X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Избранный угодник Христов отец Иоанн Кормянский (ч. 1)

Святой праведный Иоанн Кормянский

Род праведных

Святой праведный Иоанн Кормянский родился 20 октября 1837 года в местечке Стрешин Рогачевского уезда Могилевской губернии (теперь это Жлобинский район Гомельской области) в семье потомственного священника Иоанна Гашкевича.

Удивительным был этот славный род, давший немало выдающихся людей — ученых, дипломатов, военных и, конечно же, священнослужителей. Дедушка будущего святого, Иоанн Мартинович Гашкевич, сначала был униатским священником — викарием стрешинского прихода, потому что в XVIII веке Стрешин был еще под властью униатов — греко-католиков. Но как только стрешинский храм перешел в православное ведомство, Иоанн Мартинович со всей своей семьей сознательно и добровольно принял Православие.

 

генеалогическое древо

В Священном Писании сказано, что счастлив будет человек, крепко любящий Господа, а род этого праведника благословится. По слову Господа, так и случилось. Два сына Иоанна Мартиновича стали священниками. И старший внук Иван (двоюродный брат будущего святого Иоанна Кормянского) пошел по стопам деда — служил настоятелем в храме равноапостольных Константина и Елены в городе Киеве. Еще Иван был богословом, преподавал в Киевской духовной семинарии и для студентов написал учебник по логике на русском языке. Его сын Виктор стал выдающимся украинским историком и создателем музея древностей в городе Херсоне. Если когда-нибудь вам случится побывать во Владимирском соборе Киева, обратите внимание на огромную, в три человеческих роста, фигуру пророка Моисея с прижатыми к груди скрижалями Ветхого Завета, написанную на южной стене алтаря. Образ пророка художник В. М. Васнецов написал с Виктора Ивановича Гашкевича.

 

сюжет из священного писания

Другой внук Иоанна Мартиновича, Иосиф, стал знаменитым ученым-востоковедом, первым консулом Российской империи в Японии, знатоком китайского и японского языков. В своих поездках по странам Азии и Африки он собрал огромную коллекцию уникальных растений, насекомых и бабочек, которую с удовольствием показывал всем желающим и увлекательно рассказывал о каждом экспонате.

В честь Виктора Гашкевича (в русской орфографической традиции — Гошкевича) названа улица в городе Херсоне, а имя Иосифа Гашкевича носит улица в столице Беларуси Минске. Поистине, в вечной памяти будет праведник… вознесется во славе (ср.: Пс. 111: 6, 9).

Детство праведника

Огромное значение в жизни человека имеет его детство — младенческие и отроческие годы. Маленький Ванечка (будущий святой Иоанн Кормянский), два его брата и сестра росли в семье, где все друг к другу относились с искренней любовью. Здесь часто звучала общая молитва, а у икон в красном углу постоянно светился огонек лампадки. Любили читать вслух духовные книги, Священное Писание и особенно Четьи-Минеи — жития святых. Четверых своих детей родители воспитывали с любовью, но в строгости и страхе Божием.

По местному преданию, когда матушка Мария ждала второго ребенка, к ней в храме во время богослужения подошел юродивый и, показывая на живот, сказал: «Хотел бы я у него взять благословение, но не доживу». С этого времени родители знали, что у них родится сын и что будет он служителем алтаря Господня, как отец и дед. Назвали мальчика именем очень почитавшегося в семье святого — апостола любви Иоанна Богослова.

Родительский дом находился рядом с храмом. В воскресные и праздничные дни при первых звуках церковного колокола мать будила детей, умывала, одевала в праздничную одежду и еще сонных вела в храм. Там они послушно стояли возле нее, крестясь и кланяясь вместе со взрослыми. При этом они вовсе не скучали на службе, всё тут им было по душе.

С раннего детства мальчики помогали отцу в храме: чистили подсвечники и лампады, убирали в алтаре, протирали иконы. Когда младенцу Иоанну исполнилось четыре года, он во время богослужения уже исполнял обязанности свещеносца.

Иерей Иоанн и матушка Мария были людьми не только благочестивыми, но и трудолюбивыми. Служба в храме совершалась по воскресным дням и в двунадесятые праздники, в прочее время церковнослужители, как простые крестьяне, занимались сельским хозяйством. Они пахали землю, сеяли и потом убирали хлеб, косили траву на сено для своей скотины, заготавливали на зиму дрова.

 

крестьяне

Отец нередко брал сыновей с собой в поле: и на пахоту, и на сенокос, и на уборку хлеба. Понемножку они помогали отцу, а еще ходили за ягодами в лес, знали малинники и грибные места, отдыхали на травке, глядя на плывущие в голубом небе облака, слушая веселое пение жаворонков. Видели отроки, что всё Господь сотворил прекрасно и премудро, для радости. Часто братья вместе с мальчишками-сверстниками купались в днепровских водах, ловили рыбу, переплывали широкий Днепр, чтобы издали полюбоваться Покровским храмом, воздавая хвалу Богоматери.

Грамоте детей учили по Псалтири и Часослову. Отроки быстро освоили церковнославянский язык и много времени проводили за чтением, сидя за столом под иконами. Особенно полюбились им жития святых.

Как правило, священнические роды были очень дружными, тесно общались между собой, а отношения Гашкевичей между близкими родственниками могут служить примером. У отца были братья, тоже священники. Иногда родные собирались вместе на семейные праздники. Из разных мест приезжали взрослые дети, племянники, обсуждали церковные новости, вопросы веры и то, что волновало прихожан. Говорили и о науке, особенно когда в гости приезжал Иосиф, старший сын дяди Антона, долгое время живший в Китае и Японии и хорошо знавший историю и культуру этих стран. Когда Иосиф служил в Японии консулом, у него был помощник — молодой японец из рода самураев. Он помогал консулу в работе над русско-японским словарем, а в результате так полюбил Христа и христианство, что вместе с Иосифом приехал в Россию и принял святое Крещение. Иосифа бывший самурай считал своим духовным отцом, поэтому и имя его взял себе в качестве отчества: был Татибана Косай, а стал Владимир Иосифович.

Общение со старшими братьями, безусловно, наложило отпечаток на внутренний мир подростка Иоанна, будущего Кормянского чудотворца. Возможно, он в чем-то даже хотел быть похожим на них: много читал, любил духовные, богословские книги. Но главное, чему хотелось подражать, так это их вере, любви к Богу и людям.

Детство, проведенное в селе среди родной природы, постоянные церковные службы, молитвенный настрой дома стали светлым основанием жизни праведника.

Учеба

Иоанн получил прекрасное домашнее образование. Возможно, он окончил и Могилевское духовное училище. Знания юноши оказались достаточно обширными и глубокими, чтобы в возрасте 18 лет поступить в Могилевскую духовную семинарию.

 

Семинаристы изучали богословские предметы и психологию, учились составлять и произносить проповеди для прихожан в церкви после Божественной литургии. Также им преподавались медицина и агрономия, чтобы будущие сельские батюшки могли оказать необходимую помощь крестьянам и дать полезные советы по полевым работам.

Окончив семинарию по второму разряду, Иоанн получил право быть священником в сельской церкви и преподавателем приходской школы.

Чтобы стать священником, нужно было жениться: рукополагали в священный сан только семейных выпускников. Но во время учебы в семинарии юноша не нашел себе невесту. Поэтому он остался жить в Могилеве, трудился, скорее всего, в духовной канцелярии — органе управления местной епархии.

Женитьба и начало служения

Всемилостивый Господь дает каждому по его сердечному влечению. Спустя короткое время Иоанн познакомился с совсем еще юной Марией Трусевич, сиротой. Она была дочерью почившего священника из местечка Шерстин Рогачевского уезда и после смерти отца жила с матерью у родных в Могилеве.

Иоанн и Трусевичи ходили на богослужения в церковь Успения Божией Матери. Возможно, молодые люди там и познакомились после службы, а, познакомившись, очень скоро поняли, что встретили друг в друге того, с кем хотели бы прожить всю жизнь.

4 февраля 1862 года состоялось венчание. Первым местом служения иерея Иоанна стал храм Рождества Богородицы в селе Шерстин на родине его супруги, пустовавший пять лет без настоятеля. Шерстин находился в ста верстах от родного Стрешина.

 

старое здание

Трехглавый деревянный храм возвышался на правом берегу реки Сож в самом начале села, по тем временам считавшегося не очень большим: в нем было всего 85 дворов и около 900 жителей. Но в Шерстине всегда было многолюдно, потому что здесь, на берегу Сожа, в ложбинке, окруженной липами, находился источник, который славился своей целебной водой. К нему ехали люди из разных городов и сел. По преданию, в старину на дереве у источника обнаружили икону великомученицы Параскевы Пятницы. Каждый год в десятую пятницу после Пасхи к святому источнику совершался крестный ход, в котором принимали участие десятки священников и сотни верующих из всех окрестных деревень.

И по сей день на том месте находится образ великомученицы, а из родника бьет холодная, кристально чистая целительная вода.

Верный сын Православной Церкви

Вскоре после приезда молодых супругов в Шерстин в польских, литовских и белорусских землях началось восстание против власти русского царя. Хотя с конца XVIII века территория современной Беларуси входила в состав Российской империи, польская шляхта (дворянское воинское сословие в Королевстве Польском и Великом княжестве Литовском) мечтала восстановить польскую республику — Речь Посполитую. Она хотела, чтобы в новое государство вошли и белорусские земли. В рядах повстанцев была в основном молодежь — студенты, школьники, горожане. В Могилевской губернии их было немного, поэтому революционеры стремились привлечь к восстанию как можно больше крестьян.

Но у простого народа, в большинстве православного, была очень важная, духовная причина не оказывать поддержку бунтарям. Белорусы еще помнили страшные времена, когда польский король признал законной только греко-католическую (униатскую) церковь, а Православная Церковь была объявлена вне закона и не имела права на существование. Униаты силой отнимали у православных храмы, монастыри, церковные земли, изгоняли, заключали в тюрьмы и даже убивали православных священников, не разрешали крестьянам крестить и воспитывать детей в вере отцов. Так продолжалось более 200 лет.

Зная позицию мятежников, отец Иоанн предупреждал, что нечестивым и отступившим от Бога вождям Бог не дарует победы, призывал людей оставаться верными сынами Православной Церкви, не участвовать в мятеже. В своих проповедях он спокойно и понятно объяснял прихожанам, в чем смысл жизни настоящего христианина, учил ценить то, что имеют, любить друг друга, быть покорными властям, поставленным от Бога. Ведь Сам Бог сказал через Своих пророков: Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их… и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней (Лев. 25: 18, 19).

Несмотря на молодость, отец Иоанн своим тихим, мирным нравом, искренней добротой и заботливым отношением к пастве быстро снискал доверие местного населения. Его полюбили, к его советам и наставлениям прислушивались. Поэтому шерстинского прихода смута не коснулась.

В 1867 году отец Иоанн был награжден набедренником и бронзовой медалью «За усмирение польского мятежа». Медалями из темной бронзы награждались в числе других представители духовенства, которые способствовали прекращению восстания.

 

источник

Продолжение следует…

Подготовила монахиня София (Кладиева)

30.05.2025

Просмотров: 691
Рейтинг: 4.6
Голосов: 10
Оценка:
Комментировать