X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Пост — это сеяние в Дух

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Пост — это установление новых ценностей человеческой личности. Впрочем, сказать новых мало; надо сказать: наисовершеннейших. Всё низкое пред Богом становится низким и для человека. Всё высокое пред Богом делается высоким и для человека. Не трудно видеть, что человек настраивается, входит в тон, в разум, в дух некой высшей жизни, которую он еще не совершенно постигает. И, входя в тон, в разум, в философию высшей жизни, постигает он ее всё лучше и лучше…

Только родившийся новым рождением духа в мир истинных и вечных ценностей человек находит истинное успокоение. Покой сердца, мир духа, истинную жизнь. Это подлинно новое, навек оставляющее человека в ощущении и переживании этой новизны как постоянной полноты бытия.

Не-истинная ценность — это ценность призрачная, созданная лишь болезнью души или ненасытной потребностью тела.

Не-вечная ценность — это ценность лишь для земли, на мгновение (земная пища, сон и т. д.)… Ценность эта, безгрешная сама по себе, делается не-истинной, ложной, когда обращается людьми в вечную, в последнюю ценность человека, то есть заменяет человеку цель жизни.

Пост, в своей идее и в своем истинном духе, отрясает с человека всё неверное, призрачное и всё лишнее, что превратилось уже в нечто самодовлеющее для человека и завалило камнями для него вход в истинное.

Пост есть воздержание; осмысленное и последовательное воздержание от всего не-истинного и не-вечного. Но пост не есть лишь одно отрицательное воздержание; он есть и положительный приход к истине, вкушение истинной жизни.

Воздержание не есть центр поста. Центр поста есть именно вкушение истин воли Божией, богоустановленной жизненной гармонии вещей. Пост есть всецелое послушание Богу. Целомудрие мира.

Вкушение постной пищи и невкушение скоромной не есть только отказ от одного рода физической пищи и вкушение другого ее рода… Не-вкушение и вкушение проходит чрез всю глубину жизни человека, касается основ его.

Пост есть отказ от вкушения человеческим сердцем и разумом всего призрачного не-истинного и не-вечного. Всецелое устремление ко вкушению вечного и истинного.

Пост есть явление глубоко положительное, светло-активное. Оттого Господь повелевает постящимся не помрачать лица своего, но помазать главу и умыть лице свое (См.: Мф. 6: 16–17). Пост есть веселие, радость духа, торжество вечности над временностью, победа правды над ложью, любви над ненавистью, света над тьмою. Пост есть цвет жизни, лучшая песнь человека в мире: песнь, переходящая в пасхальное песнопение.

Пост не есть только усилие души, чтобы есть всё не-вкусное… Пост — это есть сеяние в Дух, причащение Духа Божия, и потому пост всегда заканчивается и исполняется в Св. Причастии Тела и Крови Христовых, что делает явным пост не как отрицательное действие, но положительное, устремление к Причастию Христа, жизни наиболее полной в Нем. Всё остальное подготовка…

Пост обнаруживает всю несостоятельность, всю душевную нищету нашу человеческую. Это драгоценное обнаружение. И он же обнаруживает силу Божию, действующую в этой нищете, в слабости человеческой. Это уже громадное достижение поста в деле человеческого самопознания и познания Бога…

Приводя нас к познанию нашей слабости, пост нам облегчает смягченное и просветленное отношение к недостаткам окружающих нас людей. Прокаженный, обнаруживающий свою болезнь, ближе и легче пойдет к другому прокаженному, чем человек, хотя и прокаженный, но не знающий еще о своей болезни и воображающий, что он здоров… И все святые прикасались к познанию своей греховности и слепоты своей природы чрез это постническое познание и чрез это восходили к всё большей жажде совершенной жизни Христовой. И обнимали сострадающей, сочувствующей любовью всё грешное стенающее творение, себя почитая самым несовершенным его выражением.

Новый человек творится Господом из покаяния, как ветхий человек — из праха земного.

Мы, люди, — стершиеся монетки, потерявшие на себе царский лик. Мы кусочки меди бряцающей.

Пост, покаяние чудесно обновляют печать Божию на нашем лице; в глазах, в словах, в мыслях и самых затаенных думах отражается Божие Царство и отсвечивает через нас в мире.

Старое, стершееся, обессмыслившееся, обессолившееся делается новым, Христов дух, печать Духа Истины, ложится на человека и на всю жизнь, на весь век его. Он становится истинным человеком, чрез Богочеловека-Христа, соединившего Бога с человеком.

Пост светлый есть близкое достижение мира божественного. Невидимые ангельские крылья вырастают у владеющего воздержанием и светло влекут его в новую и новую жизнь… Телесное и душевное через пост преображается в духовное.

Смысл жизни найден; и человек, имеющий веру и волю освобождаться от самого себя, от всей своей самости и гордыни, получает дар становиться рабом Божиим. Истинный раб Божий — это то же, что друг Божий, что сын Божий. Это человек, свободный от зла, от неправды, от томления в своей грешной ограниченности.

Источник: Архиепископ Иоанн (Шаховской). Психология поста. — М.: Приход храма Святаго Духа Сошествия на Лазаревском кладбище, 2012.

30.06.2025

Просмотров: 66
Рейтинг: 5
Голосов: 2
Оценка:
Комментировать