X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

О посте и молитве

Протоиерей Валентин Свенцицкий

Пост и молитва — два крыла духовной жизни; два крыла, подрезанные у современного христианского общества мирским мудрствованием.

<…>

Сколько раз указывалось мною на ту причину, которая вызывает это недоумение у православных христиан в вопросе о посте, — недоумение, зиждущееся на том, что обычная, повседневная христианская жизнь почти совершенно слилась с обычной, повседневной безбожной и мирской жизнью. Только в самое последнее время все наши тяжкие испытания и переживания вновь создали стремление к оцерковлению нашей повседневной жизни и отсюда к решительному разделению между жизнью мирскою и жизнью церковною.

Но обычно всё же жизнь вне храма, если взять наше отношение к людям, наше отношение к скорбям, наше отношение к материальному благополучию, наше отношение к обидам, к клевете, если взять эту общую нашу мирскую жизнь повседневную, так совпадает с жизнью людей неверующих, что явилась весьма пагубная мысль: для того чтобы жить так, вовсе не требуется никаких постов.

Да, верно, для того чтобы жить так, как они живут, не требуется, совершенно не требуется!

Если вы хотите продолжать жить так же, и не нужно поститься! Если вы хотите на всякое слово отвечать зуб за зуб, если вы хотите на каждую обиду отвечать обидой, если вы хотите устраивать свои мирские дела, решительно ни с чем не считаясь, через всё перешагивая, думая только о своем благополучии, — словом, если вы хотите жить так, как допускает жить безбожный мир, — не поститесь. Ешьте всё и в Великий пост, ешьте всё и в Страстную седмицу — какое может быть воздержание!

Но ведь вы так жить не хотите! Вы так живете лишь по своей немощи, по своей слабости!

Мы так мучаемся, почему у нас не хватает сил жить так, как должно, почему мы делаем злое, которого не хотим, а доброе, что хотим, не делаем. Почему не смиряется наш дух, почему не хватает достаточно смирения перенести обиду, почему у нас всё так же, как у безбожников, хотя мы веруем?! Вот тут-то мы и узнаем, что одной из причин является нарушение нами поста. Духовник, принимающий на исповедь, как никто, знает это ужасающее положение вопроса о посте.

Ведь здесь он видит людей наиболее церковных, наиболее сознательно вставших на путь жизни духовной. Уже нет и сомнений в вере: они посещают лишь как мимолетные, преходящие бесовские мысли, уже чувствуется необходимость в частом причащении, уже сознается высокое христианское достоинство, уже нисколько не смущают насмешки и недоумение окружающих людей — всё как будто бы благополучно. И вот вопрос о посте. В ответ слышатся слова страшные: «Разрешите мне, батюшка, в пост есть молочное!» — «Вы больны?» — «Нет». — «Почему же?»

Ответы бывают разные, но всегда неудовлетворительные. Матери заботятся о здоровье своих детей, как бы они не заболели от этого. Взрослые смущаются, хватит ли у них сил провести пост, у иных на этой почве семейные разногласия — много всякого! Но за всем этим всё время чувствуется: да потому это, что в глубине души не веришь в пост.

<…>

В глубине души нет веры, что пост является движущей, не всегда сознаваемой, но могущественнейшею силою в деле нашего устроения.

Ты не заметишь, почему у тебя в душе расстройство, ты сам не осознаешь, но вот загляни в творения святых отцов, и там ты найдешь объяснение: там тебе будет сказано, что пост есть первая ступень духовной жизни, что дальнейшие достижения на пути духовном всегда связаны с твоим подвигом постническим.

Так велико значение этого подвига постного, тесно связанного с подвигом молитвенным. Ибо это есть два крыла, и если одно перебито, то другое, если и будет стремиться поднять человека, не сможет.

Истинный пост немыслим без молитвы. И молитва невозможна без поста. Молитва у нас немощная не только по причине нашего внутреннего неустройства, нашей внутренней растрепанности — она у нас не в порядке еще и потому, что мы ею не занимаемся как определенным делом, требующим выучки. Молитва как сердечный порыв, молитва как минутная настроенность под впечатлением каких-либо жизненных переживаний: горя, нужды, сомнений, внутренних борений, страстей — всё это молитва денная, имеющая великое значение, но это не есть твой капитал как постоянная некая драгоценность, твоей душой уже приобретенная.

Только та молитва есть капитал, которая делается привычным состоянием твоего духа. Но для того чтобы стяжать такую молитву, нельзя ждать, когда найдет на тебя настроение, и иметь суетную мысль, что пока такого настроения нет, то и молиться чуть ли не грешно, ибо это будет молитва одними устами.

Молитва требует дисциплины, настойчивого труда над нею, постоянного, ежедневного, неотступного и смиренного. Только при таком систематическом уходе и настойчивом труде с Божией помощью постепенно человек приобретает дар молитвы.

<…>

Как мы ни легкомысленно живем, но мы всё же живем лучше в Великий пост; как мы ни мало постимся, но все-таки лучше всего постимся в Великий пост; и как мы ни плохо молимся, все-таки лучше всего молимся в Великий пост, и было бы так прекрасно, если бы это улучшение наше Великим постом в нашей жизни и в смысле исполнения поста, и в смысле создания нашей молитвы не прекратилось бы с окончанием поста и наступлением Пасхи, а продолжалось бы и вошло в нашу жизнь.

Источник: Протоиерей Валентин Свенцицкий. Беседы о духовной жизни. — СПб.: Сатисъ, 1995.

03.03.2025

Просмотров: 472
Рейтинг: 5
Голосов: 11
Оценка:
Комментировать