Великий Собеседник святитель Григорий Двоеслов

Правило веры и образ кротости тя познахом, отче святителю Григорие, и чистоты рачителя и столпа Православия, ангелом единонравна и молитвенника о душах наших.
Стихира на стиховне, глас 2
В трудные времена Бог поставляет великих людей, о которых в Евангелии сказано: Вы есте свет мира, не может град укрытися верху горы стоя. Ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть (Мф. 5: 14, 15). Таким светильником веры и благочестия в VI веке для современников был святитель Григорий Двоеслов, папа Римский. О своей эпохе святитель писал: «Города опустошены, крепости разрушены, церкви пожжены, монастыри мужские и женские разорены, селения покинуты народом, поля остались невозделанными, земля превратилась в пустыню, не осталось на ней ни одного жителя, дикие звери стали обитать там, где прежде жило множество народа. Не знаю, что делается в других частях света, но на сей земле, где мы живем, кончина мира не только близка, но уже и наступила». Действительно, Италия, являвшаяся в то время частью Западной Римской империи, переживала печальный период разорения и упадка.
Столица империи еще при святом Константине была перенесена в Византию, на пустеющий Рим сокрушительными лавинами устремились полчища галлов, остготов и лангобардов. Последние были самыми дикими из всех варваров: обритая сзади голова, спереди длинные космы волос, соединяющиеся с бородой и падающие на щеки, окрашенные в зеленый цвет… Внешнему виду соответствовали и нравы. Вождями лангобардов были свирепые ариане, а многие из воинов оставались еще язычниками; они не щадили православное население Италии. Ариане разграбляли церкви, убивали священников, монахов, загоняли верующих в леса; язычники истязали отказывавшихся участвовать в их культах. Христианские поля опустошались без всякой пощады; не успевшие оправиться города подвергались новым и более ужасным опустошениям. От некогда миллионного населения в Риме осталось всего 30–50 тысяч жителей. Императорские дворцы опустели, великолепные сооружения лежали в руинах. Поддерживать порядок в городе стало некому, система управления была разрушена. На опустевших и заросших сорняками площадях горожане сеяли хлеб и пасли свиней, а сами ютились по берегам Тибра. Полное уничтожение города остановил святитель Григорий, папа Римский.
Римская империя во времена свт. Григория была разделена на Западную и Восточную, особенно страдала от нападений варваров ее западная часть
Святой Григорий, предстоятель Римского престола, отец и учитель Церкви, родился около 540 года и происходил из старинного римского патрицианского рода Анициев, представители которого издавна исповедовали Православие и из которого вышли два предстоятеля Римской Церкви — святой Феликс III (483–492), прямой предок Григория Великого, и святой Агапит I (535–536). Многие из предков достигали сенаторского положения, а двое даже были императорами. К этому роду, возможно, принадлежит и преподобный Венедикт Нурсийский (ок. 480–547).
Семья Григория Великого отличалась благочестием: отец Гордиан всеми силами старался поддерживать порядок в оскудевающих церковных владениях, был одним из семи римских регионариев, управлявших округами, на которые был разделен Рим. Мать Сильвия помогала больным и обездоленным римлянам, стекавшимся к их дому на Целийском холме. Единственный сын благонравной четы сызмальства отличался кротким и сердобольным нравом. Он получил сообразное со своим общественным положением воспитание и образование и со временем так преуспел в обучении, что современники писали о нем: «Григорий был настолько сведущ в науках грамматики, диалектики и риторики, что во всем Риме не было равного ему человека в красноречии и учености». Поступив на государственную службу, около 573 года он стал префектом — одним из высших должностных лиц в Риме. Однако после смерти отца отличавшийся благочестием и стремлением к духовной жизни Григорий решил оставить мирскую жизнь и принял монашество.
Он основал шесть монастырей в наследственных поместьях на Сицилии, а свой дом в Риме сделал монастырем во имя святого апостола Андрея Первозванного. Распродав оставшееся имущество, Григорий Великий раздал деньги бедным и вел строгую подвижническую жизнь в Андреевском монастыре, упражняясь в посте, молитве, изучении Священного Писания и святоотеческих творений.
На месте родового имения на Целийском холме, в котором свт. Григорий основал монастырь св. ап. Андрея, сегодня возвышается посвященный свт. Григорию католический храм XVII века
На святого Григория обратил внимание папа Пелагий II. Взяв его из монастыря, в 579 году папа рукоположил монаха в сан иеродиакона и отправил в Константинополь в качестве апокрисиария. Возложенное на него поручение Григорий успешно исполнил. Находясь в Константинополе, он начал свой знаменитый труд «Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова» в 35 частях. Григорию также было поручено просить императора оказать военную помощь Риму, которому угрожала осада лангобардами. Но император Маврикий был занят войной с персами, и добиться его содействия не удалось. В 585 году святой Григорий был отозван в Рим. Однако вести уединенную монашескую жизнь, к которой он был так расположен, святому не удалось. На его родной город в 590 году обрушилась эпидемия чумы, которая унесла жизнь и римского предстоятеля. Духовенство, сенат и народ единодушно избрали на римский престол святого Григория. Пытаясь уклониться от этого призвания, святой укрылся в пустынном месте, но молитва верующих оказалась сильнее: Господь открыл его местопребывание столпом света. Принужденный принять посвящение во архиерея, святой Григорий стал первым Римским папой, который был монахом.
Святой достойно пронес святительский крест. Он не только занимался церковными делами, но и участвовал в жизни своих соотечественников. В Италии, переживавшей глубокий кризис, лишь Церковь оставалась действенной административной структурой, и взошедший на римский престол Григорий Великий был вынужден взять на себя заботу не только о Римской Церкви, но и о гражданском благосостоянии страны. Он не раз выступал ходатаем перед императором за италийское население, притесняемое гражданской властью, обращался к представителям местной власти, защищая обездоленных. Ввиду того, что экзарх Италии Роман не мог обеспечить защиту страны от лангобардов, Григорию Великому пришлось заниматься политическими проблемами с целью заключения перемирия с лангобардским вождем Агилульфом, который в 592 году грозился захватить Рим.
Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский
Когда в 593 году в результате нарушения перемирия экзархом лангобардский король Агилульф подошел к Риму, собираясь разрушить его, Григорий Великий организовал защиту города и вступил с королем в переговоры через его жену-христианку Теоделинду. Ему удалось спасти Рим только ценой огромного выкупа и обещания платить ежегодную дань. Действия архипастыря вызвали крайнее неудовольствие императора Маврикия, назвавшего Григория Великого изменником и глупцом, однако тот с достоинством и сдержанностью указал императору на его неспособность вести дела на западе империи.
Миролюбивая политика папы принесла империи желаемые результаты: в 599 году по его инициативе был заключен мир с лангобардами. При Григории Великом начался постепенный процесс перехода лангобардов в Православие.
Святитель отправил православную миссию в Англию и тем положил начало новой Церкви. Она состояла из 40 монахов римского монастыря апостола Андрея во главе с настоятелем святым Августином, ставшим впоследствии епископом Кентерберийским. Святой Григорий Великий всемерно укреплял церковную дисциплину, боролся с симонией, расширял благотворительность. Он подвигал клир заботиться о вдовах, сиротах и бедных. Оставаясь монахом, святитель вел скромную, воздержанную жизнь, избегая светской роскоши, чрезвычайно благоволил монастырям, основывал новые храмы (например, храм во имя святой Агафии, мученицы Палермской в Риме в 592 году).
На месте, где свт. Григорий ежедневно питал нуждающихся, сегодня стоит часовня в честь вмц. Варвары. В центре — стол, за которым святитель обедал с двенадцатью римскими нищими, служа им за трапезой
Стремление Григория Великого осмыслить цель и назначение пастырского служения побудило его к написанию в первые годы своего служения сочинения «Пастырское правило, или О пастырском служении». В этой книге Григорий Великий определяет, какие свойства должен иметь человек, который хочет посвятить себя пастырству. Под бременем многочисленных архипастырских трудов Григорий Великий, как это видно из его сочинений, жалел о вынужденном оставлении монастырского образа жизни, болезненно переживая конфликт «жизни деятельной» и «жизни созерцательной». Ему принадлежат многочисленные труды, которые и сегодня издаются на разных языках. Самым известным является сочинение святителя Григория «Диалоги» (в переводе «Беседы» или «Собеседования…»), которое снискало ему почетный титул «Собеседник». Неточность, которую допустил славянский переводчик, имевший, по-видимому, дело с греческим текстом сочинения святителя, спутал приставку διά-, диа- (в значении сквозного движения, взаимности, то есть обмена мнениями) с количественным числительным δύο, дюо- (лат. duo) — «два», и в русском переводе святителя наименовали Двоеслов.
«Диалоги о жизни и чудесах италийских отцов и о вечности души» — это, по сути, патерик, сборник рассказов о жизни итальянских подвижников VI века, которые Григорий передавал своему духовному сыну. Особенно привлекали читателей описания сверхъестественных событий, которыми изобилует повествование: чудесное приумножение вина, изгнание бесов, неожиданное наказание грешников, рассуждения о посмертной участи душ.
Рассказы о чудесных событиях занимают значительное место в «Диалогах», впрочем, чудеса — лишь свидетельства, и для назидания диакона Петра, а с ним и множества читателей, которые внимают святому Григорию уже на протяжении почти полутора тысяч лет, в «Собеседованиях» всегда подчеркивается внутренняя сторона подвига праведников: молитва, труд и смирение.
Современные издания творений свт. Григория Двоеслова на русском языке
Святитель Григорий был одним из немногих римских святителей, оставивших большое литературное наследие, включающее прежде всего экзегетические и нравственно-аскетические сочинения. Наряду со святителем Амвросием Медиоланским, блаженным Иеронимом и блаженным Августином он считается одним из четырех великих учителей Церкви на Западе. В истории развития догматики его роль заключается не столько в разработке новых подходов и методов богословия, сколько в популяризации богословского учения ранних отцов и учителей Церкви, прежде всего блаженного Августина. Кроме того, существенное развитие у святителя Григория получает нравственно-аскетическое богословие и учение о мистическом богопознании.
В средневековых источниках церковное одноголосье римского происхождения, сложившееся в древней Церкви на территории Италии, называется «Григорианским пением», а святитель Григорий Великий указывается как создатель мелодий: хронисты писали, что Святой Дух явился святому в виде голубя и внушил новые распевы. В настоящее время признано, что святитель отобрал и отредактировал певческие тексты, на основе которых Григорианское пение развилось в дальнейшем. Претерпев в ходе истории ряд изменений, этот певческий стиль сегодня в Римо-Католической Церкви выступает в качестве богослужебного канона и используется в монастырских богослужениях.
«Святителю Григорию Двоеслову Святой Дух в виде голубя внушает богослужебный певческий канон». Фрагмент страницы бенедиктинской певческой книги, XII–XIV вв. Библиотека земли Баден (Карлсруэ), Германия
Имя святителя Григория в Русской Православной Церкви особенно часто звучит Великим постом — он поминается как составитель чина литургии Преждеосвященных Даров. Этот вопрос сегодня остается открытым: по последним исследованиям указывается, что этот чин уже существовал и был широко распространен в Византии, а существующий сегодня в Католической Церкви чин, совершаемый один раз в году в Великую Пятницу, не совпадает в молитвах и чинопоследованиях с православным. Но если говорить о ключевом элементе византийской литургии, то самое древнее свидетельство о благословении Чаши погружением в нее Преждеосвященного Хлеба встречается в сакраментарии святителя Григория.
Святой упорядочивал чин совершения Божественной литургии, собирал и приводил к единообразию церковные песнопения и сам писал гимны:
Гимн Спасителю
Царю, вселенныя Создателю,
Христе, всех верных Искупителю!
Услышь мольбы нас припадающих,
Тебя хвалами прославляющих.
Твоя любовь к нам милосердая,
Чрез раны крестныя истекшая,
Расторгла силой цепи тяжкия,
Наследье праотцев греховное.
И Ты, небесных звезд Создателю,
Прияв покровы плоти нашея,
Благоволил терпеть ужасную
Болезнь и казнь за нас позорную!
Ты связан был, для разрешения
Уз мира грешнаго погибельных, —
И на Себя взял преступления,
Премного им всегда творимыя.
К кресту Ты пригвожден был, Господи:
Но вся земля поколебалася;
За нас Свой предал дух Божественный,
Но солнце в полдень помрачилося.
О, скоро в свете славы Отчия,
Как Победитель всех, явися нам;
Твой дух да будет нам защитою,
О, Царь любви и милосердия!
Почил святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, 25 марта 604 года. Его мощи в 1606 году были перенесены из церкви его имени на Целийском холме в собор святого апостола Петра и находятся в четвертом приделе под алтарем в мраморном саркофаге. Пусть же молитва этому великому угоднику Божию возносится не только Великим постом, но и в другие дни — он защищал своей молитвой и деятельным участием народ Божий во время эпидемий и нашествия врагов, испрашивал у Господа прощение и помощь грешным кающимся людям. Пусть его святые молитвы пребудут и с нами на пути к жизни вечной. Святителю отче Григорие, моли Бога о нас!
Мощи свт. Григория Двоеслова находятся в соборе св. ап. Петра в Ватикане под алтарем четвертого придела храма
Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, иноков чреды, отче Григорие, ко ограде Небесней наставляя, и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его, ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех.
Кондак святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 3
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Осанна — Минеи Богослужебные. 12 (25) Марта. Служба святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому (1855).
- Святоотеческое наследие и церковные древности / А. И. Сидоров. — Москва: Сибирская Благозвонница, 2011 — Т. 5: От золотого века святоотеческой письменности до окончания христологических споров. — 2017.
- Грищук В.И. К вопросу об авторстве Литургии Преждеосвященных Даров // Актуальные вопросы церковной науки. 2021. № 2. С. 194–201.
- Житие во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского: 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903–1916. — Т. VII: Март, День 12.
- Православная энциклопедия. Григорий I Великий.
- Григорий Двоеслов // Православная богословская энциклопедия. Том 4. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 год.
- Григорий I Великий // Православная энциклопедия. — М., 2006. — Т. XII: «Гомельская и Жлобинская епархия — Григорий Пакуриан». — С. 612–635. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
25.03.2025