X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Преподобный Нил Сорский

Преподобный Нил Сорский

Неуклонно шествуя, преподобне, путем Христовых заповедей, отеческих богомудрых преданий опасный хранитель был еси, Ниле богомудре, отче наш приснопамятне. К сим и законоположник и основатель в Российстей земли скитскаго жительства показался еси, и, яко скрижали завета, твоя богомудрая словеса и предания твоему житию последовати желающим оставил еси, отче. Тем молим тя, преподобне, Христу прилежно молися о душах наших.

Стихира на Господи, воззвах, глас 6

Безмолвное пустынножительство Русского Севера — этой Северной Фиваиды — в конце великого по своей святости XV века в преподобном Ниле Сорском обрело голос. По словам Г. П. Федотова, он «единственный из древних наших святых, который писал о духовной жизни и в произведениях своих оставил полное и точное руководство духовного пути. В свете его писаний скудные намеки древних житий северных пустынников получают свой настоящий смысл». Появился на свет человек, которому суждено было принести Руси подарок — скитское устроение монашеской жизни. До преподобного Нила Русь знала только отшельнический и общежительный виды монашеской жизни.

Хотя преподобный Нил оставил нам в наследство свои духовные труды, однако, как повествует агиограф, «о житии преподобнаго отца Нила писания не обретохом…» Преподобный Нил редко покидал свою пустыню для мира, не был вхож в княжеские дворцы, и наши сведения о его жизни чрезвычайно скудны. Родился будущий святой в 1433 году. Дворянский род Майковых считает Нила Сорского в числе своих предков, но даже это недостоверно. Сам Нил, «по реклу Майков», называет себя однажды «поселянином» и невеждой. Однако такая оценка могла быть озвучена им и в связи с глубочайшим чувством смирения. Высокая образованность преподобного дает повод думать, что он всё же имел боярское происхождение. Есть данные, что он был в миру «скорописцем» — списателем книг.

 

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь

Иноческая жизнь преподобного Нила Сорского началась в Кирилло-Белозерской обители. Здесь он учился навыкам аскетической жизни под руководством строгого и опытного подвижника, старца Паисия Ярославова, проходил послушание, трудился, предавался молитве, бдению и постам.

Прожив какой-то период в монастыре, он вместе с учеником, монахом Иннокентием, принадлежавшим к боярскому роду Охлебининых, решился путешествовать по святым местам. По свидетельству знавших святого, паломничество это по христианскому Востоку было довольно продолжительным. Знакомство с подвижниками Афона, Великой лавры преподобного Саввы Освященного, жизнью древних монастырей, их уставами, духовным опытом было чрезвычайно драгоценным как для иноческого пути Нила, так и для духовной жизни его земного Отечества в целом. Узнав и полюбив древние обители Востока, вникнув в их уставы и традиции, изучив правила пустынножительства, трезвения, духовного созерцания, глубоко усвоив умное делание, преподобный Нил всё же возвращается на родину, чтобы и на северных землях русичей принесло плод то духовное знание, которым обладали Афон и Палестина.

Возвратившись на Русь, подвижник, тем не менее, не остался жить в Белозерской обители, а поселился в 15 верстах от монастыря, на реке Соре. «Дико, пустынно и мрачно то место, где Нилом был основан скит*. Почва ровная, но болотистая, кругом лес, более хвойный, чем лиственный… Трудно отыскать место более уединенное, чем эта пустыня», — описывает эту местность историк Шевырев, посетивший Нилову пустынь в середине ХIХ века.

 

Власяница и четки преподобного Нила Сорского

Власяница и четки преподобного Нила Сорского в музее Кирилло-Белозерского монастыря

Конечно, окрестности Кирилло-Белозерского монастыря — около 100 км к северо-западу от Вологды — внешне совсем не походили на тот скит, в котором просияли преподобные Макарий Египетский, Пимен, Исаия, Пафнутий, Сисой, Моисей Мурин, Иоанн, Арсений и другие отцы, о которых мы знаем из «Скитского патерика». Но в главном у преподобного Нила сходство было — тоже безлюдно, тоже смирительно для плоти: дикий северный лес, звери, непогода, скудость пропитания. Только Бог — и Его Единого ищущий человек.

Но уединение святого было непродолжительным. Вскоре, видя его строгую подвижническую жизнь, к нему стали приходить ученики, которых преподобный называл не иначе как «господа братия мои ближние, которые одного со мною духа». Они-то и составили первую на Руси общину скитского жития. Преподобный сложил для братии новый для Руси устав на основе виденного на Востоке, «в соответствии с принципами древних скитов».

 

Нило-Сорская пустынь с высоты

Нило-Сорская пустынь с высоты, современный вид

«Устав о скитской жизни» преподобного Нила Сорского, достойный первых времен пустынножительства Египта и Палестины и проникнутый духом преподобных Антония и Макария, раскрывает сложный процесс «обожения» человека. Духовное совершенствование предстает как высшее художество, сосредоточенное на мучительной жажде идеала. Здесь духовно-нравственное и эстетическое неразделимы. Глубокое проникновение во внутреннюю жизнь человека позволяет Нилу показать болезненность и в то же время радость от «пренемогания болезни». «А когда, благодатью Божией, дар сей, дар благодатных слез в нас умножится, тогда и брань с врагом бывает легче, и помыслы умиротворяются и утишаются, и ум, как некоей обильной пищей, насыщается и услаждается молитвой: из глубины сердца льется некая несказанная сладость, ощущаемая по всему телу. И это никому вполне неизвестно, кроме тех, которые всецело посвятили себя от всей души на дело сие».

 

Нило-Сорская пустынь храмы и кельи

Нило-Сорская пустынь. Покровская церковь, Тихвинский собор, кельи. Рисунок И. Ф. Тюменева, конец ХIХ века

Один из исследователей творчества Нила Сорского справедливо выделяет емкое понятие «изящнейшего борения — борьбы за безусловную нравственную красоту в качестве главной категории его эстетики. В «чин изящный и учение премудрых» органично включается, как один из образов прекрасного «меча духовного», отсекающего греховные помыслы, пение псалмов. «Что касается до Златоустова устава, — считает Нил, — которым в духовном упражнении полагается час молиться, час читать, час петь и таким образом проводить весь день; он добр, смотря по времени, мере и силе подвизующегося». Так же, как святой Иоанн Лествичник, преподобный Нил полагает, что пение особенно необходимо новоначальным инокам: «Несведущим молитвы умной, которая, по слову Лествичника, есть источник добродетелей, напояющий их, как духовные наслаждения, подобает много и долгое время проводить в пении и часто сменять одно духовное упражнение другим».

В 1489 году Новгородский владыка Геннадий испрашивает ростовского архиепископа благословение пригласить Паисия и Нила поговорить о ересях. Очевидно, в конце XV века эти отцы считались столпами северного пустынничества. Оба старца присутствовали на Соборе 1490 года, который осудил еретиков, но обошелся с ними довольно мягко.

Дальнейшее известие о преподобном Ниле относится лишь к 1503 году. На Соборе в Москве, собранном по совершенно иному поводу, неожиданно «нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормились бы рукоделием». Белозерские пустынники поддержали его. Пришлось послать за Иосифом Волоцким, уже уехавшим с Собора, чтобы его авторитетом и энергией отстоять церковное землевладение.

В конце жизни преподобный Нил, по-видимому, тяжело болел, но не оставлял трудов по составлению и переписыванию книг для духовной пользы скитской братии и всех православных. Он, по глубочайшему смирению, нисколько не считал себя учителем, но, давая наставления, искренне писал: «Может быть, и я благодатью Христовою, по молитвам получивших пользу, сподоблюсь сказанного в божественной "Лествице": "Некоторые, погрязшие в нечистотах, объясняли мимоходящим, каким образом погрязли там, для спасения их об этом рассказывая, чтобы и они в тех же нечистотах не увязли. И за спасение тех и этих Господь от нечистот избавил"».

Скончался Сорский пустынник 20 мая 1508 года. В рукописях сохранилось его потрясающее завещание ученикам, созвучное завещанию киевского митрополита Константина († 1159): «Повергните тело мое в пустыни — да изъядят е зверие и птица; понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения. Мне потщания, елико по силе моей, чтобы бысть не сподоблен чести и славы века сего никоторыя, яко же в житии сем, тако и по смерти. Молю же всех, да помолятся о душе моей грешной, и прощения прошу от вас и от мене прощения. Бог да простит всех».

 

Молебен на месте подвигов святого Нила Сорского

Молебен на месте подвигов святого Нила Сорского на берегу пруда, ископанного преподобным, в день его памяти

Любящие ученики, однако, эту часть завещания не исполнили и погребли тело преподобного Нила у стен построенного им храма Сретения Господня. В более поздних источниках упоминается и часовня, возведенная над гробом святого. В последующие годы и столетия попытки прославить мощи подвижника продолжались. В ХIХ веке над его могилой был воздвигнут каменный храм Тихвинской иконы Божией Матери. Вот что пишет о. Алексий Мокиевский: «Внутри храма могила преподобного Нила была отмечена богатой ракой с красивейшей резной сенью. Настоятель пустыни иеромонах Никон (Прихудайлов) извлек из фундаментного раскопа вблизи предполагаемой могилы преподобного благоухающие косточки и положил их в своей келье. Из этого не сделали сенсации, даже не уведомили Консисторию, но частицы мощей преподобного стали расходиться как реликвии по храмам. Так икона Нила Сорского с мощами появилась в церкви Грузинской Божией Матери Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии. Но приехавшая в монастырь следственная комиссия Новгородской духовной консистории постановила похоронить их, что и было сделано».

 

Рака над местом погребения преподобного Нила

Рака над местом погребения преподобного Нила в Тихвинской церкви Нило-Сорской в честь Сретения Господня пустыни

В 1930 году монастырь, образовавшийся на месте скита Нила, закрыли и передали дому инвалидов. В 1961 году все постройки отдали в пользование закрытому медицинскому учреждению — психоневрологическому интернату. Монашеская жизнь возобновилась в Нило-Сорской пустыни в 2019 году.

 

Преподобный Нил Сорский фреска

Преподобный Нил Сорский, современная фреска

Литературное наследие преподобного Нила состоит из многочисленных посланий к его ученикам на темы духовной жизни и обширного, в одиннадцати главах, «Монастырского», или «Скитского», Устава. Последний представляет собой не устав в собственном смысле, а систематический, почти исчерпывающий, несмотря на свою сжатость, трактат по православной аскетике. Преподобный Нил Сорский — прекрасный писатель. В посланиях он раскрывается более с личной стороны, делясь и своим опытом, и горением любви. В Уставе он обнаруживает огромную начитанность в греческой мистической литературе и редкий на Руси дар систематического изложения. В XV веке еще не существовало «Добротолюбия», но его отчасти заменяли для Нила сборники из произведений древних аскетических писателей, составленные святым Никоном Черногорцем («Пандекты» и «Трактикон»).

Мыслитель, писатель, творец, оставивший драгоценное учение о нравственном совершенствовании, при жизни удостоенный и внимания, и почитания людей, Нил оставался всё тем же смиренным иноком. Труды свои он подписывал на греческом — «грешный Нил и неразумный». Такому смирению учит он и своих последователей: «Когда удостоишься посещения благодатного, нe обеспечивайся: т. е. не предайся беспечности, ниже превозносися, но смиренно обратись к Богу: благодари Его и приведи на память согрешения, содеянные тобою по попущению; помяни, как глубоко ниспадал ты тогда и какой был тогда у тебя ум несмысленный (скотский); размысли об окаянстве естества своего; перечисли все нечистые помыслы и те скверные идолы, которые наполняли душу твою, когда охладевала она от теплоты благодатной; представь тот час смущения и бесчинных движений, который постиг тебя незадолго пред сим, при омрачении твоем; вспомни, как скоро и внезапно уклонился ты на сторону страстей и услаждался ими, погрузясь во тьму умом своим. И, все сие воспоминая, кайся и укоряй себя».

Молитвами преподобного Нила Сорского, Господи, помоги и нам на пути ко спасению!

Безмолвия воистину был еси любитель, отче приснопамятне, и пустыни гражданин преизряден и, яко древо, насажденное при водах, еже плод дает во время свое, точиши бо исцеления с верою приходящим ко гробу твоему и чтущим от любве всесвященныя твоя подвиги.

Стихира на Господи, воззвах, глас 4

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России и Устав его о жительстве скитском с приложением посланий и других подвижнических наставлений. — Кириллов, 2008. — С. 173.
  2. Прп. Нил Сорский и третий путь монашеской жизни / Православие.ru
  3. Прохоров Г. М., ред. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский: Соч. СПб, 2005.
  4. Романенко Е. В. Нил Сорский, прп. // Православная энциклопедия.
  5. Слу́жба преподо́бному отцу́ на́шему Ни́лу, Со́рскому чудотво́рцу. — М.: Сѵнода́льная Тѵпогра́фія, 1860.
  6. Преподобный Нил Сорский // Поселянин Е. Избранные жития святых. М: Артос-Медиа, 2011.
  7. Правдин А. Преподобный Нил Сорский и устав его скитской жизни.
  8. Великие русские старцы. Преподобный Нил Сорский (1433–1508).
  9. У преподобного Нила Сорского — Православный журнал «Фома».

 

--------

* Скит — так называлась одна из пустынь Египта, где в древности совершали свой монашеский подвиг многие святые. Безлюдное место, днем очень жаркое, ночью мучительно холодное; без растительности, без воды.

 

20.05.2025

Просмотров: 169
Рейтинг: 5
Голосов: 3
Оценка:
Комментировать