Благоверный князь Ярослав Мудрый

Мудростию Божией свыше просвещаемый, Духом Святым озаряемый, Христа всем сердцем возлюбивый, дела земнии во славу Его мудро устроивый, храм Софии Премудрости Божией во граде Киеве создавый и паки дивный град Ярославль на реце Волзе основавый, мудрым до дне сего в народе величаешься, благоверный княже Ярославе, моли Христа Бога даровати нам мир и велию милость.
Тропарь, глас 4-й
5 марта Церковь чтит память святого благоверного князя Ярослава Владимировича, названного потомками Мудрым. «Князь Владимир крещением Русь вспахал, а Ярослав книжными словами ее засеял», — говорит летопись. Законодатель, просветитель, градостроитель, дипломат. И хотя князю приходилось почти постоянно вести войну, по словам летописца, воевать он не любил. Во внешней политике князь Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию и взаимовыгодные отношения, чем на оружие. Его время — эпоха, когда едва ли не единственным способом решения внешних и внутриполитических проблем были войны. И благоверному Ярославу приходилось и обороняться, и выступать в захватнические походы. Но не напрасно народ назвал его Мудрым, а Святая Церковь прославила в лике благоверных князей. Святой князь Ярослав Владимирович — горячий поборник христианства, попечитель Православной Церкви, собиратель русских земель, составивший первый на Руси свод законов, строитель городов и устроитель русской жизни.
Родился святой благоверный князь Киевский Ярослав — сын святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды — в 978 году и во святом Крещении был наречен Георгием.
Старый Ярославль, фото конца XIX века
Святой Владимир произвел первый раздел земель между сыновьями и посадил девятилетнего Ярослава в Ростове. В 1011 году молодой ростовский князь с дружиной плыл по Волге и увидел, как язычники, жители урочища Медвежий угол, на месте слияния Волги и Которосли грабили торговые ладьи. Такое окаянство возмутило князя, он заступился за купцов и приказал прекратить разбой. Спустя некоторое время князь Ярослав вновь прибыл в Медвежий угол с епископом и клиром, чтобы местные жители приняли Крещение. Однако язычники выпустили на князя псов и лютую медведицу, которую почитали своим священным животным. Князь Ярослав секирой зарубил зверя, а собаки стали к нему ластиться. Изумленные происшедшим, местные жители покорились и были крещены. На месте поселения князь основал город, назвав его своим именем — Ярославль. Город стал военным княжеским форпостом на мысу у впадения Которосли в Волгу, что способствовало усилению контроля Древнерусского государства над Волжским путем. Строительство началось с храма Илии пророка, в день памяти которого (2 августа) князь вступил в поединок со зверем и одолел его. Город Ярославль чтит своего основателя и небесного покровителя, и на Богоявленской площади города возвышается установленная ему скульптура.
Ярославово Дворище на Торговой стороне реки Волхов в Новгороде. Названо в честь Ярослава Мудрого, так как здесь когда-то находились его палаты. В этом месте сохранилось семь храмов
В 1012 году, по смерти старшего сына Вышеслава, святой Владимир перевел Ярослава на княжение в Новгород, миновав старшего, Святополка, который был тогда под гневом отца. В Новгороде Ярослав и узнал о смерти отца. После кончины святого князя Владимира началась междоусобная брань за Киевский престол: его старший сын Святополк, прозванный Окаянным, вероломно убил своих братьев Бориса и Глеба и объявил себя великим князем Киевским. Святополк замышлял убийство и третьего брата — Ярослава, который был извещен об этом своей сестрой Предславой и, собрав войско из новгородцев и варягов, выступил к Киеву. У града Любеча после трехмесячного противостояния Ярослав одолел Святополка, который бежал в Польшу к своему тестю — королю Болеславу Храброму.
В 1018 году войско Болеслава и Святополка вторглось на русскую землю и подошло к Киеву. После непродолжительной осады Киев пал. Ярослав собрал в Новгороде новое войско из варягов и новгородцев-ополченцев и вновь двинулся к Киеву с целью вернуть себе великокняжеский престол. Решающее сражение между Ярославом и Святополком произошло на реке Альте (1019 год), где Святополк потерпел поражение. Став великим князем Киевским, Ярослав княжил совместно со своим братом Мстиславом, князем Тмутараканским, которому в 1025 году отошло всё левобережье Днепра со столицей в Чернигове.
При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла своего расцвета. Ему, как и его отцу, святому князю Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 году после успешного похода на балтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера город Юрьев (ныне Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава в 1035 году Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси.
Поставление Ярославом Владимировичем Киевским в Софийском соборе Илариона митрополитом на Руси. Миниатюра Радзивилловской летописи, XVI век
Главной задачей благоверного князя Ярослава было, конечно, обустройство русской жизни. При святом князе основаны многие города: Ярославль на Волге, Юрьев Русский (сейчас это город Белая Церковь в Украине), еще один Ярославль — сейчас это польский Ярослав, Новгород Северский — теперь это город в Черниговской области Украины.
Значение Ярослава Мудрого в русской истории основывается главным образом не на удачных войнах и внешней дипломатии, а на его трудах по внутреннему устройству Руси. Стольный град Киев при нем достиг невероятного расцвета.
При Ярославе Мудром был введен первый в истории свод законов Киевской Руси, получивший название Русская Правда. Дополненный его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, этот кодекс стал правовой основой жизни народа. Русская Правда — древнейший памятник славянского права. На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или стала основой более поздних судных грамот. Законы, введенные Ярославом Мудрым в Русской Правде, действовали на протяжении нескольких веков.
Исследователи отмечают, что, несмотря на довольно жестокое время, Русская Правда стала одним из самых либеральных кодексов Европы: большинство преступлений в ней каралось вирой — денежным штрафом. Благоверный князь Ярослав Мудрый пытался решить проблему междоусобиц: он издал специальный закон, по которому княжеская власть переходила не от отца к старшему сыну, а от старшего брата — к младшим.
Князь Ярослав ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. Важнейший из них — Собор Святой Софии в Киеве.
Ярослав расширяет Киев. Миниатюра Радзивилловской летописи, XVI век
В 1036 году, когда великий князь находился в Новгороде, он получил известие, что печенеги обступили Киев. Собрав много воинов из варягов и новгородцев, Ярослав поспешил в свою столицу и здесь, присоединив к ним дружину киевскую, выступил против врагов, которых было несметное число. Злая сеча продолжалась целый день, и к вечеру Ярослав едва одолел врага. В память о столь важной и благодетельной для Отечества победе Ярослав и заложил великолепный каменный храм во имя святой Софии, или Ипостасной Премудрости Божией Господа Иисуса Христа, на том самом поле, где происходила битва, решившись распространить Киев гораздо далее прежней его черты. Этот храм, заложенный в 1037 году, был построен по образцу знаменитого храма Софийского в Константинополе, только в гораздо меньшем размере и с некоторыми отличиями. Киево-Софийский храм, как только был окончен, сделался митрополичьим кафедральным собором. При нем построен был митрополичий дом — первое постоянное место пребывания первосвятителей русских.
Золотые ворота — памятник оборонного зодчества Древней Руси времен княжения Ярослава Мудрого. Исторически служили главным въездом в киевский Верхний город с южной стороны
Вслед за Софийским собором Ярослав воздвиг каменную церковь на Золотых Воротах, находившихся на западе от собора в земляном валу, которым в том же 1037 году князь начал ограждать свою расширенную столицу. Эта церковь посвящена была Благовещению Пресвятой Богородицы, как замечает летописец, с мыслию: «радость всегда будет граду тому святым Благовещением Господним и молитвами святой Богородицы и Архангела Гавриила».
После Благовещенской церкви Ярослав соорудил еще две каменные церкви (а при них и монастыри) неподалеку от Софийского собора: одну — на запад от него, по направлению к Золотым Воротам, во имя своего ангела — святого Георгия Победоносца, другую — святой Ирины, на юг от собора, во имя ангела своей супруги.
Не перечисляя других церквей, построенных Ярославом, преподобный летописец делает общее замечание: «И ины церкви ставляше по градом и по местам… и радовашеся Ярослав, видя множество церквий…» Кроме сооружения новых храмов, великий князь заботился о возобновлении и прежних. В 1039 году, говорит летопись, освящена была митрополитом Феопемптом церковь Пресвятой Богородицы Десятинная, которую построил отец Ярослава Владимир. Князь Ярослав и благоверная княгиня Ирина присутствовали в 1045 году на закладке их сыном Владимиром Святой Софии в Новгороде. Подобно киевской Софийской церкви, и новгородская, как только была освящена, сделалась кафедральным собором местных епископов.
Киевская Русь была крещена совсем незадолго до Ярослава его отцом, князем Владимиром. И должны были пройти многие годы и даже века, предприняты огромные усилия, чтобы Православие утвердилось и укрепилось среди наших предков. Святой князь Ярослав Мудрый содействовал распространению православной веры в стране, начав необходимое для этого активное просвещение русских людей. По его воле для распространения грамоты в 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой обучалось около 300 детей священников и старост.
При Ярославе Мудром возникли первые русские монастыри, и тогда, и по сей день являющиеся оплотами веры. В 1030 году основаны Юрьев монастырь недалеко от Великого Новгорода и Киево-Печерский — в Киеве.
Памятник святому благоверному князю Ярославу Мудрому на Богоявленской площади Ярославля
Наряду с гражданской Русской Правдой был издан и Церковный Устав, регламентирующий деятельность Церкви и ее взаимоотношения с государством. Именно при Ярославе был избран первый русский митрополит Иларион (до этого все архиереи приглашались из Византии).
В правление благоверного князя Ярослава Мудрого были открыты мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Очень вероятно, что при нем начали праздновать и память святого равноапостольного князя Владимира в день его кончины — 28 июля, потому что, несомненно, тогда признавали уже Владимира в лике святых.
По примеру своего отца, который «любил словеса книжная», и великий князь Ярослав до того был предан книгам, что часто сам читал их днем и ночью и не менее отца заботился о просвещении своих подданных. С этою целью он, поставляя по градам и селам священнослужителей, нарочито определял им из имения своего урок (жалованье), чтобы они чаще собирали народ в церкви и ревностнее учили его вере, как поручено им от Бога. Также он составил вокруг себя целое общество людей, довольно образованных, которые перевели по его поручению многие книги с греческого языка на славянский, а другие, вероятно, прежде в Болгарии или Руси переведенные, списали, и предлагал эти книги для чтения всем верным. Собрав много книг, князь положил их при Киево-Софийском соборе и таким образом основал первую в нашем Отечестве библиотеку, доступную для общего пользования.
Князь Ярослав Мудрый правил Киевской Русью 37 лет. За это время государство достигло расцвета и могущества, православная вера твердо укрепилась в народе.
Князь поддерживал связи с Европой, заключал союзы, подкрепляя их династическими браками. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде, дочери первого шведского короля Олафа Шётконунга. Крестившись, Ингигерда стала благоверной княгиней Ириной. Княгиня стала матерью большой и замечательной семьи: у нее было семеро сыновей и пять дочерей. Все они получили прекрасное образование, знали несколько языков и являли пример нравственности и православного благочестия. Об этом можно судить по «Похвале святому князю Владимиру» митрополита Илариона (около 1040 года), где сказано: «Посмотри на внуков и правнуков твоих, как содержат они благоверие, тобой переданное, как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются Его имени!»
Дочери Ярослава Мудрого, фреска Софийского собора в Киеве, ХI век
Старшие дети Ярослава и Ирины оставили заметный след в истории Руси. Митрополит Иларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли». Три сына Ярослава Мудрого были женаты на германских принцессах, еще один, Всеволод — на дочери византийского императора Константина Мономаха (от этого брака родился будущий великий Киевский князь Владимир Мономах). Дочери Ярослава стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции. Внук польского короля Болеслава Храброго Казимир взял в жены сестру Ярослава Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Одновременно сын Ярослава Изяслав женился на сестре Казимира — Гертруде. Не случайно Ярослава Мудрого называли «тестем Европы». Кроме того, сын Олафа Святого, Магнус Добрый, после смерти отца был усыновлен Ярославом и жил в Киеве. Впоследствии Ярослав Мудрый помог своему приемному сыну стать королем Норвегии, а затем и Дании.
Не удивительно, что святой князь Ярослав Мудрый неоднократно упоминается в скандинавских сагах* под именем Ярицлейв конунг**. Многие саги упоминают женитьбу Ярослава на Ингигерде, дочери вождя викингов Олафа Шётконунга. В саге «Прядь об Эймунде» рассказывается об участии викингов в войнах князя со Святополком Окаянным и польским королем Болеславом.
Византийский саркофаг в Киевском Софийском Соборе, в котором покоились мощи Ярослава Мудрого
Ярослав Владимирович умер 5 марта 1054 года в Вышгороде (современная Украина), где жил последние годы. Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого как местночтимого подвижника благочестия началось сразу после его преставления. Похоронили его в заложенном им Киевском Софийском соборе в мраморном саркофаге, который там хранится до сего дня. К сожалению, в ХХ веке мощи святого благоверного князя Ярослава из Софийского собора исчезли. Это произошло в 1943 году во время Великой Отечественной войны (предположительно, были вывезены в Германию, а затем в США). Церковью он был канонизирован уже в наше время. Имя благоверного великого князя Ярослава было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 8 декабря 2005 года. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 3 февраля 2016 года установлено общецерковное почитание благоверного князя Ярослава Мудрого.
В соответствии со сложившейся традицией князь Ярослав Мудрый считается небесным покровителем государственных мужей, юристов, судей, прокуроров, храмоздателей, библиотекарей, научных работников, учителей и студентов.
Своим сыновьям святой князь Ярослав Мудрый оставил наставление, описанное в «Повести временных лет»: «Любите друг друга. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас и покорит вам врагов ваших, и вы будете жить мирно. А если будете ненавидеть друг друга и ссориться, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую достали они трудом великим».
Князь оставил киевский престол старшему сыну Изяславу, разделив между остальными города Чернигов, Переяславль, Владимир и Смоленск. Старшему же сыну он сказал: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают».
Отеческаго престола наследниче, апостольских преданий ревнителю, земли Русския собирателю, Церкви Христовой утвердителю, храмов Божиих мудрый созидателю, народу нашему благочестный правителю, ты воистину нам Божие благословение явися, святый благоверный княже Ярославе, молися непрестанно о душах наших.
Кондак, глас 4-й
Молитва святому благоверному князю Ярославу Мудрому
О святый богомудрый княже Ярославе, ты в житии своем волю Божию постигл еси и, вся заповеди Христовы верно исполняя, чистоты сердечной достигл еси, испроси нам у Господа сию добродетель, да и мы узрим Бога в тишине сердец наших. Еще же молим тя, отче блаженне, умоли Господа даровати веру крепкую, любовь нелицемерную на спасение душ наших. Церквам благостояние, храму в честь имени твоего во граде твоем созидание, архиереем мудрость и силу, пастырем ревность о спасении пасомых испроси, монашествующим дух смирения и послушания, наипаче же молитвеннаго преуспеяния, да прославим едиными усты Подателя всех благ, Господа нашего, в Троице суща во веки. Аминь.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Князь Ярослав Мудрый и возвышение Киева
- ЖИТИЕ БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА МУДРОГО | Приход храма Ярослава Мудрого
- Русские земли
- Великий князь ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ. Мудрый… | Федеральное архивное агентство (Росархив) | VK
- Пасха | Ярослав Мудрый
---------------
* Саги — древние литературные памятники, повествующие о жизни скандинавских народов в X – XI веках.
** «Конунг» означает «князь».
05.03.2025