Избранный угодник Христов отец Иоанн Кормянский (ч. 1)

Род праведных
Святой праведный Иоанн Кормянский родился 20 октября 1837 года в местечке Стрешин Рогачевского уезда Могилевской губернии (теперь это Жлобинский район Гомельской области) в семье потомственного священника Иоанна Гашкевича.
Удивительным был этот славный род, давший немало выдающихся людей — ученых, дипломатов, военных и, конечно же, священнослужителей. Дедушка будущего святого, Иоанн Мартинович Гашкевич, сначала был униатским священником — викарием стрешинского прихода, потому что в XVIII веке Стрешин был еще под властью униатов — греко-католиков. Но как только стрешинский храм перешел в православное ведомство, Иоанн Мартинович со всей своей семьей сознательно и добровольно принял Православие.
В Священном Писании сказано, что счастлив будет человек, крепко любящий Господа, а род этого праведника благословится. По слову Господа, так и случилось. Два сына Иоанна Мартиновича стали священниками. И старший внук Иван (двоюродный брат будущего святого Иоанна Кормянского) пошел по стопам деда — служил настоятелем в храме равноапостольных Константина и Елены в городе Киеве. Еще Иван был богословом, преподавал в Киевской духовной семинарии и для студентов написал учебник по логике на русском языке. Его сын Виктор стал выдающимся украинским историком и создателем музея древностей в городе Херсоне. Если когда-нибудь вам случится побывать во Владимирском соборе Киева, обратите внимание на огромную, в три человеческих роста, фигуру пророка Моисея с прижатыми к груди скрижалями Ветхого Завета, написанную на южной стене алтаря. Образ пророка художник В. М. Васнецов написал с Виктора Ивановича Гашкевича.
Другой внук Иоанна Мартиновича, Иосиф, стал знаменитым ученым-востоковедом, первым консулом Российской империи в Японии, знатоком китайского и японского языков. В своих поездках по странам Азии и Африки он собрал огромную коллекцию уникальных растений, насекомых и бабочек, которую с удовольствием показывал всем желающим и увлекательно рассказывал о каждом экспонате.
В честь Виктора Гашкевича (в русской орфографической традиции — Гошкевича) названа улица в городе Херсоне, а имя Иосифа Гашкевича носит улица в столице Беларуси Минске. Поистине, в вечной памяти будет праведник… вознесется во славе (ср.: Пс. 111: 6, 9).
Детство праведника
Огромное значение в жизни человека имеет его детство — младенческие и отроческие годы. Маленький Ванечка (будущий святой Иоанн Кормянский), два его брата и сестра росли в семье, где все друг к другу относились с искренней любовью. Здесь часто звучала общая молитва, а у икон в красном углу постоянно светился огонек лампадки. Любили читать вслух духовные книги, Священное Писание и особенно Четьи-Минеи — жития святых. Четверых своих детей родители воспитывали с любовью, но в строгости и страхе Божием.
По местному преданию, когда матушка Мария ждала второго ребенка, к ней в храме во время богослужения подошел юродивый и, показывая на живот, сказал: «Хотел бы я у него взять благословение, но не доживу». С этого времени родители знали, что у них родится сын и что будет он служителем алтаря Господня, как отец и дед. Назвали мальчика именем очень почитавшегося в семье святого — апостола любви Иоанна Богослова.
Родительский дом находился рядом с храмом. В воскресные и праздничные дни при первых звуках церковного колокола мать будила детей, умывала, одевала в праздничную одежду и еще сонных вела в храм. Там они послушно стояли возле нее, крестясь и кланяясь вместе со взрослыми. При этом они вовсе не скучали на службе, всё тут им было по душе.
С раннего детства мальчики помогали отцу в храме: чистили подсвечники и лампады, убирали в алтаре, протирали иконы. Когда младенцу Иоанну исполнилось четыре года, он во время богослужения уже исполнял обязанности свещеносца.
Иерей Иоанн и матушка Мария были людьми не только благочестивыми, но и трудолюбивыми. Служба в храме совершалась по воскресным дням и в двунадесятые праздники, в прочее время церковнослужители, как простые крестьяне, занимались сельским хозяйством. Они пахали землю, сеяли и потом убирали хлеб, косили траву на сено для своей скотины, заготавливали на зиму дрова.
Отец нередко брал сыновей с собой в поле: и на пахоту, и на сенокос, и на уборку хлеба. Понемножку они помогали отцу, а еще ходили за ягодами в лес, знали малинники и грибные места, отдыхали на травке, глядя на плывущие в голубом небе облака, слушая веселое пение жаворонков. Видели отроки, что всё Господь сотворил прекрасно и премудро, для радости. Часто братья вместе с мальчишками-сверстниками купались в днепровских водах, ловили рыбу, переплывали широкий Днепр, чтобы издали полюбоваться Покровским храмом, воздавая хвалу Богоматери.
Грамоте детей учили по Псалтири и Часослову. Отроки быстро освоили церковнославянский язык и много времени проводили за чтением, сидя за столом под иконами. Особенно полюбились им жития святых.
Как правило, священнические роды были очень дружными, тесно общались между собой, а отношения Гашкевичей между близкими родственниками могут служить примером. У отца были братья, тоже священники. Иногда родные собирались вместе на семейные праздники. Из разных мест приезжали взрослые дети, племянники, обсуждали церковные новости, вопросы веры и то, что волновало прихожан. Говорили и о науке, особенно когда в гости приезжал Иосиф, старший сын дяди Антона, долгое время живший в Китае и Японии и хорошо знавший историю и культуру этих стран. Когда Иосиф служил в Японии консулом, у него был помощник — молодой японец из рода самураев. Он помогал консулу в работе над русско-японским словарем, а в результате так полюбил Христа и христианство, что вместе с Иосифом приехал в Россию и принял святое Крещение. Иосифа бывший самурай считал своим духовным отцом, поэтому и имя его взял себе в качестве отчества: был Татибана Косай, а стал Владимир Иосифович.
Общение со старшими братьями, безусловно, наложило отпечаток на внутренний мир подростка Иоанна, будущего Кормянского чудотворца. Возможно, он в чем-то даже хотел быть похожим на них: много читал, любил духовные, богословские книги. Но главное, чему хотелось подражать, так это их вере, любви к Богу и людям.
Детство, проведенное в селе среди родной природы, постоянные церковные службы, молитвенный настрой дома стали светлым основанием жизни праведника.
Учеба
Иоанн получил прекрасное домашнее образование. Возможно, он окончил и Могилевское духовное училище. Знания юноши оказались достаточно обширными и глубокими, чтобы в возрасте 18 лет поступить в Могилевскую духовную семинарию.
Семинаристы изучали богословские предметы и психологию, учились составлять и произносить проповеди для прихожан в церкви после Божественной литургии. Также им преподавались медицина и агрономия, чтобы будущие сельские батюшки могли оказать необходимую помощь крестьянам и дать полезные советы по полевым работам.
Окончив семинарию по второму разряду, Иоанн получил право быть священником в сельской церкви и преподавателем приходской школы.
Чтобы стать священником, нужно было жениться: рукополагали в священный сан только семейных выпускников. Но во время учебы в семинарии юноша не нашел себе невесту. Поэтому он остался жить в Могилеве, трудился, скорее всего, в духовной канцелярии — органе управления местной епархии.
Женитьба и начало служения
Всемилостивый Господь дает каждому по его сердечному влечению. Спустя короткое время Иоанн познакомился с совсем еще юной Марией Трусевич, сиротой. Она была дочерью почившего священника из местечка Шерстин Рогачевского уезда и после смерти отца жила с матерью у родных в Могилеве.
Иоанн и Трусевичи ходили на богослужения в церковь Успения Божией Матери. Возможно, молодые люди там и познакомились после службы, а, познакомившись, очень скоро поняли, что встретили друг в друге того, с кем хотели бы прожить всю жизнь.
4 февраля 1862 года состоялось венчание. Первым местом служения иерея Иоанна стал храм Рождества Богородицы в селе Шерстин на родине его супруги, пустовавший пять лет без настоятеля. Шерстин находился в ста верстах от родного Стрешина.
Трехглавый деревянный храм возвышался на правом берегу реки Сож в самом начале села, по тем временам считавшегося не очень большим: в нем было всего 85 дворов и около 900 жителей. Но в Шерстине всегда было многолюдно, потому что здесь, на берегу Сожа, в ложбинке, окруженной липами, находился источник, который славился своей целебной водой. К нему ехали люди из разных городов и сел. По преданию, в старину на дереве у источника обнаружили икону великомученицы Параскевы Пятницы. Каждый год в десятую пятницу после Пасхи к святому источнику совершался крестный ход, в котором принимали участие десятки священников и сотни верующих из всех окрестных деревень.
И по сей день на том месте находится образ великомученицы, а из родника бьет холодная, кристально чистая целительная вода.
Верный сын Православной Церкви
Вскоре после приезда молодых супругов в Шерстин в польских, литовских и белорусских землях началось восстание против власти русского царя. Хотя с конца XVIII века территория современной Беларуси входила в состав Российской империи, польская шляхта (дворянское воинское сословие в Королевстве Польском и Великом княжестве Литовском) мечтала восстановить польскую республику — Речь Посполитую. Она хотела, чтобы в новое государство вошли и белорусские земли. В рядах повстанцев была в основном молодежь — студенты, школьники, горожане. В Могилевской губернии их было немного, поэтому революционеры стремились привлечь к восстанию как можно больше крестьян.
Но у простого народа, в большинстве православного, была очень важная, духовная причина не оказывать поддержку бунтарям. Белорусы еще помнили страшные времена, когда польский король признал законной только греко-католическую (униатскую) церковь, а Православная Церковь была объявлена вне закона и не имела права на существование. Униаты силой отнимали у православных храмы, монастыри, церковные земли, изгоняли, заключали в тюрьмы и даже убивали православных священников, не разрешали крестьянам крестить и воспитывать детей в вере отцов. Так продолжалось более 200 лет.
Зная позицию мятежников, отец Иоанн предупреждал, что нечестивым и отступившим от Бога вождям Бог не дарует победы, призывал людей оставаться верными сынами Православной Церкви, не участвовать в мятеже. В своих проповедях он спокойно и понятно объяснял прихожанам, в чем смысл жизни настоящего христианина, учил ценить то, что имеют, любить друг друга, быть покорными властям, поставленным от Бога. Ведь Сам Бог сказал через Своих пророков: Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их… и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней (Лев. 25: 18, 19).
Несмотря на молодость, отец Иоанн своим тихим, мирным нравом, искренней добротой и заботливым отношением к пастве быстро снискал доверие местного населения. Его полюбили, к его советам и наставлениям прислушивались. Поэтому шерстинского прихода смута не коснулась.
В 1867 году отец Иоанн был награжден набедренником и бронзовой медалью «За усмирение польского мятежа». Медалями из темной бронзы награждались в числе других представители духовенства, которые способствовали прекращению восстания.
Продолжение следует…
Подготовила монахиня София (Кладиева)
30.05.2025