Далматского

12 июня — день памяти преподобного Исаакия исповедника, игумена обители Далматской (383)
Оставите безумие и живи будете, да во веки воцаритеся: и взыщите разума, да поживете и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличаяй же нечестиваго порочна сотворит себе (обличения бо нечестивому раны ему). Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрейший будет: сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости страх Господень, и совет святых разум: разумети бо закон, помысла есть благаго. Сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота твоего.
Притч. 9: 6–11
Взвешенно, обдуманно указать другому человеку на ошибку к его пользе, не вызвав возмущения или хотя бы малой скорби, мало кому удается — это умение редкое. Здесь требуются деликатность, мудрость, мужество. К сожалению, распространенное отношение ко греху, даже вопиющему, — не вмешиваться. А если беззаконие совершает власть имущий, обличить его, предупреждая о грозящей погибели, — это подвиг, который может стоить дерзнувшему жизни.
В IV веке смиренный подвижник преподобный Исаакий Далматский, происходивший с Ближнего Востока, вероятнее всего, из Сирии, такой подвиг совершил, встав на защиту Православной Церкви от арианской ереси. В житии святого, написанном иноком Далматского монастыря, говорится, что святой Исаакий долгие годы пребывал в пустыне, пока не услышал Божий призыв отправиться в Константинополь.
В то время столица Византии была охвачена ересью арианства, которую поддерживал император Валент — человек плохо образованный и невежественный в вопросах веры. Он не имел понятия о различии между Никейским Символом веры и арианством и не интересовался подобным различием. Валент попал под влияние еретиков, и в Константинополе не осталось действующих православных храмов: они были либо закрыты, либо заняты арианами. Православный патриарх был изгнан, и на его место поставлен арианин Димофил. По этому поводу к императору отправилась с протестом депутация из 80 пресвитеров и именитых православных граждан; но он ответил на их просьбу тем, что всех велел посадить на корабль, который был выведен в открытое море и подожжен.
Мозаичный образ преподобного Исаакия Далматского в иконостасе главного нефа Исаакиевского собора (1818–1858) в Санкт-Петербурге
Святой Исаакий несколько раз пытался поговорить с Валентом. Он умолял его отказаться от лжеучения и просил прекратить преследование православных христиан. Но император не слушал старика-монаха. Мало того, он приказывал своим приближенным жестоко избивать Исаакия, чтобы тот не надоедал ему своими мольбами. А Исаакий приходил снова и снова. Тогда воины, избив святого чуть ли не до смерти, бросили его в зловонное болото, из которого было практически невозможно выбраться живым даже здоровому человеку.
Только чудом Божиим Исаакий смог спастись и снова предстал перед императором. Но теперь уже не с униженной мольбой о милости, а с грозным пророчеством. В тот год готы, жившие по Дунаю, собрав все свои полки, начали войну с греками; они уже захватили Фракию и приближались к Константинополю. Император Валент в 378 году отправился с войском дать отпор варварам и по пути остановился в Константинополе. По Божественному Промыслу преподобный Исаакий вновь явился перед властителем. Церковный историк Феодорит Кирский сохранил рассказ о дерзновенной проповеди Исаакия, обращенной к римскому императору Валенту.
Взяв за узду коня, преподобный сказал венценосцу: «Куда идешь, царь, воюющий против Бога и не пользующийся Его помощью? Ведь Он-то и подвиг против тебя варваров — за то, что ты изощрил много языков на богохульство, а славословящих Бога изгнал из святых храмов. Перестань воевать против Него — и Он остановит эту войну; возврати паствам превосходных пастырей — и ты легко получишь победу. Если же предпримешь войну, не сделав ничего этого, то на опыте узнаешь, как бедственно идти против рожна, потому что и сам не воротишься, и потеряешь войско!» Раздраженный царь ответил: «Ворочусь и убью тебя, будешь мне отвечать за ложные предсказания». А Исаакий, не убоявшись угрозы, воззвал: «Убей, если откроется лживость моих слов!»
«Преподобный Исаакий Далматский встречает императора Валента», С.-Петербург. Исаакиевский собор, фрагмент фронтона восточного портика, горельеф. Скульптор И. П. Витали, 1845 г.
Преподобный предупредил Валента: «Вот ты хотел погубить меня в тернии и болоте; но Господь сохранил меня живым и послал мне ангелов Своих, которые вывели меня из той пропасти. Отопри храмы, и тогда ты возрадуешься. Не послушаешь меня — знай, что хоть и спасешь свою жизнь бегством, суждено тебе принять смерть от врагов своих на куче соломы». Валент, хотя и был потрясен таким предсказанием, тем не менее не внял ему и приказал сановникам Саторнику и Виктору содержать преподобного Исаакия в узах до своего возвращения. Сражение, произошедшее около Адрианополя 9 августа 378 года, обернулось поражением войск императора. Раненый Валент сумел выбраться с поля боя и со своим советником спрятался в сарае в куче соломы. Варвары, пустившиеся за ним в погоню, обнаружили его там и подожгли. Так бесславно погиб гонитель и сбылось пророчество святого Исаакия.
После того сражения оставшееся в целости греческое войско направилось навстречу римскому императору Грациану, которой шел на помощь грекам. Придя в области греческие, Грациан избрал в императоры грекам Феодосия, называемого Великим. Феодосий, собрав воинов, пошел на готов, победил их и с торжеством возвратился в Константинополь. Между тем некоторые из греческих воинов, еще не знавшие о гибели Валента, пришли к преподобному Исаакию, содержавшемуся в узах, и сказали: «Приготовься к ответу, ибо в скором времени возвратится царь с поля битвы и будет тебя допрашивать и мучить». Но святой отвечал им: «Прошло уже семь дней, как я обонял смрад от сожженных костей его». Слышавшие это ужаснулись; и действительно, в скором времени пришло известие о погибели Валента.
Преподобный Исаакий Далматский благословляет святых императора Феодосия и его супругу Плакиллу. С.-Петербург, Исаакиевский собор, фрагмент фронтона западного портика, горельеф. Скульптор И. П. Витали, 1845 г.
Император Феодосий I Великий, услышав о пророчестве преподобного Исаакия, приказал освободить святого от уз, выпустил из темницы и с почестями принял во дворце. После этого преподобный, согласно житию, участвовал во II Вселенском Соборе (381), хотя в списках участников Собора он не отмечен. Затем святой хотел вернуться в пустыню, но благочестивые вельможи Саторник и Виктор просили его не покидать Константинополь и не оставлять своих духовных чад. Вняв их уговорам, преподобный попросил построить ему келью. Каждый из вельмож возвел в своем имении жилище для подвижника, и святой выбрал скромную келью, сооруженную Саторником. Она находилась в пригороде Константинополя, за городскими стенами.
К старцу приходило много людей из города, он посещал жителей по их просьбам, чтобы помолиться с ними и благословить их дома. Император Феодосий также неоднократно приглашал святого во дворец. Преподобный Исаакий всегда стремился помогать бедным, и если кто-то, встретив его на дороге, просил милостыни, то он снимал с себя плащ и отдавал нищему. Если он возвращался из города и ворота уже были закрыты, то после молитвы и крестного знамения преподобного они всегда чудесным образом открывались.
Через некоторое время вокруг его кельи был основан монастырь, впоследствии названный монастырем Далмата, который считался древнейшим в Константинополе; там святой прожил до конца своих дней. Почувствовав приближение смерти, преподобный Исаакий созвал учеников, наставил их в правой вере и выбрал среди них одного, по имени Далмат, которого назначил своим преемником.
Служба преподобным Исаакию, Далмату и Фавсту. Рукопись, конец XIX в., Россия
После кончины святого император повелел совершить торжественное погребение с процессией к церкви святой Ирины, которая тогда была кафедральным собором Константинополя. Его оплакивал весь народ с императором во главе. Однако братия Далматской обители и духовные чада преподобного упросили похоронить его ближе к монастырю, в церкви святого Стефана, расположенной неподалеку. После поминальной службы в кафедральном соборе, которую отслужил патриарх, процессия с телом преподобного направилась к церкви первомученика Стефана, где святой Исаакий был погребен в алтаре, справа от престола.
Так завершился земной путь преподобного Исаакия, но память о нем сохранилась не только в стенах основанной им обители, но и в сердцах всех, кто чтит его как мужественного исповедника веры и милосердного молитвенника.
Преподобный Исаакий Далматский — один из святых покровителей Санкт-Петербурга
Почитание преподобного Исаакия Далматского в России связано с личностью императора Петра I, день рождения которого совпал с днем памяти преподобного. Император считал его своим небесным покровителем, и в честь святого в Санкт-Петербурге был воздвигнут Исаакиевский собор — второй по величине православный храм после храма Христа Спасителя. Сохранилась также каменная церковь преподобного Исаакия в селе Степановском Московской области, построенная в первой трети ХVIII века. В нынешнее время при Спасо-Преображенском Соловецком монастыре действует Исаакиевская пустынь с деревянной часовней преподобного Исаакия Далматского.
Ковчег с частицами мощей в афонском скиту Новая Фиваида
Частица мощей преподобного Исаакия Далматского доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в Покровском приделе Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге. Также частицы мощей святого Исаакия хранятся в скиту Новая Фиваида на Афоне.
Преподобне отче Исаакие, моли Пресвятую Троицу о нас!
Тученосный облак духовный явился еси, преблаженне, сущим на земли, напаяя, яко бразду, верных сердца: обтек же концы божественными словесы твоими, дождь учений источил еси, премудре, темже, яко потоки, всех сердца благовоние Духа богомудренно израстил еси, богоносе Исаакие, моли Христа Бога грехов оставление подати чтущим любовию святую память твою.
Седален, глас 4
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. — Москва: «Ковчег», 2010.
- Жизнь преподобного Исаакия Далматския / isaacy.ru
- Минíа, мѣ́сяцъ Ма́ій. — Кíевъ: Въ тѵпогра́фіи Кíево-Пече́рской Ла́вры, 1893. — Л.
- Православная богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902.
12.06.2025