X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Три урока патриарха (часть 2)

Отец Илья Кокин

Дьякон Илья Кокин напитался примером подвига веры у таких столпов Православия, как патриарх Алексий II и протоиерей Дмитрий Смирнов. Со временем это принесло свой плод — отец Илия стал нести благую весть через свои миссионерские труды: уроки, лекции, книги, пособия. Мы продолжаем беседу с ним и сегодня говорим о том, как стать примером для своего ребенка, нужно ли заставлять подростка ходить в храм и чему можно научиться у детей.

— Расскажите, пожалуйста, как вы стали заниматься с детьми?

— Сначала я три года преподавал в Российском православном университете. Это был мой первый педагогический опыт. А потом меня назначили директором воскресной школы в храме, где я служил. Я занимался со старшей группой. Спустя какое-то время меня попросили преподавать в православной гимназии в шестом, седьмом, восьмом, девятом классах.

С детьми я стал соприкасаться, когда у нас запустился проект «Дорога к храму». Дело в том, что на протяжении десяти лет я работал на телеканале «Радость моя». У нас вышло мультимедийное пособие, которое так и называлось — «Дорога к храму». Нам предстояло провести презентацию этого пособия на чтениях в храме Христа Спасителя. Я предложил сделать презентацию в формате открытого урока, чтобы показать, как пользоваться пособием на практике. Разработал живой и интересный урок. В какой-то момент, например, показывал фокусы, потому что мы затрагивали тему, чем чудо отличается от фокуса. Два мультика дети смотрели по пособию, делали задания у доски. То есть там всё было построено на интерактиве. И вот с этим уроком впоследствии я объездил около 400 городов по всему миру. География этого проекта была от Лондона до Магадана, от Архангельска до Йоханнесбурга. И там всегда приходили дети как раз младшего школьного возраста.

 

интервтю с дьяконом

— Можно сказать, что вы вдохновили и малышей, и родителей, и педагогов.

— Это была одна из целей проекта: показать, как можно работать с детьми, используя современные методики, мультимедийные пособия.

— Этот урок как-то менялся в процессе?

— Он немного корректировался, но принципиально не менялся. Знаете, как меняется язык в мире? Язык с веками упрощается. Вот этот урок тоже немножечко поджимался, сокращался, появлялось больше интерактива. А еще у меня возникало много историй с этого урока в разных городах. Например, в какой-то момент я задаю ребятам вопрос: «У кого есть душа?» И ребята перечисляют: у людей, у животных. Я спрашиваю: «А вот у растений есть душа?» Половина класса говорят, что да, половина — нет. И я в этот момент обычно рассказываю историю, как проводил такой урок в Тюмени. В первом ряду сидел мальчик и громче всех кричал, что у растений нет души. А там был такой длинный зал и большой подоконник, уставленный горшками с цветами. Я мальчику говорю: «Ты сказал, что у растений нет души, а цветочек на тебя сейчас обиделся». Мальчик поник и минут десять вообще ни на что не реагировал, пребывал в каких-то своих размышлениях. Потом вдруг он встрепенулся, поднимает руку и на полном серьезе спрашивает: «А цветочек на меня еще обижается?» Тогда я понял, что надо шутить поосторожней и что хороший учитель всегда чему-то учится и у детей. Дети действительно много могут дать учителю, если он будет внимательным к ним. Такие вот удивительные проявления искренности и какой-то глубины мысли тоже всегда заставляют задуматься.

 

дьякон

— Буквальный перевод слова «педагог» — это детоводитель. В семье детоводители — это родители. Что самое главное, на ваш взгляд, должны объяснить ребенку родители?

— Если сравнивать родителя с учителем, то и тот, и другой как-то воздействуют на ребенка. Но я бы, наверное, родителя сравнил не с учителем, а с репетитором. Если учитель просто объясняет материал от простого к сложному, то репетитор готовит ребенка к экзамену, говорит: «Вот смотри: если тебе попадется первый билет, там будет три вопроса. Значит, на первый вопрос надо ответить так, на второй — так, на третий — так». И нам всем предстоит такой выпускной экзамен. Это Страшный Суд, и какие на нем будут вопросы, мы знаем. Они очень простые. «Я был голоден, ты накормил Меня? Я был болен, ты посетил Меня? Я был в темнице, ты позаботился обо Мне?» То есть ты научился сострадать, проявлять эмпатию, милосердие? Вот к этому родители должны больше всего ребенка подготовить и словами, и примером. А объяснить принцип милосердия и сострадания можно на любом материале. Например, в моей линейке пособия «Приходская школа "под ключ"» первый курс, который рассчитан на дошкольников, называется «Основы христианской нравственности». Там вопросы о дружбе и предательстве, о зависти, о сострадании. Они показаны не на примере какой-то религиозной литературы, а на примере сказок, потому что все эти вещи встречаются и в сказках. А уже второй курс посвящен истории Ветхого Завета. И там все те же вопросы мы уже на библейском материале проходим. Поэтому хороший учитель может, отталкиваясь от любой ситуации, помочь ребенку прийти к правильным выводам.

 

лекция

— Что важно родителям рассказать детям о Боге?

— Наверное, здесь надо говорить не про «рассказать», ведь родители взаимодействуют с ребенком не на вербальном уровне. Я помню, для меня был такой очень важный разговор в свое время. Я беседовал со своей знакомой. Она психотерапевт. В какой-то момент она меня спросила: «Как ты понимаешь само слово "психотерапия"?» Я говорю, что ничего сложного — это лечение души. Она говорит: «Все так это слово переводят, но это неправильно, потому что психотерапия — это не лечение души, это лечение душой. Приходит на прием человек разбитый, расстроенный, а терапевт, более целостная и гармоничная личность, с этим пациентом устанавливает какие-то доверительные отношения и своей более гармоничной душой перенастраивает душу человека сломанного и разбитого. Так это работает». Мне очень понравился этот образ. Я подумал, что, наверное, и священник так же работает, и учитель, и родители. То есть наш главный инструмент — это не учебные пособия, не методички, а душа.

— Главное, чтобы она была гармоничной и могла кого-то настроить. А если она сама разбитая?

— Поэтому нам надо усилия направлять на совершенствование своей души. Самое страшное, что могут дать ребенку и родители, и учитель, и священник на приходе — это дисбаланс, когда человек говорит одно, а делает другое вопреки своим собственным словам. Это научение лицемерию. То есть можно вот такой страшный урок преподать, поэтому самое главное — быть последовательным, цельным. Если чего-то требуешь — сам этому соответствуй и работай над своей душой, потому что только так ты можешь ребенка чему-то научить и как-то на него повлиять.

— У отца Александра Шмемана была мысль, что есть знание о Боге и есть знание Бога. Гораздо легче преподать о Боге, чем преподать Бога. Как все-таки передать не знание о Боге, а знание Бога?

— Ну, это задача, наверное, уже не человека, а самого Бога. Только Он может человеку явиться и открыться. И, наверное, каждый верующий человек в какой-то момент своей жизни переживает минуты кризиса, перехода в другое состояние — от стадии теоретика к стадии практика. Когда он не просто с чужих слов знает о Боге, а эта встреча происходит. Этот момент очень здорово описан в книге Иова, уже в самом конце, когда Господь является Иову после всех его просьб разъяснить, что он сделал не так. Господь ему является и произносит длинную речь про Левиафана, и Иов говорит удивительные слова: «Раньше я о Тебе слышал слухом слышания, а сейчас я Тебя вижу. И после этого у меня нет к Тебе никаких вопросов» (см.: Иов. 42: 5). Вот когда эта встреча состоялась. Как и Христос говорит: В тот день не спросите Меня ни о чем (ср.: Ин. 16: 23). То есть эта встреча приносит в душу покой, и все вопросы сами собой разрешаются. Господь упраздняет вопросы просто Своим присутствием рядом с человеком, Своим явлением в жизни человека.

 

священнослужитель

— Как объяснить детям, что такое Причастие, исповедь, чтобы они хоть в какой-то мере понимали, что происходит? И нужно ли помогать детям готовиться к Причастию?

— Наверное, лучше сначала сказать про исповедь, потому что в нашей церковной практике исповедь предшествует Причастию. Исповедь — это просто изменение. Это такая работа над ошибками, которую если ты не проделаешь — не вырастешь, не станешь взрослее. Мне кажется, если использовать этот образ, ребенку будет понятно, что это такое. И почему это действительно нужно, почему к этому нельзя подходить формально? Если ты будешь одни и те же грехи перечислять, значит, ты не вырос. Ты остался еще на уровне того ребенка, который и в прошлый раз подходил. А если ты хочешь меняться, хочешь взрослеть, то надо проводить работу над ошибками.

А Причастие — это как раз возможность вступить в какое-то тесное личное общение с Богом. Когда Господь оказывается внутри тебя, ты как бы прирастаешь к Богу, как Господь сказал, как сухая веточка прививается к виноградной лозе. Кстати, ведь в Евангелии Господь учит людей с помощью притч. Этот образный язык детям очень понятен, поэтому использование метафор и ярких образов всегда очень облегчает задачу педагога.

 

подросток на исповеди

— Как помочь ребенку преодолеть кризис веры, сомнения? Ведь у него должна произойти своя личная встреча с Богом. И как лучше себя вести? Не настаивать на посещении храма? Оставить ребенка в покое, пока эта встреча не произошла?

— Ну, эта встреча может произойти в достаточно взрослом возрасте. В детстве ребенок может услышать Божественный призыв, но долгое время как-то интуитивно двигаться на этот голос. Знаете, есть одна притча, которая является Библией в миниатюре. Это притча о блудном сыне. Потому что она как раз про путь человечества к Богу с ошибками, которые свойственны для человека, с раскаянием, с принятием со стороны Бога. Все эти этапы в притче кратко и лаконично изложены. Ребенок действительно в какой-то момент может отказаться посещать храм, молиться, исповедоваться. Я знаю, что и дети священников такой этап в жизни часто проходят. Надо вести себя так, как повел мудрый отец в притче о блудном сыне: не настаивать, не наказывать, но всегда быть готовым принять, всегда ждать с распростертыми объятьями. Наверное, это лучшее, что могут сделать родители в этой ситуации.

Бывает, что какой-то ребенок в классе постоянно дерзит, что-то выкрикивает. Вот если это перетерпеть, если не злиться на него, не ругать и не наказывать, то через какое-то время это будет самый мотивированный ребенок в классе, который станет больше всех интересоваться тем, о чем ты рассказываешь. То есть это может быть такой вот момент в духовном возрастании ребенка, когда он сам пытается испытать, нужно ли ему то, что ему предлагают в классе, что ему предлагают в Церкви. Он сам пытается как бы разрушить это и посмотреть, насколько это надежно. И когда оно не разрушается, когда оно остается цельным, ребенок гораздо более серьезно начинает к этому относиться.

 

причастие

 — Чему вас научили дети, помогли ли открыть что-то новое о Боге, о вере?

— Не случайно Христос как раз в качестве примера нам приводит детей и говорит: будьте как дети, потому что таковых есть Царствие Небесное (см. Мф. 18: 1–4). Чему мы можем научиться у детей? В первую очередь, искренности, непосредственности, цельности. Ребенку в меньшей степени свойственно лукавство, лицемерие. Он искренен в своих проявлениях. Вот это очень здорово. Был известный психолог Якоб Морена, который ввел понятие спонтанности — это такой признак здоровой души. Он говорит, что спонтанность — это умение адекватно реагировать на каждую новую ситуацию и каждый раз по-новому реагировать на стандартную ситуацию. Мне кажется, это то качество, которым в большей степени обладают дети. Думаю, что именно спонтанности у них имеет смысл поучиться.

— Вы разработали линейку мультимедийных пособий. Расскажите о них.

— Несколько месяцев назад вышло новое издание на флешке — 128 гигабайт. Помимо линейки пособия «Приходская школа "под ключ "» здесь еще несколько новых проектов. Это видеокурс к новому учебнику по основам православной культуры, по которому сейчас преподают в российских школах. Мне довелось быть соавтором этого учебника. По его ключевым темам был снят видеоцикл. В каждой серии цикла разработано по два задания. Еще сюда вошел цикл огласительных бесед. Это тоже семь видеороликов с заданиями. Дополнительные материалы. Я очень надеюсь, что получится довести этот проект до конца, потому что он задуман как мобильное приложение.

— Какими качествами должен обладать преподаватель воскресной школы? Любой ли человек, взяв ваше пособие, может стать преподавателем?

— Рабочий материал, с помощью которого можно какие-то важные смыслы до ребенка донести, собран в избытке, но есть еще очень важный компонент. Это как раз та самая душа, которая является главным инструментом педагога и родителя. Над ней надо трудиться самостоятельно. Здесь уже никакая флешка не поможет. Это тот бой, который предстоит каждому из нас.

— Что вы ждете от поездки в Минск?

— Я посещаю Республику Беларусь далеко не первый раз. Собственно, меняется то, что я привожу новые проекты и каждый раз рассказываю о каких-то новинках. В этот раз, например, я как раз читал лекцию о картинах из Третьяковской галереи. И удивительная вещь: когда я в первый раз с этим столкнулся, то был немножечко морально не готов, а сейчас понимаю, что, видимо, беседа действует на людей. Я периодически провожу эту беседу в вузах перед светскими студентами. Сейчас выступал в Гродненском медицинском университете. Почти каждый раз подходит человека три-четыре и говорят: «Можно Вас обнять?» Это же удивительная реакция на разговор с человеком, которого ты видишь в первый раз! Это свидетельствует о том, что удалось достучаться, удалось как-то настолько втереться в доверие к человеку, что человек так отреагировал. Для меня это и большое утешение, и подтверждение тому, что работа ведется в нужном направлении.

 

интересный человек

Беседовала Елена Романенкова

Фотографии Максима Черноголова

Три урока патриарха (часть 1)>>

24.04.2025

Просмотров: 19
Рейтинг: 5
Голосов: 10
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать