X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Кино для нас — семейное призвание»

сербский кинорежиссер Младен Велимирович

8 июня в духовно-просветительском центре «Ковчег» нашего монастыря сербский кинорежиссер и руководитель киностудии Libra Film Младен Велимирович представил документальный фильм своего отца Здравко Велимировича «Дары дому святых воинов». Кино рассказывает историю о трех православных святынях, которые в настоящее время хранятся в Цетинском монастыре в Черногории: деснице Иоанна Крестителя, фрагменте Креста, на котором был распят Христос, и иконе Филермской Божией Матери.

В начале фильма мощевик с дарами открывает архимандрит Лука (Анич). Интересно, что когда-то священнослужитель привез в Минск десницу Иоанна Предтечи. Более того, вплоть до своей кончины он часто посещал наш монастырь, и теперь белорусские прихожане узнали о реликвиях, к которым он был так близок.

После показа фильма Младен Велимирович пообщался со зрителями и дал интервью корреспонденту сайта нашего монастыря.

— Младен, почему Вы решили представить в «Ковчеге» именно этот фильм?

— Он важен для меня. «Дары дому святых воинов» был снят в 2004 году, получил награду на кинофестивале «Золотой рыцарь» и был отмечен на других фестивалях. Мы снимали его в Греции, Черногории, Сербии, России и на Мальте. На протяжении веков и католики, и православные хранили эти реликвии. Но самое главное — они были спасены.

— Вы чувствовали влияние святынь во время съемок?

— Фильм некоммерческий. Были проблемы с финансированием. Но спонсоры из разных стран внесли вклад. Поэтому, когда было трудно, Бог явно помогал. Цель фильма — показать значимость реликвий, а также способствовать примирению между Востоком и Западом, поскольку дары хранили и католики, и православные.

— Младен, это был первый фильм Вашего отца на духовную тему?

— Этот фильм не только о религии. Он несет огромную культурную ценность. Мой отец был его режиссером, моя мать Ранка — исполнительным продюсером, а я был менеджером по производству. В нашей семье есть еще несколько прекрасных фильмов на религиозные темы. На самом деле все фильмы моего отца духовны — даже те, что о Второй мировой войне, во время которой Церковь поддерживала людей.

— Как работа над кинокартиной повлияла на веру Вашей семьи?

— Кино для нас — семейное призвание. Мои родители занимались этим всю свою жизнь. Мы с сестрой продолжаем дело. Этот фильм — выражение нашей веры.

 

Здравко и Ранка Велимирович

Ранка и Здравко Велимировичи. 1960-е гг.

— А как Вы лично пришли к вере?

— Мой прадед был священником. Я считаю, что каждая семья должна следовать религиозным и традиционным ценностям, поскольку это сохраняет веру, которая так важна в жизни, и дает людям надежду и позитив, а детям — правильное воспитание. Кроме того, уважая религию и традиции, в современном мире семьи имеют особый шанс противостоять растущему материалистическому и некоторому негативному влиянию СМИ. В СССР религия подавлялась. То же самое было в Югославии, где я родился. Но сегодня всё больше и больше людей возвращается к вере. У нас дома много картин и икон. В детстве, когда мои друзья приходили в гости, они говорили: «Твое жилище похоже на церковь» (улыбается).

 

кинорежиссер

— Какие истории, связанные с Божией помощью, передаются в Вашей семье?

— Их много. Некоторые очень личные. Моя мать была творческой душой. Она вдохновляла нас на новые проекты. Мы ее очень любили. Она молилась и учила нас молиться. Благодаря ее огромной вере и инициативе было снято много значимых фильмов.

В нашей семье никогда не культивировались корыстные интересы. И Бог нам помогал. Отец благословил нас такими словами: «Идите к счастью, усердно трудитесь. У вас должно быть намерение и надежда, и Господь поможет». Лично я помню, как мы отправлялись на съемки, иногда в отдаленные места. Время, чтобы завершить всё запланированное, было ограничено. Я и другие члены съемочной группы зависели от определенных обстоятельств — не только от людей на местах, но и от погоды, от других моментов. Но всё складывалось благополучно. И я не раз убеждался: Бог присоединялся к нашим проектам, помогал, чтобы намерения, усилия и результат нашей работы были чистыми, искренними и бескорыстными. Без веры и инициативы нет ни прогресса, ни успеха.

Незадолго до внезапной смерти моей мамы Ранки я решил начать снимать ее для будущего документального фильма. Она была выдающейся личностью, многогранно талантливой и любимой всеми. Я думаю, что она была ангелом — великодушной не только к членам семьи, но и доброй ко всем. Некоторые называли ее «женщиной-драконом», так как она была очень способной и в то же время настоящей леди и невероятно трудолюбивым человеком, нередко жертвовала своими интересами ради других.

Мне удалось снять ее и взять интервью, хотя ничто не предвещало ее скорой кончины. Я благодарен Богу, что сделал это вовремя. Сейчас я в процессе создания документального фильма о моей великой матери Ранке. Среди ее документальных фильмов — два о муже, моем отце Здравко Велимировиче, кинорежиссере, профессоре университета и члене академии наук и искусств. В этом году исполняется 20 лет со дня его смерти. Ей удалось подготовить монографии и другие публикации, а также сохранить его наследие. Я очень счастлив, что у меня есть записи фильмов, материалы. И вскоре я представлю мою мать, выдающуюся личность, на экране. И Здравко, и Ранка были благородными и добрыми людьми.

 

Ранка и Здравко на съемках фильма

Ранка и Здравко на съемках фильма «Доротей»

— У Вас есть какие-нибудь семейные реликвии?

— Каждая православная семья в Сербии и Черногории почитает свою небесную покровительницу. Мы прославляем святую Параскеву Пятницу. У нас есть ее икона и несколько других очень старых оригинальных икон. В праздник, 27 октября, и в дни семейных святых в каждом доме пекут традиционный пирог, зажигают праздничную свечу и приглашают друзей. Этот праздник по-сербски называется Слава. Традиция передается из поколения в поколение.

— Насколько популярно документальное кино в Сербии?

— Документальные фильмы в основном показывают на фестивалях. То же самое и в других странах: кинотеатры закрываются. Люди предпочитают смотреть в интернете. На YouTube много документального контента. Но в Сербии запускается новый телеканал, который будет специализироваться исключительно на документальных фильмах, чтобы способствовать их популяризации.

 

сербский кинорежиссер

— Младен, что мотивирует Вас сосредоточиться в основном на документальных фильмах?

— Я могу выразить себя через документальные фильмы, рассказать свою историю.

— У каждого режиссера есть тема, которая глубоко затрагивает его, возможно, связанная с личным опытом. Что занимает Вас?

— К моей радости, я из счастливой семьи. У меня нет травм, которые можно было бы выразить через искусство. Меня воспитали в скромности. Внешнее богатство — дорогие дома, машины — не имеет для меня значения. В Сербии мы говорим, что смирение — это дар Божий. Если вы скромны, в вашей душе царит мир. Каждый фильм отражает душу его создателя. Я стараюсь показать то, что внутри меня. Сильный фильм влияет на людей. Если вы снимаете фильмы, снимайте то, что понравится зрителю и даст ему силы. Это очень важно.

Я снимаю документальные фильмы, которые связаны не только с моим опытом, но и с драматическим опытом других людей, в целом с культурой и традициями, а также этнографические и экологические. С помощью фильмов стараюсь показать зрителям другую точку зрения на жизнь и добрые примеры выдающихся личностей, и, следовательно, оказать положительное влияние на людей. Это мой непреложный вклад в кино и общество.

Мой отец снимал фильмы для людей, а не для прибыли. Они имеют огромную культурную ценность и оказывают влияние. Это наследие народа.

 

Здравко Велимирович Интервью

Здравко Велимирович. Интервью. 1975 г.

Югославское кино имеет богатую историю. В 1965 году, когда мои родители были молоды, они сняли художественный фильм под названием «Provereno min net» («Проверено — мин нет») о солдатах Красной армии и югославских партизанах, освобождавших Белград от нацистов, и о боях в туннелях с нацистскими войсками, ушедшими под землю после освобождения Белграда. Ruski dom — Российский дом науки и культуры в Белграде — показал его в прошлом году в годовщину освобождения Белграда.

Недавно в Лондоне демонстрировали фильм моего отца об Африке.

В 1961 году «Четырнадцатый день» был показан на Каннском кинофестивале. Тогда мой отец впервые принял в нем участие как самый молодой режиссер. Ровно через шестьдесят лет, в 2021 году, тот же фильм демонстрировали в Каннах в секции «Каннская классика». Кинокартина снова прошла авторитетный и строгий отбор.

Моя миссия — не только создавать новые фильмы, но и сохранять творческое наследие родителей. Наша семья сняла более 60 документальных и 8 художественных фильмов. Темы варьируются — от культуры, религии и традиций до экологии. Фильм об экологии — это не только защита чистоты природы, но и чистоты души.

Семейные проекты и награды очень дороги мне. В 2001 году Здравко Велимирович был удостоен награды Союза кинематографистов Российской Федерации за вклад в мировой кинематограф. Отец создал документальный фильм «Испания нашей молодежи». В прошлом году он был показан в Мадриде. А сейчас в Минске зрители увидели документальную ленту «Дары дому святых воинов». Всё чаще фильмы отца демонстрируются в городах по всему миру.

В Белграде есть музей африканского искусства. Осенью там будет показан фильм моего отца на африканскую тему. В октябре запланировано замечательное мероприятие в день его рождения после показа в Лондоне в честь годовщины фильма. Я также представлю несколько редких африканских статуэток, вырезанных из дерева и камня, которые отец получил в качестве наград во время съемок в Африке. Конечно, моя покойная мать Ранка внесла большой вклад, особенно в этот и другие фильмы, своим огромным позитивом, организаторскими и художественными талантами и верой, когда было очень трудно или что-то казалось непреодолимым.

 

Здравко Велимирович

Здравко Велимирович

— Как Вы думаете, чем объясняется растущая популярность фильмов Здравко Велимировича?

— Его антифашистские фильмы о Второй мировой войне наиболее востребованы в обществе, как и его кино о культуре. Мой отец хорошо знал историю, тщательно исследовал темы и переносил их на экран. Его фильмы часто показывают по сербскому и черногорскому телевидению, в том числе по произведениям известных писателей. Так что молодое поколение может с ними познакомиться. Его художественные и документальные фильмы со временем приобретают культурную и духовную ценность. Их показывают в разных странах.

Здравко Велимирович также снял художественный фильм о средневековой Сербии «Доротей» (Dorotej по-гречески — Doroteus), что означает «Дар Божий». Было непросто инициировать и снять такой исторический сербский фильм в Югославии. Он был пионером в этой области.

— Какие российские фильмы повлияли на Вас?

— В подростковом возрасте и позже я посмотрел «Анну Каренину», старый фильм «Броненосец Потемкин» (я люблю классическое кино), «Андрей Рублев». «Я — Куба» — невероятный документальный фильм, который также показывает выдающееся мастерство кинематографа. В 2019 году в Белграде прошел российский кинофестиваль, где я открыл для себя много замечательных российских фильмов нового поколения. Конечно, я также видел прекрасные фильмы других стран.

 

у распятия

— Вы не только режиссер, сценарист и продюсер, но и фотограф. Что Вам нравится фотографировать?

— Мой отец наставлял своих учеников — будущих режиссеров и меня, что особенно важно сосредоточиться на чертах лица. Его студенты в университете подробно изучали лица. Самые важные части — глаза, нос и рот, треугольник. «Каждое лицо — это Вселенная», — сказал он мне в детстве. Поэтому дома мы обсуждали человеческие судьбы в прошлом, настоящем и будущем, а также внешность и черты лица разных людей.

Что касается моей фотографии, я выставлял кадры Санкт-Петербурга и крупных городов мира, их жителей. У меня также были другие интересные выставки. Мне любопытно, как характер раскрывается в лице. Помимо портретной фотографии, мне больше всего нравится снимать природу и архитектуру.

Меня очень впечатлил ваш монастырь. Я ожидал, что он будет красивым, но не настолько. Очевидно, что здесь работает много талантливых специалистов и практиков-мыслителей. Культурный центр «Ковчег» — один из самых интересных культурных центров, которые я когда-либо видел. Он новый, красивый и эстетически изысканный. Я делал фотографии в монастыре и с удовольствием организовал бы выставку фотографий монастыря и портретов священнослужителей.

 

гость в монастыре

Беседовала Ольга Косякова

Фотографии инокини Екатерины (Алексеевой) и из личного архива Младена Велимировича

 

25.06.2025

Просмотров: 175
Рейтинг: 5
Голосов: 6
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать