О поминовении усопших в Троицкую родительскую субботу

Дорогие братия и сестры, сегодня мы с вами по зову Церкви собрались в святой храм, чтобы совместно вознести свои молитвы к Богу за усопших наших сродников. Совсем недавно, после Пасхи, на Фоминой неделе, мы собирались на общую молитву, чтобы с усопшими поделиться нашей общей радостью о Воскресшем Господе и испрашивали у воскресшего Господа им милости в надежде будущего воскресения.
Сегодня Церковь также установила правило поминать усопших, ввиду того что на Пятидесятницу сошел Святой Дух на апостолов, и тем самым совершилось домостроительство нашего спасения, в котором участвуют и усопшие. Поэтому Святая Церковь, воссылая молитвы в Пятидесятницу, молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит, чтобы и для усопших благодать Святого Духа, которой они сподобились еще при жизни, была источником вечного блаженства, так как «Святым Духом всяка душа живится» (степенна на утрени, гл. 4 — Ред.). «Яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе, но мы, живии, благословим Тя и молим… и жертвы приносим Тебе о душах их» (молитва на вечерне в Троицын день. — Ред.).
Дорогие братия и сестры, Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (ср.: Лк. 20: 38), и поэтому мы с верою совершаем молитвы по нашим умершим, зная, что они нас слышат, они живы и ждут нашей молитвы. Нет человека, который бы пожил и не согрешил. Никто не чист от греховной скверны, хотя бы он прожил только один день на земле (см.: Иов. 14: 4). Все мы во грехах рождаемся, во грехах проводим жизнь и во грехах умираем. Правда, многие из нас часто каются и причащаются святых Таин, но едва мы кончим покаяние, как снова успеваем нагрешить, и смерть всегда нас застает неоплатными должниками перед Богом. А между тем за гробом нет больше места для покаяния. Только в земной жизни человек может каяться и творить добрые дела, за гробом же он ничего не может сделать для улучшения своей участи, и его ожидает одно из двух: помилование или осуждение.
Поэтому Святая Церковь, исполняя заповедь Христову о любви к ближним, и призывает нас, и научает нас, чтобы мы молились за умерших в вере и благочестии. Перешедшие в иную жизнь души христиан, хотя и в вере скончались, а не в ожесточенном зле, тем не менее еще несовершенны в добрых делах, и души таковых христиан, находясь в аду, могут, конечно, глубоко раскаиваться в грехах земной жизни и стремиться ко благу, к которому были иногда равнодушны на земле. Но собственными силами они не могут освободиться от уз ада. Христос, разрушитель ада, имеет власть отверзать врата ада и затворять, низводить во ад и возводить из него. Следовательно, для спасения усопших от уз адовых членам Церкви остается молить Господа, Владыку живых и мертвых, о помиловании их.
Как же быть тем, которые не удостоены помилования на суде Божием, а между тем умерли с покаянием и надеждою на спасение? Они могут получить себе помилование по молитве живых, которые, оставшись на земле, обязаны ходатайствовать перед Богом за умерших, совершая о них поминовение. Священное Писание ясно говорит об этой обязанности нашей по отношению к умершим…
Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). О поминовении усопших, памяти смертной и общем воскресении. — М.: Данилов мужской монастырь, 2018.
06.06.2025