Врач возлюбленный

Святителю Христов Луко, жертва Богу священная, исповедников честное украшение, Церкве Православныя удобрение, Крымския земли похвало, врачу благий и милостивый, моли от болезней и бед избавитися верою и любовию творящим всечестную память твою.
Стихира на «Господи, воззвах», глас 4
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был пострижен в монашество с именем апостола и евангелиста Луки, которого первоверховный апостол Павел среди тех, кто шлет приветствие Колосской Церкви, упоминает с немаловажной похвалой — «врач возлюбленный». Эту похвалу можно, несомненно, отнести и к священноисповеднику ХХ века святителю Луке Крымскому, прошедшему ссылки, тюрьмы и пытки и при этом ставшему лауреатом Сталинской премии. Хирургу, спасшему тысячи людей, гениальному врачу и талантливому проповеднику, титану духа, христианину великой силы воли, честности и безбоязненной веры.
О впечатлении, которое производил святитель (а у него за плечами были 11 лет ссылок, пытки «конвейером», болезни, гонения, нищета, голод, клевета, доносы), мы можем судить со слов его современников: «В зал вошел человек огромного роста, в очках. Его седые волосы ниспадали до плеч. Легкая, прозрачная, белая кружевная борода покоилась на груди. Губы под усами были крепко сжаты. Большие белые руки перебирали черные матовые четки. Человек медленно вошел в зал и сел в первом ряду. Председательствующий обратился к нему с просьбой занять место в президиуме. Он поднялся, прошел на подмостки и сел в предложенное ему кресло. Это был профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий…»
Кандидат медицинских наук В. А. Поляков, Тамбов, 1944 год
А сам возлюбленный Богом и людьми святитель в одном из писем близким написал: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу. Ибо должен засвидетельствовать вам, что, когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно нисколько не было тяжело, и путь этот был радостным путем, потому что я чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой».
Родители святителя Луки — Феликс Станиславович и Мария Дмитриевна
По отцу святитель Лука принадлежал к древнему белорусскому дворянскому роду Ясенецких-Войно, известному с XVI века. Со временем род обеднел, и дед святого — Станислав Валентинович Ясенецкий-Войно — был мельником и жил в деревне Семенинского уезда Могилевской губернии. Отец святителя — Феликс Станиславович, набожный католик, ходил в костел, подолгу молился дома и был человеком удивительно чистой души, ни в ком не видел дурного, всем доверял. Он занимался благотворительностью — жертвовал средства в помощь гонимым христианам в Бессарабии, на лекарства для неимущих и заключенных. Кроткий по натуре, отец не навязывал своих взглядов, и атмосферу в доме определяла мать — Мария Дмитриевна, воспитанная в православных традициях. Мать усердно молилась дома, и ее вера проявлялась в делах: она посылала домашнюю выпечку в тюрьму для заключенных, во время Первой мировой войны в доме кипятили молоко для раненых.
Герб рода Ясенецких-Войно
Валентин — так назвали будущего святителя в Крещении — родился в Керчи и был четвертым ребенком в семье, где росло пятеро детей. Детство их было безмятежным. Когда отроку исполнилось двенадцать лет, семья переехала в Киев. Валентин параллельно с гимназией посещал рисовальную школу и готовил себя к карьере художника. После окончания гимназии он встал перед выбором жизненного пути. «В это время впервые проявилась моя религиозность. Я каждый день, а иногда и дважды в день ездил в Киево-Печерскую лавру, часто бывал в киевских храмах и, возвращаясь оттуда, делал зарисовки того, что видел в лавре и храмах. Я сделал много зарисовок, набросков и эскизов молящихся людей, лаврских богомольцев, приходивших туда за тысячу верст, и тогда уже сложилось то направление художественной деятельности, в котором я работал бы… По окончании гимназии я решил поступить в Петербургскую Академию художеств. Но во время вступительного экзамена тяжело задумался о том, правильный ли жизненный путь избираю. Недолгие колебания кончились тем, что я признал себя не вправе заниматься тем, чем мне нравится, и обязан заняться тем, что полезно для страдающих людей. Из Академии я послал матери телеграмму о желании поступить на медицинский факультет…» — писал святитель Лука в своих воспоминаниях.
Валентин Войно-Ясенецкий после окончания гимназии в Киеве
В 1898 году 21-летний Валентин стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Учился прекрасно, был старостой группы, особенно преуспевал в изучении анатомии. «Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии. Когда все мы получили дипломы, товарищи по курсу спросили меня, чем я намерен заняться. Когда я ответил, что намерен быть земским врачом, они с широко открытыми глазами сказали: "Как, Вы будете земским врачом?! Ведь Вы ученый по призванию!" Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям», — напишет он впоследствии. Валентин Войно-Ясенецкий устроился работать в Киевский медицинский госпиталь Красного Креста, в составе которого в 27 лет в 1904 году отправился на Русско-Японскую войну работать в эвакуационном госпитале в Чите. Здесь молодой врач заведовал хирургическим отделением и получил большую практику, делая сложные операции на костях, суставах и черепе. В Чите состоялось его венчание с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской.
После окончания войны молодые супруги отправились в уездный город Ардатов Симбирской губернии, где в земской больнице открылась вакансия хирурга. Валентин Феликсович был одновременно хирургом, терапевтом, педиатром и акушером. С раннего утра и до позднего вечера врач принимал больных, оперировал, разъезжал по окрестным селениям. Где бы он ни работал, — а это были земские больницы Саратовской, Курской, Ярославской губерний, — всюду за ним шла молва как о замечательном, никому не отказывающем докторе.
С самого начала своей практической деятельности земский врач Войно-Ясенецкий активно занимался и научной работой. Его пытливый ум искал первопричину многих заболеваний, но прежде всего — гнойных инфекций в человеческом организме.
Валентину Феликсовичу во время приема ассистирует супруга Анна Васильевна Войно-Ясенецкая
В первые годы своей врачебной практики молодой врач углубленно занимался вопросами местной анестезии и написал по итогам своих исследований несколько научных статей. Эти серьезные разработки закончились написанием монографии «Регионарная анестезия», блестяще иллюстрированной самим автором. Этот труд был признан многими современниками лучшей работой года в России и удостоен премии Варшавского университета. В 1916 году Валентин Феликсович защитил по этой теме диссертацию, получив степень доктора медицины.
В начале 1917 года доктор Войно-Ясенецкий был избран по конкурсу главным врачом Ташкентской городской больницы. Шла гражданская война. В больницу доставляли тяжелораненых, и главврача неоднократно ночью поднимали с постели на операцию. Он никогда не возмущался и никому не отказывал в помощи. В 1919 году Валентин Феликсович стал профессором Ташкентского университета.
В это время тяжело заболела Анна Васильевна — у нее был обнаружен туберкулез легких. Здоровье ее окончательно подорвал арест супруга — Валентин Войно-Ясенецкий был арестован по доносу работника морга больницы: он тайно лечил тяжелораненого казачьего есаула В. Т. Комарчева и отказался выдать его красным. Это испытание, хотя и закончившееся благополучно, Анна Васильевна пережить не смогла и вскоре скончалась, оставив Валентина Феликсовича с четырьмя малолетними детьми. В дальнейшем воспитание детей взяла на себя медицинская сестра больницы Софья Сергеевна Белецкая, без колебаний принявшая этот крест. «Ее и детей выгнали из моей квартиры главного врача и поселили в небольшой каморке, где они могли поместиться только потому, что дети сделали нары и каморка стала двухэтажной. Однако Софью Сергеевну не выгнали со службы, она получала два червонца в месяц и на них кормилась с детьми», — писал впоследствии святитель Лука в автобиографии, вспоминая «великие благодеяния, которые получали мои дети через Софью Сергеевну…»
Епископ Ташкентский и Туркестанский Лука
В страшные революционные годы Церковь подвергалась жестоким гонениям со стороны большевистской власти. В этот период Валентин Феликсович проявил себя как истинный христианин: он регулярно посещал богослужения, часто выступал с беседами на темы Священного Писания. Однажды на епархиальном собрании о положении дел в Ташкентской епархии горячая речь молодого врача, отражавшая его глубокую веру, так поразила архиепископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия, что он произнес: «Доктор, вам надо быть священником». Эти слова никогда не помышлявший о священстве Валентин Феликсович воспринял как призыв Божий. В 1921 году он был рукоположен в сан диакона, а через неделю его уже назначили священником Ташкентского кафедрального собора. После трехлетнего служения в сане иерея он принимает монашеский постриг в честь апостола Луки — евангелиста, иконописца и врачевателя. Далее, в разгар гонений на Русскую Православную Церковь, он был хиротонисан во епископа Ташкентского и Туркестанского.
В 1923 году святитель был арестован и отправлен в первую ссылку в Сибирь. Через три года епископ Лука вернулся в Ташкент, но уже в 1930 году был снова арестован и приговорен к трем годам новой ссылки. По освобождении владыка вернулся в Ташкент и занимался врачебной практикой. В результате появилась книга «Очерки гнойной хирургии», положившая начало целому направлению в медицине, причем эта работа до сих пор используется в медицине. В 1936 году епископу Луке за его труд присудили ученую степень доктора медицинских наук.
Епископ Лука, Ташкент, тюрьма НКВД, 1939 год
В 1937 году владыка вновь был арестован и более двух лет находился в тюрьме в тяжелых условиях пыточного следствия. Допрашивали непрерывно, допрос мог продолжаться до 13 суток, били, сажали в карцер, хотя святителю Луке к этому моменту было уже 60 лет. «Признать себя контрреволюционером я могу лишь в той мере, в какой это вытекает из факта проповеди Евангелия, активным же контрреволюционером и участником дурацкой поповской контрреволюции я никогда не был, и до крайности оскорбительна мне роль блохи на теле колосса — советской власти, приписываемая мне следствием и ложными показаниями моих оговорщиков. Все двадцать лет советской власти я был всецело поглощен научной работой по хирургии и чистым служением Церкви, очень далеким от всякой антисоветской агитации», — писал святитель Лука. Святой, не соглашаясь с возводимой на него ложью, активно протестовал: владыка объявил голодовку, длившуюся 18 суток. «Мне твердят: сними рясу — я этого никогда не сделаю. Она, ряса, останется со мной до самой смерти, — говорил он соузникам в тюрьме. — Я помогаю людям как врач, помогаю и как служитель Церкви…» В 1940 году был вынесен приговор: пять лет ссылки в Красноярский край. С началом Великой Отечественной войны владыка предложил властям свою помощь в качестве врача и в 1941 году был назначен консультантом красноярских госпиталей. Через год окончился срок ссылки. Владыка был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру, не имевшую тогда ни одного храма. Его стараниями в 1943 году в Красноярской епархии был открыт храм. Затем архиепископ Лука был назначен на кафедру в Тамбов.
Архиепископ Лука и священнослужители в Покровском соборе города Тамбова. 1944–1946 годы
Архиепископ Иннокентий Калининский (Леоферов), который был в Тамбове епархиальным секретарем владыки Луки, вспоминал: «Он очень правдив был. Владыка Лука <…>. Полагал, что и вокруг него все так же правдивы. А люди-то, сами знаете… Когда он уезжал из Тамбова, я в поезде его до Мичуринска провожал. Были мы с ним в купе одни, и владыка спросил:
— Скажите, какого самого большого порока мне следует избегать?
— Не доверяйте, пожалуйста, клеветникам, — сказал я. — По жалобам лжецов Вы, Ваше Преосвященство, иногда наказывали ни в чем не повинных людей.
— Да? — изумился он. А потом, подумав, добавил: — С этим расстаться никак не смогу. Не могу не доверять людям».
Архиепископ Лука добивался передачи верующим городского собора. Однажды председатель облисполкома пригласил владыку к себе в кабинет и, желая выразить ему свое расположение, спросил:
— Чем вас премировать за вашу замечательную работу в госпитале?
— Откройте городской собор.
— Ну нет, собора вам никогда не видать.
— А другого мне от вас ничего не нужно, — ответил архиепископ и покинул облисполком.
С новым председателем, который сменил предыдущего, произошел у архиепископа Луки такой случай. В конце 1945 года владыку и его секретаря пригласили в облисполком, чтобы вручить им медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После вручения медалей председатель сказал, что, хотя труд Войно-Ясенецкого как консультанта эвакогоспиталя завершен (госпитали эти осенью 1944 года покинули Тамбов и двинулись дальше на запад), он надеется, что профессор и впредь будет делиться своим большим опытом с медиками города. Архиепископ Лука ответил следующее: «Я учил и готов учить врачей тому, что знаю; я вернул жизнь и здоровье сотням, а может быть, и тысячам раненых и наверняка помог бы еще многим, если бы вы (он подчеркнул это "вы", давая понять слушателям, что придает слову широкий смысл) не схватили меня ни за что ни про что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссылкам. Вот сколько времени потеряно и сколько людей не спасено отнюдь не по моей воле». У областного начальства эти слова вызвали шок. Какое-то время в президиуме и в зале царила тягостная тишина. Кое-как придя в себя, председатель залепетал, что прошлое пора забыть, а жить надо настоящим и будущим. И тут снова раздался басовитый голос владыки Луки: «Ну нет уж, извините, не забуду никогда!»
Труды святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
В это время испытания трудной жизни и последствия напряженной работы всё больше стали сказываться на здоровье архиепископа Луки. Он теряет зрение, сердце всё чаще отказывает: аритмия, декомпенсация.
В 1946 году за выдающиеся научные работы в области медицины святитель был награжден Сталинской премией первой степени — и почти все деньги пожертвовал на помощь детям, пострадавшим от последствий войны. В том же году владыка был назначен на кафедру в Крым, где сначала совмещал архипастырское служение с врачебной помощью людям: «Как ни плакала моя тамбовская паства, как ни просила патриархию оставить меня, я должен был ехать в Симферополь. Это было несомненно по воле Божией, ибо здесь я очень нужен. Мне приходится устраивать разоренную епархию».
Святитель усердно трудился над возделыванием виноградника Христова, что в условиях коммунистической власти требовало великого мужества и веры. Архиереем он был неудобным, принимал решения, необходимые для блага Церкви, несмотря на противодействие уполномоченного: какое бы дело ни благословил архиепископ, уполномоченный немедленно аннулировал его, и эта борьба продолжалась годами. «Церковные дела мучительны. Наш уполномоченный, злой враг Христовой Церкви, всё больше и больше присваивает себе мои архиерейские права и вмешивается во внутрицерковные дела. Он вконец измучил меня», — писал святитель старшему сыну Михаилу в 1960 году. Владыка постоянно искал возможность восстанавливать разрушенные церкви и привлекать в них паству.
У моря
За тридцать восемь лет священства святитель Лука произнес 1250 проповедей, из которых не менее 750 были записаны и составили двенадцать больших томов машинописи. Совет Московской Духовной академии назвал это собрание проповедей «исключительным явлением в современной церковно-богословской жизни» и избрал автора почетным членом академии. Архиепископ Куйбышевский Мануил писал, что проповеди владыки «отличаются простотой, искренностью, непосредственностью и самобытностью». Рассматривая отрывок из его «Слова в Великий Пяток», он говорит: «На эту тему так много говорили в течение тысячи девятисот лет лучшие христианские проповедники, что, кажется, ничего нового сказать уже нельзя. И все-таки слова архиепископа Луки трогают, как что-то неожиданное: "Господь первый взял Крест, самый страшный Крест, и вслед за Ним взяли на рамена свои кресты меньшие, но часто тоже страшные кресты, бесчисленные мученики Христовы… Неужели мы не возьмем на себя кресты свои и не пойдем за Христом?"»
Будни старца-архиепископа были уплотнены до крайней степени. День начинался в семь утра. С восьми до одиннадцати длилась ранняя обедня. За предельно скромным завтраком секретарь Евгения Павловна Лейкфельд ежедневно читала две главы из Ветхого и две главы из Нового Завета. Потом — дела епархиальные: распоряжения патриархии, почта, прием духовенства, назначения и перемещения, претензии властей (канцелярия находилась тут же, в квартире). Чтение прессы и книг продолжалось до обеда. После обеда — отдых. Затем с четырех до пяти — прием больных. Под вечер небольшая прогулка по бульвару вдоль мелководного Салгира. На прогулке владыку часто сопровождали его внучатые племянники Георгий и Николай. Архиепископ Лука и это время не терял попусту: рассказывал мальчикам что-то из Священного Писания. Через много лет Георгий и Николай Сидоркины говорили, что навсегда запомнили эти преподанные как бы между прочим уроки. И снова кабинетная работа: владыка Лука склоняется над проповедями, письмами, хирургическими атласами — до одиннадцати вечера.
Праздничные дни архиерея также были очень загружены. «Пишу тебе поздно вечером, вернувшись из Джанкоя (от Симферополя до Джанкоя сто километров), где служил в день Покрова Пресвятой Богородицы. Литургия продолжалась (с проповедью) четыре часа и целый час благословлял людей. Устал. Всю ночь не спал», — пишет он Михаилу в 1951 году. — «Не мала и моя работа, особенно теперь, Великим постом. Моя служба длилась пять часов. Очень утомляюсь…»
Редкий любительский снимок епископа Луки в последние годы жизни. На прогулке по Крымскому побережью
В итоге за слишком активным архиереем началась слежка, письма Войно-Ясенецкого вскрывали, телефон прослушивали, в храмах появлялся фотограф и снимал всех, кто приходил на службы. Святитель словно не обращал внимания на все нестроения и продолжал ревностно служить. В 1954 году в одной из проповедей он произнес: «Знаю я, что большинство из вас очень встревожены внезапным усилением антирелигиозной пропаганды и скорбите вы… Не тревожьтесь, не тревожьтесь! Это вас не касается. <…> Малое стадо Христово, подлинное стадо Христово неуязвимо ни для какой пропаганды». Большое мужество, смелые проповеди и поступки архиепископа, которые пугали неверующих медиков, будили опасения в крымском обкоме, привлекали вместе с тем к владыке сердца множества людей. С любовью и благодарностью говорили о нем верующие и неверующие пациенты. Тайком в храм заходили студенты, учителя, инженеры, библиотекари. Владыку Луку почитали даже иноверцы, в частности, евреи. По большим церковным праздникам православного архиепископа-врача приходил поздравить староста симферопольской синагоги, которого владыка Лука когда-то спас от смерти.
Сохранилось еще такое свидетельство близких архиепископа Луки о его смирении и нестяжании. В 1951 году владыка ездил в Одессу, где Святейший Патриарх был на отдыхе. София Сергеевна Белецкая писала дочери владыки: «К сожалению, папа опять одет очень плохо: парусиновая старая ряса и очень старый, из дешевой материи, подрясник. И то и другое пришлось стирать для поездки к патриарху. Здесь всё высшее духовенство прекрасно одето: дорогие красивые рясы и подрясники прекрасно сшиты, а папа — такой замечательный — хуже всех, просто обидно…»
При этом владыка продолжал попытки вести медицинскую практику. В Крымском мединституте лекции читать ему не разрешили — он отказывался делать это в светской одежде. Тогда святитель открыл прием в собственном доме. В сложных случаях его всегда вызывали на консультации, в частности, приглашали в Симферопольский военный госпиталь.
В 1955 году медицинскую деятельность пришлось оставить, так как архиепископ Лука почти полностью ослеп и не мог самостоятельно проводить осмотры.
Подобно своему небесному покровителю апостолу Луке, владыка был врачом и продолжателем апостольского дела. Он проповедовал спасительное слово Христово не только в храме Господнем, но и в тюрьмах, и в ссылках, и друзьям, и гонителям, и поддерживаемый доброжелателями, и терпя скорби от лжебратии. «Считаю своей главной обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», — говорил он и остался верен этому принципу до конца своей жизни. Ослепший архипастырь так же продолжал управлять Симферопольской епархией с помощью доверенных лиц и принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами.
В Симферополе 18 марта 1996 года были обретены мощи святителя Луки и 20 марта крестным ходом перенесены с кладбища в Свято-Троицкий собор
11 июня 1961 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, архиепископ Лука отошел ко Господу. При большом стечении народа под пение «Святый Боже», несмотря на запреты властей, гроб с почестями был перенесен на городское кладбище Симферополя к месту погребения. Проститься с архиепископом прибыли верующие из разных областей.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был реабилитирован только в апреле 2000-го, а в августе того же года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен как исповедник в сонме новомучеников и исповедников Российских. Он почитается в лике святых и другими Поместными Церквами, в частности, Греческой Православной Церковью.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — драгоценный сосуд Божией благодати. Бескомпромиссное и ревностное служение Богу и людям, смиренное несение креста возвели его на высоту святости. Попросим его святых молитв как заступника, имеющего особое дерзновение у Престола Божия, чтобы в это великопостное время Господь ниспослал исцеление нашей душе и, если это Богу угодно, дал крепость и здравие и телу.
Святителю Луко богоблаженне, в темницах и изгнаниих на всяк день болезнем и напастем приобщаяся, страдания Христа ради возлюбил еси и, прелести зиму теплотою божественныя благодати растопив, ко Христу, Незаходимому Сиянию, со славою вселился еси. Сего ради молим тя: исцели и просвети души наша молитвами твоими.
Стихира на «Господи, воззвах», глас 8
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Я полюбил страдание / Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). — Минск: Терирем, 2017.
- О времени и месте проживания святителя Луки Крымского в Керчи — Новости — Феодосийская епархия.
- Полная биография святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) | Новомученики и Исповедники Переславской епархии.
- Житие | Свято-Троицкий женский монастырь, Симферополь.
- Святитель Лука Симферопольский: святой в стране Советов — Милосердие.ru
- Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Хирург, монах, ученый. — Храм святителя Луки архиепископа Симферопольского.
18.03.2025