«Моя цель — нести осужденным любовь»

С 26 по 30 января 2025 года в Москве прошли XXXIII Международные Рождественские образовательные чтения, где обсуждались ключевые вопросы сотрудничества Русской Православной Церкви и общества.
Одну из встреч организаторы посвятили тюремному служению. 27 января в храме Христа Спасителя состоялась международная конференция на тему «Взаимодействие Русской Православной Церкви и уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».
На собрании присутствовали представители Министерства юстиции Российской Федерации и ФСИН России, священнослужители.
Исполняющий обязанности председателя Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению иерей Кирилл Марковский отметил, что сегодня сотрудничество РПЦ и ФСИН находится на подъеме.
По данным за 2024 год, в исправительных учреждениях России действует около тысячи часовен и домовых храмов. Более тысячи священнослужителей РПЦ работают с заключенными. В местах лишения свободы свыше 48 тысяч исповедующих Православие. Для тюремных священников проводятся семинары по особенности религиозной деятельности в учреждениях системы исполнения наказаний.
На конференции прозвучало, что за последние годы Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказания проделана большая работа по расширению участия священнослужителей в деятельности исправительных учреждений.
В 2014 году введена должность помощника начальника УФСИН по организации работы с верующими, в 2024 году — должность помощника начальника СИЗО по работе с верующими.
Руководитель группы организации работы с верующими УВСПР ФСИН России Сергей Гуров пояснил, насколько значимо это решение:
— Штатный священник без ограничений может окормлять содержащихся под стражей, проводить с ними личные встречи и совершать для них таинства Церкви. Помощник начальника СИЗО по работе с верующими сможет уделять больше внимания и личному составу следственного изолятора, который нуждается в духовной поддержке пастыря Церкви. Трудящиеся в этой должности формируют духовный стержень осужденных, осуществляют профилактику суицидов, распространения радикальной идеологии, совершения повторного преступления.
За прошлый год штат тюремного духовенства пополнился 204 должностями помощников начальников СИЗО по работе с верующими. Большую их часть составляют священники РПЦ.
Однако не всегда еще руководство территориальных органов понимает важность служения священников в храме. Сложности, с которыми сталкиваются тюремные капелланы, работая в местах лишения свободы, также были в центре внимания участников секции.
Помощник начальника ГУФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по организации работы с верующими протоиерей Олег Скоморох отметил, что в России серьезно расширяется спектр тех задач, которые ставятся перед православным духовенством:
— Для нас важно не только стать сотрудниками уголовно-исправительной системы. Деятельность православных общин в местах лишения свободы — это и проведение богослужений, и катехизация, а также религиозное образование и обеспечение отбывающих наказание духовной литературой.
Мы сегодня участвуем в таких специфических процессах, как содействие в ресоциализации, социальной адаптации тех, кто готовится к освобождению из мест лишения свободы. Это участие в профилактике религиозного экстремизма и суицидального поведения, членовредительства. Наша задача — чтобы и осужденные, и сотрудники учреждения вели себя как верующие люди. Осужденным надлежит воспринимать время, которое предстоит провести в местах лишения свободы, как волю Божию. Сотрудникам необходимо относиться к своему служению не как к проявлению безраздельной власти над другими людьми, а как к ответственному послушанию, которое должно помочь человеку, признанному судом виновным, пройти этот нелегкий отрезок жизненного пути, связанного с тюремным заключением, не сломаться во время тюремного заключения, сохранить человеческий облик, исправиться, чтобы его душа, очистившись от грехов, вернулась к благополучной жизни.
Необходимость духовного окормления в каждом исправительном учреждении была одним из главных акцентов собрания. Особенно подчеркивалась важность литургии для осужденных. Сами заключенные, по словам священников, высказывают пожелание, чтобы в местах лишения свободы действовали храмы, проводились богослужения.
Старший священник храма Покрова Пресвятой Богородицы в СИЗО-2 г. Москвы протоиерей Константин Кобелев обратился к присутствующим с такими словами:
— Кто-то считает, что это отбросы общества, но и разбойник вошел в рай. Мы не должны предвосхищать Божий Суд. Ведь в тюрьмах бывают и невиновные. Литургия очень важна для заключенных. Огромное количество богослужений было проведено в местах лишения свободы, и видны большие изменения.
На секции обсуждали и большую роль духовной поддержки для тех, кто служит в исправительных учреждениях, так как, по данным исследований, они испытывают стресс больший, чем сотрудники подразделений специального назначения.
Иерей Кирилл Марковский сказал, что тюремное служение — это призвание, которое требует глубокого понимания человеческой души и готовности к состраданию:
— Людям с непростыми судьбами, нередко опасным для общества, важно помочь встретиться с Богом, осознать смысл своей жизни, покаяться в совершенном зле, интегрироваться в социум после освобождения.
Священник предложил привлекать православных мирян к миссии тюремного служения. По мнению отца Кирилла, прихожане могут петь на клиросе, обучать осужденных пению, колокольному звону, иконописи, живописи, пономарить.
Временно исполняющий обязанности заместителя директора ФСИН России Андрей Шмидко отметил: в 2024 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был определен небесный покровитель уголовно-исправительной системы — преподобный Пимен Угрешский. Выступающий поддержал священников:
— Каждый человек, даже находясь в заключении, имеет право на духовное исцеление.
Участники секции обратили внимание, что этому способствуют и такие мероприятия, как конкурс колокольного звона среди осужденных на Пасхальной неделе, ежегодная акция «Неделя молитвы», соревнования в области искусства.
По завершении конференции состоялось награждение победителей конкурса православной живописи осужденных «Явление», организованного Синодальным отделом по тюремному служению совместно с Федеральной службой исполнения наказаний. В этом году в творческом состязании участвовали и заключенные — представители православных общин исправительных учреждений Беларуси. Они были удостоены отдельных наград за усердные труды во славу Святой Церкви.
Грамоту Синодального отдела по тюремному служению, а также ценный богослужебный подарок — кадило — передали для православной общины ИК-6 Оренбургской области за 1-е место. Победу принесла картина «Духовное единство» Алексея Рыжанкова. Награду принял председатель Епархиального отдела по тюремному служению, помощник начальника УФСИН России по Оренбургской области по организации работы с верующими иерей Сергий Чебруков.
Отец Кирилл Марковский заметил, что ИК-6, которую в народе называют «Черный дельфин», из года в год занимает лидирующие места в конкурсах и получает предметы церковной утвари:
— В этом учреждении находятся осужденные на пожизненный срок. Среди них есть потрясающие мастера иконописи и живописи. Они совершенствуются. Работы у них получаются всё лучше и лучше. Духовное творчество утешительно для осужденного. Благодаря конкурсу эти люди могут глубже задуматься о своих отношениях с Богом.
Священника Сергия Чубракова Синодальный отдел по тюремному служению РПЦ наградил также за веру, милосердие и вклад в развитие тюремного служения Русской Православной Церкви медалью Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы III степени.
Отец Сергий рассказал сайту нашего монастыря, что работает с осужденными уже более 26 лет:
— Я приходил в исправительную колонию с 1998 года как помощник священника, пономарь, иподьякон. Потом как священник. И в качестве председателя Епархиального отдела по тюремному служению последние десять лет постоянно посещаю заключенных. «Черный дельфин» — это тюрьма для пожизненно осужденных. Стабильный контингент. Они совершенствуют свои навыки и создают хорошие работы.
— Что предполагает духовное попечение в ИК-6?
— На регулярной основе совершается литургия. Для того, кто не может присутствовать на богослужении, предусмотрено причащение запасными дарами. А так священник постоянно ходит в колонию, беседы проводит. Записываются аудио- и видеолекции и транслируются через систему кабельного телевидения по всему учреждению.
На Крещение освящаю воду.
— В «Черном дельфине» есть храм?
— Да. Под домовую церковь переделана камера. Победитель конкурса Алексей Рыжанков ее как раз расписывал в течение девяти месяцев. Ходил как на работу. Написал несколько объемных икон в 3D-формате. Другие заключенные, которые занимаются резьбой по дереву, сделали иконостас.
А вообще история храма началась со старинной иконы Божией Матери Казанская. Ее пожертвовали учреждению. Образ отреставрировали и решили сделать молитвенную комнату. Думали: покрасим, побелим одну из камер, поставим икону — и будет здесь место для совместной молитвы. В итоге пошли дальше. Начальник колонии сказал, что осужденные сами изъявили желание сделать роспись, а значит, надо дать им такую возможность. Приехал ныне покойный, Царство Небесное, Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин Зарицкий, освятил комнату малым архиерейским чином как домовую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
Там помещается 4–5 осужденных. Их приводят сотрудники. Приезжает священник, служит литургию. Отбывающие наказание исповедуются, причащаются. И так в течение 2,5–3 месяцев к таинствам приступают все желающие.
Руководство колонии относится к этому достаточно лояльно. Процентов 20 осужденных причисляет себя к общине. Изъявляющих желание исповедоваться и причащаться в колонии человек сто, даже больше.
Нужно понять одну маленькую особенность: человек, оказавшись в необычных обстоятельствах, и на остальную жизнь реагирует по-другому. Приобретает новый опыт, который и дает ему некую надежду. И да не постыдится она перед Богом! Благодаря вере они эту надежду сохраняют.
— Вы замечаете в них изменения?
— Здесь абсолютно разные люди. Каждый случай нужно рассматривать отдельно. Сложно сказать однозначно — это широкоформатная трансформация в человеке или незначительные посылы ради того, чтобы подстроиться под систему. А так, конечно, улучшения есть.
— Отец Сергий, расскажите про Алексея Рыжанкова. Как он стал писать картины, иконы?
— Осужден за двойное убийство. В колонии более 20 лет. Рисовал хорошо в школе. А здесь начал сам читать учебники по живописи, смотреть рисунки. Пробовал разные техники, писал картины, совершенствовал свое мастерство. Потом понял, что ему нравится иконопись. Раньше в колонию ходил священник-иконописец Александр Ежов. Я с ним приезжал. Сейчас он служит в Санкт-Петербургской епархии. И вот тогда отец Александр направлял Рыжанкова — какие краски лучше использовать, как мазки наносить. Заключенный это осваивал.
В работе «Духовное единство», которая заняла 1-е место, он запечатлел себя, как на фотографии. Выразил взгляд осужденного на духовное исправление. Изобразил, как видит свою духовную жизнь в дальнейшем. У него достаточно интересный, философский подход к теме конкурса «Вера в жизни осужденного». Работа шикарная. Качество исполнения очень высокое.
Рыжанков продолжает писать картины, иконы. И периодически у нас получается первое место в конкурсе. Есть уже в храме два креста, Евангелие. Храм очень красиво расписан, обшит деревом. Приезжать туда — одно удовольствие.
— Однажды я читала о том, что этот человек пережил приговор к смертной казни, а потом помилование. И вот в это время очень сильно почувствовал Бога…
— Да, Алексей — человек верующий. Надеется на свободу и мечтает восстанавливать храмы.
Есть в «Черном дельфине» и другие художники. Все они трудятся в мастерской.
— А насколько тяжело находиться в этой среде, ведь в ИК-6 сидят самые жестокие убийцы?
— Поначалу по незнанию испытывал какой-то трепет, что и как будет. Потом уже привычка сформировалась. Отношение теперь иное ко всему.
— Как на вас повлияло служение в «Черном дельфине»?
— Среда, конечно, оказывает воздействие на любого священнослужителя. И тут уже зависит от самой личности священника, с какой целью он идет к людям. Ведь капеллан тоже создает там среду, которая наполняет и его самого.
— А какова ваша миссия в исправительном учреждении?
— Любовь. Моя цель — нести им любовь, Бога. Там этого очень ждут. Даже некоторые сотрудники, когда я не появляюсь долго, несколько недель, звонят и говорят, мол, осужденные уже сальто назад делают, как дельфины, просят, чтобы вы приехали. Любовь — то, что больше всего необходимо всем людям, а уж осужденным тем более.
19.03.2025