«Ревнуйте в подвиге воздержания!»

Пост, по учению Церкви, прежде всего есть трезвение, бодрствование души. Бодрствование есть сущность поста, одушевляющая все внешние проявления его. А что такое бодрствование души? Бодрствование души есть обращение души в самое себя и выправление всех ее сил. Душа как бы становится на стражу самой себя, так что ее владения — силы души — всё в поле ее зрения, и она каждый миг может защитить их от покушения со стороны. В своей собранности и настороженности душа видит всё чуждое себе, наносное и злое, что противно ее природе и искажает ее. В такие моменты душа способна и подметить врага, и отразить его своими, теперь подчиненными ей, силами.
Пост есть «отчуждение злых», т. е. отмежевание себя, выкидывание из себя всего наносного зла, всего ненормального, противного душевной природе; «отложение ярости», т. е. приобретение душевной ясности и душевного равновесия; «отлучение похоти», т. е. освобождение от похотей, этих болезней душевных, истребление их. Вот каков истинный пост — пост души, внутренний пост, и он благоприятный, ибо освобождает душу от болезней и возвращает ей здоровье.
Утвердивши эту сущность поста, Церковь говорит о внешнем посте, то есть посте тела, о воздержании в пище. Настолько связаны тот и другой посты, внутренний и внешний, настолько внутренний является первозначащим сравнительно со вторым, что Церковь даже не мыслит одного без другого и прямо говорит, что один внешний, телесный пост сам по себе вовсе и не нужен. Он — пустая форма, самоограничение, не увенчиваемое успехом, если одновременно нет поста души.
Во всех указаниях Церкви — требование очищения души, наряду с телесным постом, и совершенное отрицание поста тела без одновременной борьбы с грехом — «в грехе не поститесь».
Теперь, по ознакомлении с сущностью двуединого поста, естественно выяснить, почему при бодрствовании души необходимо ограничение в пище? Церковь дает ответ и на это.
Оболочкой нашей души является тело, и между душой и телом существует неразрывная связь. При здоровом состоянии души соотношение души и тела — нормально, то есть оболочка, как начало низшее, материальное, подчинено высшему — духу. При болезни души нормальное соотношение души и тела меняется: оболочка из служебного положения переходит в господствующее. Душа больная теряет свое внешнее руководство и ниспускается, так сказать, в тело, оземляется, порабощается телом, подчиняется ему и уже творит его волю. При всякой страсти, этой болезни души, тело, вначале бывшее проводником души, с усилением в ней страсти становится орудием этой страсти, оковами, пленяющими душу.
Получилось, таким образом, полное извращение нормального состояния души и тела. Душа уже не распоряжается телом. Она — послушное его орудие. Струны души, ее силы опущены и прикасаются к чуждому для них дереву — телу, и нет звуков души… А материальное тело одновременно звучит своими законами и требованиями. Как вы поведете борьбу с этим? Как извлечете болезнь души и вернете ей свободу? Вы думаете, своим рассуждением, своей волей?
Безнадежные средства! Если вы в борьбе с грехом надеетесь на силу ума или воли, значит, вы еще не боролись со страстью. Когда страсть разольется, как пламенеющая лава, и ее пожар охватит душу, и душа опалится сладким огнем страсти, тогда ничто из ваших больных сил не спасет вас. Вы повлечетесь страстью, куда она хочет, как бы вы ни пытались противиться. Безнадежно! Вы в сетях! Что же делать тогда?
Надо дать окрик страсти, надо разорвать постыдную связь тела с душою. Надо прекратить беззаконное мучительство тела! Один из путей — пост как воздержание. Воздержание — это обуздание тела, отсечение страсти, холодный душ для нее. Так именно и наставляют нас церковные песни, заповедуя пост как обуздание тела ради освобождения души от его засилья.
Когда воздержанием сброшено насилие тела и с ним — порабощение похоти и страсти, тогда дух высвобождается для свободного действования его сил. Тогда расправляются крылья души, и она свободно парит в сродной ей сфере. «Гряди, душе, крилы облечаема! От долу влекущего восстани… воздержанием (себе) вперивше в небеса».
Вот с какими мыслями подойдите к пониманию поста, блюдомого Церковью и в наши дни. И ревнуйте, ревнуйте в подвиге воздержания! Ревнуйте в посте, и он, как огненная колесница, оторвет вас от подчинения телу, от греха и поднимет вашу душу на высоту. Пост вольет в душу бодрственность, которой вы повлечетесь к Богу и будете поставлены пред лицем Его, как Моисей на горе Богоявления!
Источник: Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). Проповеди. «Благовестие святого евангелиста Марка» (Духовные размышления). Письма к духовным чадам. — М.: Отчий дом, 1996.
23.06.2025