«Простим друг другу вся Воскресением»

В рубрике «Письма духовным чадам» мы предлагаем вам избранные письма близких нам по времени святых и подвижников благочестия. В этих письмах — живое слово и духовное наследие великих пастырей, где и сегодня каждый из нас сможет найти ответы на сложные вопросы о христианской жизни в современной действительности. Все мудрые советы и наставления, адресованные разным людям по разным аспектам духовной жизни, основаны на собственном аскетическом опыте и глубоком понимании святоотеческого наследия. Надеемся, что такое живое пастырское слово обретет благодатную почву в ваших сердцах…
Сегодня делимся с вами письмом преподобного Амвросия Оптинского «Значение Воскресения Христова. Якоже чада Света ходите».
Сестры о Господе и матери!
Поздравляю вас с светлым праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и сердечно желаю всем вам встретить и провести всерадостное сие христианское торжество в мире и утешении духовном. Когда начинается в церкви торжественное и взаимное приветствие, тогда помяните, что и аз, грешный, каждую из вас приветствую обычным всерадостным приветствием: Христос воскресе!
Велика сила в сем кратком приветствии, как свидетельствует святитель Златоуст в Огласительном своем слове: «Воскресе Христос, и низложися ад! Воскресе Христос, и падоша демони! Воскресе Христос, и радуются Ангели! Воскресе Христос, и попрася смерть! Воскресе Христос, и воцарися жизнь».
Не без причины многократно повторяется радостная церковная песнь: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия», то есть радуйся и просвещайся светом Христовым, собрание сынов и дщерей Православной Церкви. А как просвещаться и озаряться светом Христовым, научает нас святой апостол Павел, говоря: Якоже чада света ходите: плод бо духовный есть во всякой благостыни и правде и истине (Еф. 5: 8,9). Те же самые слова апостол повторяет в другом месте: Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира (Еф. 6: 14, 15).
Под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею (Мф. 22: 37)… и всею крепостию твоею (Лк. 10: 27). И паки: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10: 37). Ежели любовь Божия настолько ревнива, что и отца, и матерь допускает любить только в меру, а не паче меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиной, чтобы не грешить против любви к Богу, любовью к другим неуместной; особенно же нечистой, потому что Богу любезнее паче всего целомудрие в смиренномудрии.
Под словом же «правда» разумеется заповедь о любви к ближнему: возлюбиши ближнего твоего яко сам себе (ср.: Мф. 22: 39). А так как эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то апостол заповедует нам облещися в броню правды, то есть не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, творить добро ненавидящим, молиться за творящих напасть и изгонящия ны.
Словами же «плод благостыни» и «благовествование мира» означаются доброта, простота в отношении к ближнему и всякая благожелательность и дружелюбие, по сказанному: Мир имейте и святыню со всеми (Евр. 12: 14), Взыщи мира, и пожени и (Пс. 33: 15)! Или, как поет ныне Церковь: «Простим друг другу вся Воскресением».
Источник: Собрание писем Оптинского старца Амвросия. — Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2018.
Читайте также:
«Советую держаться золотой средины»>>
«Свои взгляды надо проверять законом Божиим»>>
«Тщеславие и гордость — одной закваски»>>
22.04.2025