Никогда не отчаивайся!

24 июня — день памяти архимандрита Ефрема Филофейского, Аризонского (Мораитиса), ученика афонского старца Иосифа Исихаста
Христианин никогда не должен отчаиваться. Напротив — бороться до самой смерти. Никогда не позволяйте духу отчаяния войти в вас. Отчаяние — нечто абсолютно диавольское. В каком бы падшем и низком состоянии человек ни находился, Бог всегда готов спасти его. Потому что Бог — это всегда надежда, радость, утешение и мужество. А приближение диавола, напротив, несет отчаяние, страх и всё, что следует за этим. Так что мы должны прилагать старания к тому, чтобы никогда не терять надежду на Бога. Будем всегда иметь упование, что Бог нам поможет, даже в наших падениях. Конечно, Бог не явится нам воочию, но ощутимо покажет Себя и Свою заботу о нашем спасении через определенные события в нашей жизни.
Бывает, что мушка, запутавшись в паутине, начинает громко жужжать, и человек, услышав ее жужжание, приходит и освобождает ее. Если бы она не жужжала, человек ее не услышал бы, чтобы помочь и отпустить на свободу. Так и мы. Если мы падаем, нам следует «жужжать» к Богу. Что нам «жужжать»? «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, помилуй мя, грешного, прости меня». Опять упадем — и опять поднимемся. Как моряки выходят из шторма? Волны то поднимают их вверх, то бросают их вниз, но если моряки проявят терпение и не отчаются, они в конце концов ухватятся за что-то. А если мы предадимся отчаянию и сложим оружие, то попадем в пучину, и нас съедят акулы. И делу конец.
Сатана, будучи мастером погибели, начинает давать нашей душе дурные советы: «Нет для тебя спасения, всё кончено! Тебе не на что надеяться, когда ты находишься в таком состоянии!» Таким образом он старается помешать милости и Промыслу Божию, чтобы человек не смог получить помощь. Поэтому, когда вы видите отчаяние, знайте, что это дело рук сатаны, и нам следует отвергнуть его со словами: «Каким бы я ни был, всё равно я Божий. В каком бы ужасном состоянии я ни оказался, я не перестану надеяться на Бога. Надеяться — это хорошо. А отчаяние от лукавого».
Безнадежность и всё то, что повергает человека в отчаяние, происходит исключительно от диавольского воздействия и обольщения. Зачем христианину отчаиваться, терять присутствие духа, ощущать себя пораженцем и погружаться в пучину безнадежности из-за своих грехов? Нет греха, превосходящего милосердие Божие. И всегда найдется решение для любых самых сложных проблем. В православии есть множество примеров, когда грешные люди, совершенно замаранные грехами, через покаяние вошли в рай. А значит, нам нужно всегда верить в Бога и Его милость.
Чтобы спасти человека, Богу нужно совсем немногое. Когда человек покается и полюбит Бога, все его прегрешения отодвигаются в сторону, рассеиваются, растворяются, и он приближается к тому, чтобы приобрести Бога навеки. Нам нужно покаяться и полюбить Бога, ничего больше. Не любить на земле ничего, кроме Бога (см. Мф. 22: 37). Именно об этом мы должны просить в наших молитвах. Просить, чтобы Он дал нам просвещение осознать величие Божие и полюбить Его. Тогда мы осознаем и свою ничтожность. Приходя к сознанию, что как человек я — ничто, а Бог — это всё, мы прилепляемся к Богу и спасаемся. Так что нам не остается ничего другого, как с любовью вернуться к Богу, и нам всё будет прощено.
Одного очень старого подвижника борол помысел, что у него нет извещения от Бога, что он угодил Ему и спасается. Старец стал спрашивать у Бога: «Как мне спастись?» Видя нужду этого человека в духовном укреплении, Бог внял его молитвам и дал ответ: «Встань утром и иди далеко в пустыню, и увидишь великие дела Господни!» Подвижник утром отправился в путь. По дороге он выпил всю воду, которую нес с собой во фляге. В какой-то момент перед старцем появился разбойник.
— Здравствуй, старче! Знаешь, что гласит разбойничий закон?
— Что он гласит, скажи мне?
— Когда разбойник убьет сто человек, то попадет в рай. Я уже убил девяносто девять, и сейчас убью тебя и попаду в рай и, наконец, спасусь и отдохну ото всех этих убийств. Ты мне вполне подходишь.
«Неужели это и есть великие дела Господни, которые я должен был увидеть? Мало мне, что я не уверен в своем спасении, так теперь еще и умереть такой смертью?» — подумал старый монах. Тут по вразумлению Божиему старец говорит разбойнику:
— Чадо мое, раз уж ты всё равно меня убьешь, будь добр, исполни одну мою просьбу. Я хочу пить. Не мог бы ты сходить и набрать мне во флягу немного воды из реки, что течет там внизу?
— Хорошо, схожу, — ответил разбойник.
Старец ждал, а разбойник не возвращался. Тогда монах решил пойти посмотреть, что случилось. У реки он увидел мертвого разбойника, который преставился в момент, когда пытался наполнить флягу водой.
— Господи, что же это за чудеса, которые я встретил?
И услышал ответ:
— Разбойник спасся. Он исповедовался: рассказал, что убил девяносто девять человек и что собирается тебя тоже убить. Потом ты попросил у него воды, и он отправился за водой. То есть он проявил послушание и показал деятельную любовь. Значит, он исповедовался, явил послушание, явил любовь. Разбойник был спасен за исповедь, любовь, послушание и милость, которые проявил, хотя и совершил многие преступления. Ты уже восемьдесят лет подвизаешься в пустыне, иди и совершай свое спасение.
Подвижник вернулся к себе в келлию и вскоре почил в мире. Это пример того, что ради спасения души Бог старается «ухватиться» за любую малость.
Будьте же очень осторожны, дорогие мои, чтобы не впадать в отчаяние. Будьте уверены: после заката со скорбью и печалью взойдет солнце радости и надежды. Давайте не будем закрывать окна нашей души для Солнца Воскресения. Это Солнце согревает сердце, рассеивает бесовские тучи отчаяния и безнадежности, разгоняет тьму различных трудностей и несчастий, порожденных нашим грехом и удалением от Бога. Взошло Солнце Воскресения — Христос, и все усилия чудовищ, которые хотели с Ним воевать, оказались напрасны, они рассеялись и были вынуждены попрятаться в пещеры своих умышлений. Как тысячи воинов, взойдя на вершину горы и крича солнцу «стой», не могут помешать его восходу, так и множество бесов и неверующих не могут воспрепятствовать восходу Солнца Воскресения. Как солнце безмятежно и беспрепятственно восходит, пока не достигнет зенита, так и Солнце Христово светит в истории, сея любовь и надежду в душах верующих.
Давайте же, дорогие мои, последуем за Ним, будем постоянно каяться в наших грехах и идти по пути спасения с надеждой и верой в любовь нашего Бога.
Молитва, составленная старцем Ефремом
О, Сладчайший Иисусе, Ты отдал Себя за нас, грешных. Ты излил всечестную Свою Кровь, Ты омыл наши язвы и убелил одеяние нашей души смертию Твоею. Умертви наши страсти.
Славим благодать, славим Твое спасение. Веруем непоколебимо в Твое Божество. Исповедуем перед всякой видимой и невидимой тварью, что Ты Сын и Слово Божие, воплотившееся нашего ради спасения, Един Святый и во святых почивающий. Ты еси Бог любви. Славим труд Твой, скорби Твои, поты Твои, Крест Твой, который Ты претерпел ради нас!
Благодарим Тебя, Господи! И когда приимешь души наши, когда в оный великий и славный день мы придем по повелению Твоему к Тебе, когда воссияют души праведных, световодительствуемые непостижимым и неописуемым светом Божественного лица Твоего, удостой и нас с благоговением поклониться Тебе от всего сердца! Приими моления Пречистой Матери Твоей и всех Твоих святых. Аминь.
Источник: Старец Ефрем Филофейский (Мораитис), Аризонский, архимандрит. Искусство спасения. Беседы. Т II. — Монастырь Филофей, Святая Гора Афон, 2024 г.
24.06.2025