X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Никогда не отчаивайся!

Архимандрит Ефрем (Мораитис)

24 июня день памяти архимандрита Ефрема Филофейского, Аризонского (Мораитиса), ученика афонского старца Иосифа Исихаста

Христианин никогда не должен отчаиваться. Напротив — бороться до самой смерти. Никогда не позволяйте духу отчаяния войти в вас. Отчаяние — нечто абсолютно диавольское. В каком бы падшем и низком состоянии человек ни находился, Бог всегда готов спасти его. Потому что Бог — это всегда надежда, радость, утешение и мужество. А приближение диавола, напротив, несет отчаяние, страх и всё, что следует за этим. Так что мы должны прилагать старания к тому, чтобы никогда не терять надежду на Бога. Будем всегда иметь упование, что Бог нам поможет, даже в наших падениях. Конечно, Бог не явится нам воочию, но ощутимо покажет Себя и Свою заботу о нашем спасении через определенные события в нашей жизни.

Бывает, что мушка, запутавшись в паутине, начинает громко жужжать, и человек, услышав ее жужжание, приходит и освобождает ее. Если бы она не жужжала, человек ее не услышал бы, чтобы помочь и отпустить на свободу. Так и мы. Если мы падаем, нам следует «жужжать» к Богу. Что нам «жужжать»? «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, помилуй мя, грешного, прости меня». Опять упадем — и опять поднимемся. Как моряки выходят из шторма? Волны то поднимают их вверх, то бросают их вниз, но если моряки проявят терпение и не отчаются, они в конце концов ухватятся за что-то. А если мы предадимся отчаянию и сложим оружие, то попадем в пучину, и нас съедят акулы. И делу конец.

Сатана, будучи мастером погибели, начинает давать нашей душе дурные советы: «Нет для тебя спасения, всё кончено! Тебе не на что надеяться, когда ты находишься в таком состоянии!» Таким образом он старается помешать милости и Промыслу Божию, чтобы человек не смог получить помощь. Поэтому, когда вы видите отчаяние, знайте, что это дело рук сатаны, и нам следует отвергнуть его со словами: «Каким бы я ни был, всё равно я Божий. В каком бы ужасном состоянии я ни оказался, я не перестану надеяться на Бога. Надеяться — это хорошо. А отчаяние от лукавого».

Безнадежность и всё то, что повергает человека в отчаяние, происходит исключительно от диавольского воздействия и обольщения. Зачем христианину отчаиваться, терять присутствие духа, ощущать себя пораженцем и погружаться в пучину безнадежности из-за своих грехов? Нет греха, превосходящего милосердие Божие. И всегда найдется решение для любых самых сложных проблем. В православии есть множество примеров, когда грешные люди, совершенно замаранные грехами, через покаяние вошли в рай. А значит, нам нужно всегда верить в Бога и Его милость.

Чтобы спасти человека, Богу нужно совсем немногое. Когда человек покается и полюбит Бога, все его прегрешения отодвигаются в сторону, рассеиваются, растворяются, и он приближается к тому, чтобы приобрести Бога навеки. Нам нужно покаяться и полюбить Бога, ничего больше. Не любить на земле ничего, кроме Бога (см. Мф. 22: 37). Именно об этом мы должны просить в наших молитвах. Просить, чтобы Он дал нам просвещение осознать величие Божие и полюбить Его. Тогда мы осознаем и свою ничтожность. Приходя к сознанию, что как человек я — ничто, а Бог — это всё, мы прилепляемся к Богу и спасаемся. Так что нам не остается ничего другого, как с любовью вернуться к Богу, и нам всё будет прощено.

Одного очень старого подвижника борол помысел, что у него нет извещения от Бога, что он угодил Ему и спасается. Старец стал спрашивать у Бога: «Как мне спастись?» Видя нужду этого человека в духовном укреплении, Бог внял его молитвам и дал ответ: «Встань утром и иди далеко в пустыню, и увидишь великие дела Господни!» Подвижник утром отправился в путь. По дороге он выпил всю воду, которую нес с собой во фляге. В какой-то момент перед старцем появился разбойник.

— Здравствуй, старче! Знаешь, что гласит разбойничий закон?

— Что он гласит, скажи мне?

— Когда разбойник убьет сто человек, то попадет в рай. Я уже убил девяносто девять, и сейчас убью тебя и попаду в рай и, наконец, спасусь и отдохну ото всех этих убийств. Ты мне вполне подходишь.

«Неужели это и есть великие дела Господни, которые я должен был увидеть? Мало мне, что я не уверен в своем спасении, так теперь еще и умереть такой смертью?» — подумал старый монах. Тут по вразумлению Божиему старец говорит разбойнику:

— Чадо мое, раз уж ты всё равно меня убьешь, будь добр, исполни одну мою просьбу. Я хочу пить. Не мог бы ты сходить и набрать мне во флягу немного воды из реки, что течет там внизу?

— Хорошо, схожу, — ответил разбойник.

Старец ждал, а разбойник не возвращался. Тогда монах решил пойти посмотреть, что случилось. У реки он увидел мертвого разбойника, который преставился в момент, когда пытался наполнить флягу водой.

— Господи, что же это за чудеса, которые я встретил?

И услышал ответ:

— Разбойник спасся. Он исповедовался: рассказал, что убил девяносто девять человек и что собирается тебя тоже убить. Потом ты попросил у него воды, и он отправился за водой. То есть он проявил послушание и показал деятельную любовь. Значит, он исповедовался, явил послушание, явил любовь. Разбойник был спасен за исповедь, любовь, послушание и милость, которые проявил, хотя и совершил многие преступления. Ты уже восемьдесят лет подвизаешься в пустыне, иди и совершай свое спасение.

Подвижник вернулся к себе в келлию и вскоре почил в мире. Это пример того, что ради спасения души Бог старается «ухватиться» за любую малость.

Будьте же очень осторожны, дорогие мои, чтобы не впадать в отчаяние. Будьте уверены: после заката со скорбью и печалью взойдет солнце радости и надежды. Давайте не будем закрывать окна нашей души для Солнца Воскресения. Это Солнце согревает сердце, рассеивает бесовские тучи отчаяния и безнадежности, разгоняет тьму различных трудностей и несчастий, порожденных нашим грехом и удалением от Бога. Взошло Солнце Воскресения — Христос, и все усилия чудовищ, которые хотели с Ним воевать, оказались напрасны, они рассеялись и были вынуждены попрятаться в пещеры своих умышлений. Как тысячи воинов, взойдя на вершину горы и крича солнцу «стой», не могут помешать его восходу, так и множество бесов и неверующих не могут воспрепятствовать восходу Солнца Воскресения. Как солнце безмятежно и беспрепятственно восходит, пока не достигнет зенита, так и Солнце Христово светит в истории, сея любовь и надежду в душах верующих.

Давайте же, дорогие мои, последуем за Ним, будем постоянно каяться в наших грехах и идти по пути спасения с надеждой и верой в любовь нашего Бога.

Молитва, составленная старцем Ефремом

О, Сладчайший Иисусе, Ты отдал Себя за нас, грешных. Ты излил всечестную Свою Кровь, Ты омыл наши язвы и убелил одеяние нашей души смертию Твоею. Умертви наши страсти.

Славим благодать, славим Твое спасение. Веруем непоколебимо в Твое Божество. Исповедуем перед всякой видимой и невидимой тварью, что Ты Сын и Слово Божие, воплотившееся нашего ради спасения, Един Святый и во святых почивающий. Ты еси Бог любви. Славим труд Твой, скорби Твои, поты Твои, Крест Твой, который Ты претерпел ради нас!

Благодарим Тебя, Господи! И когда приимешь души наши, когда в оный великий и славный день мы придем по повелению Твоему к Тебе, когда воссияют души праведных, световодительствуемые непостижимым и неописуемым светом Божественного лица Твоего, удостой и нас с благоговением поклониться Тебе от всего сердца! Приими моления Пречистой Матери Твоей и всех Твоих святых. Аминь.

Источник: Старец Ефрем Филофейский (Мораитис), Аризонский, архимандрит. Искусство спасения. Беседы. Т II. — Монастырь Филофей, Святая Гора Афон, 2024 г.

24.06.2025

Просмотров: 245
Рейтинг: 5
Голосов: 7
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать