X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Когда мы смиряемся, всё становится на свои места»

Протоиерей Андрей Лемешонок

Святой Дух открывает нам новые горизонты в нашей земной жизни. Сейчас мы ползаем по земле и всё оцениваем в большинстве своем по-земному, по-человечески. А когда завершится земное наше странствие, тогда или начнется для нас новая жизнь, или всё закончится…

Кажется, ты еле-еле стоишь на ногах, и у тебя нет никакого желания делать что-то хорошее. И вдруг Господь совершает что-то через тебя — и ты становишься проводником Божией воли. У нас есть пономарь Владимир, ему семьдесят лет. И он пойдет подавать документы на обучение в духовной семинарии. Когда человек смиряется с тем, что происходит с ним и вокруг него, тогда всё у него становится на свои места. Всё имеет огромное значение, и Бог обо всём этом знает. Но мы своими куриными мозгами начинаем что-то мудрить, и тогда всё рассыпается и утрачивается понимание, что и зачем происходит.

Верующий человек отдает свою жизнь в руки Божии и просит, чтобы Дух Святой руководил его жизнью. Мне как священнику приходится много разговаривать, общаться с людьми. Я раньше был немножко замкнутым и нелюдимым. Никогда в жизни я не думал, что стану священником, и не хотел этого. А пришлось…

Нам нужно соблюдать себя в относительной чистоте. Стерильными мы не будем. Это тоже надо понимать. Некоторые не понимают и пытаются быть стерильными, но получается уродливо. Мы должны трезво смотреть, на что мы способны и чего Бог хочет от нас. Я, может быть, в космос хочу полететь. Но надо ли мне туда лететь? У нас другой космос — вечный. «Горе имеем сердца!» Попробуй поднимись!

Так что, дорогие мои, Бог всё устраивает во благовремении. Бог всё может, если на то будет Его святая воля. Но если нет Божией воли, не бейтесь лбом о стену, не надо! Ну, разобьете голову и скажете: «Вот, я — мученик». Да не мученик ты… Одна женщина в Киеве самочинно взяла на себя подвиг юродства. И ее в милиции убили. Когда спросили старицу, почему так произошло, та ответила: «Это был не ее крест». Иначе говоря, она просто взяла то, что ей не надо было брать, — и за это поплатилась. Человек хотел стать святым помимо воли Божией.

У каждого свой крест. Мы все можем быть святыми — и монахи, и миряне; и многодетные, и бездетные; и физически сильные, и слабые, инвалиды. У нас нет препятствий к святости. Но мы этого боимся. Не знаю, как вы, но я очень этого боюсь. И в этом я каюсь перед вами: я боюсь отдать себя в волю Божию, я оставляю для себя пути отхода. Из-за своего неверия и малодушия.

Кто-то говорит: «Ну что с меня взять? Я уже больной человек». Слушайте, какая чушь, какой лепет! Ты должен служить Богу и благодарить Его за каждый прожитый день. Слава Богу, что Он дает нам еще что-то сделать. Сейчас мы начали строить школу. Главное, чтобы туда поместились все дети. А то вдруг не хватит места: этих возьмем, а этих нет. Это было бы неправильно. Хорошо брать послушных детей, отличников, которые всё усваивают. А вы сложного ребенка возьмите и помогите ему! Вот это будет Божие! Вы пропойцу возьмите на подворье, который ничего не соображает, и вся жизнь его — сплошной обман. Вот ему помогите! «Аще чистого помилуеши, ничтоже дивно». Понимаете? «Но на мне, грешнем, удиви милость Твою!»

Дьявол всячески старается нарушить мир в Церкви, учинить раскол, разделить людей и устроить здесь «сытый концлагерь», в котором люди не хотят думать. Мы недавно проводили собрание с нашими братьями, которые живут в вагончиках. Им хорошо мать Манефа сказала: «Почитайте кусочек Евангелия и расскажите, как вы его понимаете». И встает один «благочестивый» брат: «Это что за протестантство?» Я говорю: «А Православие разве означает ничего не знать, ни о чем не думать? Куда же вы дойдете в таком состоянии?» Нам нужно размышлять, искать, углубляться… Бог неисчерпаем, Бог непостижим, недоведом. Но Он пришел на землю, и то, что мы можем, мы должны исполнить.

Человеку трудно потому, что он не отделяет греха от «не-греха». Он начинает себя обманывать. «А у меня, — говорит, — диапазон маленький. Почему меня просят сказать что-то о Священном Писании?» Я говорю: «Ты знаешь, что холодно — это холодно, больно — это больно? В Писании ничего мудреного нет. Просто скажи о своем отношении». Видите, даже в такой мелочи возникает конфликт.

Или спрашивают: «Как мне причащаться? Сколько раз?» Разве я могу тебе указывать, сколько раз тебе можно и нужно причащаться? Ты сам имеешь отношения с Богом. И ты сам должен почувствовать свою меру Причастия. Но я знаю: чем чаще человек причащается, тем он более работоспособен в борьбе с грехом и в том, чтобы помогать своим ближним. Это я точно знаю.

Не думайте, что мы уже такие «крутые» православные. Да никакие мы не православные! И я тоже. Не обижайтесь. Мы только стоим где-то рядом. Никакие мы не верующие! Мы грешные, больные люди. Ста [Иисус] на месте равне (Лк. 6: 17), и собрался народ вокруг Него. Что это был за народ? Это мы. И не надо о себе много думать. Когда человек не думает о себе, он смиренно несет свой крест. А крест этот может быть очень разным. И не обязательно он будет в Церкви. Как, например, у святого Иоанна Русского — его очень почитают в Греции. Казалось бы, что он такого сделал? Забрали его в рабство, и он работал в коровнике у мусульман. Хорошо трудился, любил животных. Почему он святой? А потому что смиренно нес свое послушание и молился за всех, даже за мусульман.

Все люди нуждаются в любви. А мы говорим: «Как я буду за него молиться? Он же не православный!» — «Но это же твой ближний… Почему ты не можешь молиться за него?» — «Я благодать потеряю». Вот такое духовное невежество приводит к помрачению человека. Он может считать себя истинно православным, не имея никакой веры. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6: 36).

Почему развалилась Российская империя? Может, меня кто-то и осудит за эти слова (есть такие ревнители), но я вам скажу. Потому что было потеряно благочестие. Почему Византия развалилась? Потому что императоры венчались по три, по четыре раза… Всё имеет свои причины. И Оптинские старцы, и святой праведный Иоанн Кронштадтский предсказывали, что страна разрушится. В стране не было уже духовной основы. Люди причащались раз в год, и надо было расписаться в специальной церковной ведомости, что ты причастился. Подумайте об этом. Мы находим какие-то причины: «Ну я не могу причаститься». А праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Когда я не причащаюсь, я не живу».

Проповедь после Божественной литургии 09.06.2025 г.

30.06.2025

Просмотров: 231
Рейтинг: 5
Голосов: 9
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать