Христос воскресе!

Люди осудили Бога на смерть, Воскресением Своим Он их осудил на бессмертие. За побои воздал им объятием, за оскорбление — благословением, за смерть — бессмертием. Никогда люди не явили такой ненависти к Богу, чем тогда, когда распяли Его; и никогда Бог не явил большей любви к людям, чем тогда, когда Он воскрес. Люди хотели даже Бога сделать смертным, но Бог Воскресением Своим соделал людей бессмертными. Воскрес Распятый Бог и убил — смерть. Нет больше смерти. Бессмертие окружило человека и все его миры.
Людская природа Воскресением Богочеловека необратимо увлечена путем бессмертия и стала страшной для самой смерти. Ибо до Христова Воскресения смерть была страшна человеку, а после Христова Воскресения человек стал страшен смерти. Если человек живет верой в Воскресшего Богочеловека, он живет над смертью, недостижимый для нее; она есть подножие ногам его: смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15: 55) И когда Христов человек умирает, он только оставляет тело, как одежду, в которую снова облачится в день Страшного Суда…
Как до Христова Воскресения естественно было людям быть смертными, так после Христова Воскресения стало естественно людям быть бессмертными.
Грехом стал человек смертен и преходящ; Воскресением Богочеловека он становится бессмертен и вечен. В этом сила, в этом могущество, в этом всемогущество Христова Воскресения. Без него не было бы христианства. Среди всех чудес это — величайшее чудо. Все остальные чудеса вырастают из него и к нему сводятся. Из него вырастают и вера, и любовь, и надежда, и молитва, и боголюбие. Смотрите: ученики-беглецы, убежавшие от Иисуса, когда Тот умер, возвращаются к Нему, потому что Он воскрес…
Ради Христова Воскресения, ради Его победы над смертью люди становились, становятся и всегда будут становиться христианами. Вся история христианства есть не что иное, как история одного-единственного чуда, а именно — чуда Воскресения Христова, которое продолжается непрерывно сквозь все христианские сердца изо дня в день, из года в год, из века в век — до Страшного Суда.
Человек действительно родится не тогда, когда мать родит его на свет, а тогда, когда уверует во Христа Воскресшего, ибо тогда он родится для Жизни Вечной. Воскресение Христово есть мать всех нас, всех христиан, мать бессмертных…
Вера есть наша победа, которой мы побеждаем смерть. Вера в Воскресшего Господа Иисуса.
Если Христос не воскрес — тогда зачем веровать в Него? Честно говоря, я никогда бы не уверовал во Христа, если бы Он не воскрес и не победил этим смерть. Нашего величайшего врага победил и бессмертие нам даровал. Без этого наш мир — шумная выставка отвратительных бессмыслиц. Единственно Своим славным Воскресением чудесный Господь освободил нас от бессмыслицы и отчаяния, ибо ни на небе, ни под небом нет бессмыслицы большей, чем этот мир без Воскресения, и нет отчаяния большего, чем эта жизнь без бессмертия. И ни в одном мире нет существа более несчастного, чем человек, который не верует в воскресение мертвых…
Всего в четыре слова сведены четыре Христова Евангелия. Вот эти слова: Христос воскресе! — Воистину воскресе!.. В каждом слове — по Евангелию, а в четырех Евангелиях — весь смысл всех миров Божиих, видимых и невидимых. И когда все ощущения человеческие и все мысли сливаются в гром пасхального поздравления: Христос воскресе! — тогда радость бессмертия потрясает все существа и ликующе гремит в ответ: Воистину воскресе!
Источник: Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти. — Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2005.
20.04.2025