О критике и похвале

— Последние годы с детьми-подростками использую такую методику: за достижения и хорошие поступки — хвалить, а неудачи и плохое — не замечать. Стараюсь не критиковать и не делать замечаний, хотя бывает трудно. И, конечно же, объясняю, где «добро», а где «зло». Спустя время наблюдаю результат: дети больше открываются и доверяют, чувствую их заботу, не стало конфликтов. Нет ли подводных камней в такой системе воспитания?
— Люди по-разному реагируют и на похвалу, и на критику. Для кого-то критика созидательна, а для кого-то очень болезненна и оставляет в душе глубокий след.
Здесь нет большого выбора. Я думаю, что в итоге человек приходит к тому укладу жизни, который более всего подходит для него, для его семьи и окружения. И не потому, что это более «правильная» система, дающая хороший результат, а может, потому лишь, что это та форма взаимодействия с внешним миром, которая единственно возможна. Всё остальное может быть «правильно», но неисполнимо. А каким будет результат — трудно говорить. В какой момент мы будем оценивать его? Когда он наступит? Может, мы результата и не дождемся. А может, на каком-то этапе мы увидим один результат, а спустя время он будет другим. И что повлияло? Трудно сказать. Это тайна человеческой жизни.
Всё, что зависит от нас, надо попытаться сделать. Но, опять же, и удачи, и неудачи не всегда можно правильно оценить. Человек может казаться неудачником в каких-то вещах, но это не перечеркивает всю его жизнь. И наоборот: например, мы можем быть успешными родителями, у нас могут быть хорошие, воспитанные дети. Это большое утешение, но сказать, что в этом весь смысл нашей жизни, — нельзя. На фоне этого успеха мы можем чего-то другого не заметить.
Если в вашем мировоззрении присутствует оптимизм, то вам будет легче хвалить, поддерживать, утешать и не обращать внимания на плохое. А если в вашей картине мира — противоположный градус, то вы будете источать негатив. Но, может, он тоже необходим и закаляет подростка. Если, например, человека в детстве в строгости держали, то это огромная закалка, которая поможет в жизни многие вещи пережить спокойно. Иногда похвала расслабляет, не дает внутреннего напряжения. Но всё это очень индивидуально.
Всё зависит, как говорят в искусстве, от сверхзадачи. Очень важно, чтобы мы видели цель и смысл. Одно дело, когда мы критикуем, давая волю своим негативным эмоциям. А другое дело, когда переживаем и хотим что-то улучшить. И очень важно, чтобы тот, кто критикует, и тот, кого критикуют, ставили вопрос: что происходит в данный момент — это просто эмоции, или внутренняя боль о ситуации, проблеме?
Мы рассуждаем о человеческих вещах, но ведь за всем стоит Промысл Божий. Когда человеку нужно прожить какую-то тяжелую ситуацию не потому, что кто-то захотел, — так попустил Господь, тогда нужно, сжав зубы, это пережить. Не ища, кто прав или виноват, не пытаясь кому-то что-то доказать. Если мы переживем это с внутренним самообладанием, то это будет важным опытом в нашей жизни.
Всё должно быть в меру — и похвала, и критика, потому что, как только эта мера нарушается, даже хорошее становится разрушительным. Надо чувствовать меру и свою, и другого, чтобы человек знал, куда двигаться, знал, что, даже если у него что-то не получается, его не оттолкнут.
Дисциплинарно выстроить отношения с ребенком непросто: надо иметь недюжинную силу и опыт. И было бы хорошо, если бы при этом сохранилась тонкая душевная связь. Это как в храме: человек часто приходит с проблемой, которая ему не под силу. И он не способен доверить ее даже Богу, потому что чувствует: будет больно. Тут можно рубануть и сказать: «Будет только так — и всё». И многие люди, столкнувшись с такой категоричностью, вдруг «воскресают». А некоторые — замыкаются. И человек вообще перестает ходить в храм, возникает преграда на долгие годы.
Когда я поступал в академию искусств, она была для меня Эверестом, который надо покорить. Я готовился к этому. И вот я собрал все свои работы и пришел на консультацию. А для меня само здание академии с лестницей и колоннами было священным, как Олимп. Кафедра, на которую я собирался поступать, находилась на последнем этаже, а идти нужно было по этой большой лестнице. И вот я иду, и у меня дыхание замирает, мне кажется, что здесь ходят какие-то небожители — педагоги. В итоге захожу на кафедру, там педагог, как потом оказалось, второстепенных предметов, и он в силу очень доброго характера всегда старался студента поддержать. Я достаю трясущимися руками свои работы и понимаю уже, что они никуда не годятся, что они слабые. Жду, что на меня сейчас обрушится град критики. А педагог говорит: «Да у вас всё хорошо! Да вы молодец!» И парадоксально, но я почувствовал глубокое неудовлетворение. Думаю: «Что-то не так, подвох какой-то. Как будто он не понимает ничего». Но при этом я понял для себя, что педагог должен быть жестким, чтобы вывести тебя на какой-то уровень. Потому что страшно, если у человека есть иллюзии насчет себя, своих талантов. Когда они разрушаются — это болезненно. Но и это порой необходимо.
Важно разбираться в человеке, что с ним происходит, что ему необходимо сейчас.
Подготовила Ольга Александрова
Эту и другие беседы можно посмотреть на страничке иконописной мастерской нашего монастыря в Instagram.
19.06.2025