О трудностях поста (часть 2)

На сестрическом собрании духовник нашей обители отец Андрей Лемешонок и сестры говорили о том, как проходит Великий пост: какие встречаются трудности, как их можно преодолеть и в чем находить вдохновение и красоту.
Монахиня Севастиана (Ускокович): Мне запало в душу Ваше слово, батюшка, сказанное еще в Прощеное воскресенье, — слово о победе. В прошлом году я половину поста провела в больнице. И я просила Бога, что бы ни произошло, какие бы физические трудности ни случились, в тот пост просто помочь мне поверить, что мы действительно победим.
У меня появилось дерзновение сказать себе: «Мать Севастиана, стой в храме и не выходи, хотя бы ради того, кто сейчас не может быть в храме». Хотя раньше, стоя на службе, я как будто ждала завершения: когда будет Первый час, Третий… Для меня было открытием в этом году, что Бог дал возможность постоять за кого-то. И когда какая-то стихира попадает в сердце и удается прожить по-настоящему даже эту секунду, две, пять, — для меня это очень важно.
Отец Андрей Лемешонок: «За кого-то постоять»… Это очень хорошая мысль. Сестры, когда вы стоите в храме и вам трудно, подумайте о том, что, может быть, кого-то из наших парней не убьют на войне по вашим молитвам. А ведь они сейчас воюют за нас с вами, за наше будущее, за нашу Церковь…
Монахиня Севастиана: На первой седмице поста на утренние длинные богослужения приходил мальчик лет семи вместе с папой. Меня это так поражало! Я думала: как же я выйду из храма, если этот мальчишка в четыре утра стоит на службе?
А вообще, батюшка, это такая удивительная возможность всем нам быть на монастырских богослужениях! Я помню, как в миру мне приходилось сбегать на вечернюю службу из больницы, делать пару поклонов и возвращаться обратно…
Но первая седмица в этом году для меня была непростой. Понедельник — всё хорошо, вторник — уже так себе, а в среду, помню, наступил такой страшный кризис… Но с началом литургии всё изменилось. Как говорил преподобный Иустин Попович: «Каждая отслуженная литургия — атомная бомба в ад». Посмотрим, как будет на Страстной седмице, — уже, наверное, захочется на отдых поехать (смеется). Но, как Вы говорите, надо трезвиться.
Отец Андрей: Да, и на отдыхе, и в труде, и в молитве, всегда и везде нужно быть внимательным и не ждать, что что-то свалится с неба. Нужно самому постараться увидеть Бога в любой ситуации, в любых отношениях с сестрами, которые бывают очень непростыми. Но Христос должен быть всегда посреди нас.
Послушница Галина: Самым необыкновенным переживанием этого еще не закончившегося поста стало, конечно, мое облачение. Я никогда не думала, что это можно так прожить. Как правило, заботишься о том, чтобы внешне всё сделать правильно: то сказать, туда стать… А тут я действительно почувствовала, что нахожусь не на земле и даже не в храме… Я такого еще никогда не переживала. Не имеет смысла много говорить, потому что всё равно не получится передать пережитое словами. Просто очень хочется сохранить полученную благодать…
Я чего боюсь: вот тебя облачили, и ты вошел в другой мир, и страшно, когда скажут: «Уйди отсюда». Молюсь, чтобы этого не произошло.
Отец Андрей: За это придется побороться.
Послушница Галина: Прошу ваших молитв. Потому что это нести действительно одновременно и легко, и тяжело, и страшно.
Отец Андрей: Надеемся, что Ваш путь монашеский, который начался в этом посту, будет продолжаться.
Послушница Анастасия: Мне почему-то на этой неделе вспомнился один эпизод из детства. Я росла очень впечатлительным ребенком, а моим любимым фильмом был «Три орешка для Золушки». И вот однажды мама приходит с работы, я сижу на кухне, а на столе перемешаны гречка, рис и горох. Мама удивленно спрашивает: «Что это такое?» Я отвечаю: «Это Золушка». Мама смиренно и спокойно погладила меня по голове и сказала: «Ну хорошо, играй». Я поиграла в Золушку, а потом смотрела, как мама точно так же спокойно и смиренно за мной убирала.
Мне вспомнился этот эпизод, наверное, потому, что в этот пост я как никогда чувствую, что Бог так же смиренно и спокойно пытается убрать за мной мои «косяки», которых я много наделала до прихода в монастырь.
В этот пост я входила очень тяжело: у меня был сильный протест по отношению к Богу. Мне было тяжело принять то, что я из себя ничего не представляю, что у меня ничего не получается, даже в каких-то элементарных вопросах на послушании всё как будто валится из рук, и в принципе ни на что, даже самое простое, я не способна. Это было очень больно. Больно для гордого человека.
Когда меня периодически «штормило», одна сестра сказала: «На монашеском собрании ты поделилась с батюшкой, что хотела бы побороться с гордостью. Вот тебе Господь и дает поводы, чтобы ты попыталась смириться и понести свои немощи». Мне до сих пор это дается с большим трудом. Наверное, только на этой неделе я потихонечку пришла к тому, что пытаюсь Бога благодарить за эти моменты, порой глубоко понимая, какой это на самом деле ценный опыт — почувствовать, что ты ничего не можешь. В такие моменты и Господь, и святые становятся особенно близкими. И в жизни действительно начинают происходить чудеса. Да и просто появляются силы жить дальше.
Отец Андрей: Когда ты всё можешь — зачем тебе Бог, святые, Божия Матерь?.. Как важно принять свою немощь, эту боль, которая необходима, чтобы остаться с Богом! «Ничего не могу, Господи, помоги».
Послушница Анастасия: Трудно делать новый шаг, когда каждый твой день состоит из провалов. Ты пытаешься довериться Богу, а происходит провал. Снова пытаешься довериться — и снова провал… И кажется, сколько уже можно пытаться доверять… Поэтому тоже прошу ваших молитв, чтобы мне научиться стабильности в доверии Богу. Это дается очень непросто.
Еще в этот пост я немного прожила то, что, по Вашим словам, в храме специфический «воздух», которым надо учиться дышать. Я впервые почувствовала, что храм как дом, откуда никуда не хочется уходить. И я стараюсь сейчас держаться за службы, потому что это меня как-то успокаивает, уводит от многих забот и проблем, выравнивает внутреннее состояние.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Смотреть видеозапись собрания>>
О трудностях поста (часть 1)>>
09.04.2025