X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Кризис веры или взросление? (часть 1)

епископ Авксентий

9 февраля представители молодежного братства нашего монастыря встретились с епископом Несвижским Авксентием, викарием Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Беседа на тему «Кризис веры» прошла в «Ковчеге». У молодых людей накопилось много вопросов, которые они смогли задать владыке.

Владыка Авксентий: В прежние времена, лет 100 назад, кризис наступал приблизительно в 35-летнем возрасте. И о нем очень четко говорил в свое время Карл Юнг. Ни один пациент, который проходил у него терапию с кризисом смысла жизни (в нашем случае для людей верующих — это кризис веры), не мог выйти из него, не обратившись к духовным традициям, в которых он был воспитан. То есть неврозы развивались и так далее. У молодежи, я думаю, это просто поиск. Юношеский максимализм уже не удовлетворяется той информацией, которую мы получили в школе, объяснением для ребенка, что есть мир и все смыслы сходятся в какой-то одной определенной точке. Если ему сказали в свое время, что это Бог, значит, сделали очень правильно. Если не сказали, то он так и будет искать — где же эта точка, должна же она быть, должно всё сходиться в одном месте!

Согласитесь, любой поступок имеет определенный смысл. Очень часто мы можем не докопаться до него, до этого смысла, и довольствоваться какими-то внешними оправданиями, но человек пытливый все-таки находит эту причину и, честно признавшись себе, может устранить. Таким образом человек наполняется определенным позитивным опытом, который в дальнейшем дает ему возможность жить спокойно и где-то как-то на это опираться.

Подростковый возраст — это всегда возраст разочарований в том числе. И как понять, как сделать правильно какой-то вывод? Для этого, конечно же, ни в коем случае нельзя отрицать авторитеты. У каждого человека должен быть какой-то авторитет. И желательно, чтобы этот авторитет был добрым. В нашем случае это Христос — единственный авторитет, который для меня непререкаем. Он и главный для меня, самый главный критерий и всех моих поступков, и поступков других людей.

Святые отцы, вы знаете, могут иметь свое мнение на тот или иной счет (у нас это называется теологумены). Догматическое единство, конечно же, прослеживается у всех, но есть разные взгляды даже на образы спасения. И думаешь: «Что это такое? Этот говорит одно, тот говорит другое. Вроде бы посмотришь — и один святой, и другой святой…» И приходишь только к одному выводу: самый главный критерий любого старца, любого человека вообще — это его христианскость, отсутствие ксенофобии. Вы понимаете, что это такое? То есть это в принципе любовь к людям. И неважно к каким. Вот это самый главный критерий.

 

Святая Троица

— Иногда разговариваю на духовные темы с младшими братом и сестрой. Как им объяснить христианского Бога, троичную концепцию, Троицу?

Владыка Авксентий: Это тайна для нас, людей. По этому поводу, конечно, есть объяснения. Одно самое яркое — это как действие Солнца. Возьмите Солнце: сама планета — это как бы сам Бог, тепло — это Дух Святой, ну а свет, лучи — это образ Бога Сына, Бога Логоса. Но в любых наших земных объяснениях можно найти несовершенство, потому что весь этот мир несовершенен. Бог единственный совершен, и Он призывает нас к этому совершенству. А по поводу троичности, конечно же, это самая большая тайна, это просто надо принять. Объяснить это невозможно. У нас в любом случае должны быть какие-то вещи, которые мы должны принимать на веру. Это вера, по-другому никак.

О каких-то вещах, скажем, воплощении, действии Духа Святого, мы что-то знаем относительно. Благодаря тому, что наука развивается, мы всё больше начинаем узнавать Бога. Это удивительная вещь. Еще лет 50 назад, даже больше, говорили о том, что наука доказала, что Бога нет, а как оказалось, нет. Настоящая наука как раз открывает эту книгу естествознания, которую написал Сам Господь. Кстати, Ломоносов замечательную вещь нам по этому поводу сказал, что Господь нам оставил две книги, великие книги. Первая книга, книга природы — это Его творение. Рассматривая эту книгу, можно увидеть действие Бога, Бога вообще как такового. Вторая книга — Священное Писание — это книга Его воли, то есть то, что Он от нас хочет.

Внимательно надо читать Евангелие. Почему я говорю — только Евангелие? Потому что мы уже живем в эпоху Евангелия, то есть Нового Завета. Ветхозаветные указания для нас важны, они нужны для понимания человеческой природы как таковой, не важно, к какой вере относится человек, а Евангелие дает нам понимание христианства, то есть человека, верующего во Христа, и то, как мы должны верить, каким путем мы должны идти. Квинтэссенция Евангелия — вы знаете: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, делами, размышлениями… и ближнего как самого себя (ср.: Мф. 22: 37–39). Это самая главная мысль, которая, собственно говоря, там есть.

— Здравствуйте, меня зовут Анна, у меня такой вопрос: приемлемо ли православному человеку использовать какие-то упражнения или идеи из буддизма либо других религий? Например, медитации либо упражнения для здоровья?

Владыка Авксентий: Медитации — однозначно нет. Что касается упражнений, допустим, той же самой йоги… Вы понимаете, дело в том, что даже занимаясь восточными единоборствами и всеми этими восточными вещами, которые якобы здоровье укрепляют, вы не можете пройти мимо идеологии. Не добьетесь там никогда успеха, если пройдете мимо духовной составляющей этих вещей. Поэтому я думаю, что надо очень осторожно к этому относиться. Можно изучать вещи, несвойственные для нашей традиции, можно пытаться что-то для себя применить, но не трансформировать, а пропускать сквозь призму христианства.

— Есть такая медитация, которая настроена на то, чтобы себя понять, ощущение в своем теле и в своих мыслях, есть такой порядок. То есть бывает, что медитируешь просто сам.

Владыка Авксентий: Назовите это по-другому.

— Мышление.

Владыка Авксентий: Да. Когда мы Иисусовой молитвой занимаемся, это тоже погружение внутрь себя. И главным действующим лицом при этом является Христос, Который нам помогает снять нашу маску.

 

беседа с епископом

— Владыка, у меня тоже будет один вопрос. Я всегда была православной, крещена с рождения, всегда хожу в храм, с детства пела на клиросе, часто молюсь и всё такое. Но замечаю моментами, что как бы искренне я ни пыталась молиться, вникать в слова молитвы и на службе слушать внимательно, внимание либо улетучивается, либо нет той ревности, того желания, что было раньше. Как быть в такие моменты? Стоит ли дополнительно как-то себя понуждать или это просто надо прожить? Такой кризис получился.

Владыка Авксентий: Да, веру надо возгревать, трудиться. Вот если вы кого-то полюбите, вы же, наверное, захотите узнать как можно больше об этом человеке, правильно? Как он живет, чем он живет, что он любит, что не любит? Для того чтобы хоть каким-то образом понять, ваш это человек или нет, с одной стороны, а с другой стороны, соответственно, навести мосты. И точно так же в нашей вере. Нельзя довольствоваться знанием заповедей, аскетических правил, подвигов, как посты поститься, какую пищу есть, какую не есть и так далее — это всё внешнее. А внутреннее как раз происходит внутри нас, и когда мы находим какие-то определенные вещи, которые для себя открываем, находим ответ на какой-то вопрос, у нас появляется вдохновение. То есть я читаю-читаю-читаю, даже во время богослужения какую-то молитву читаю и читал до этого лет десять, например, в анафоре есть такие слова, что благодарим Господа за явное и неявное благодеяние, и тут приходит мысль в голову — явное благодеяние. А ведь их же могут быть тысячи: явно выздоровели по молитве, где-то Ангел Хранитель уберег от страшных вещей и так далее. Это буквально на пальцах можно перечесть. А были неявные, о которых мы, возможно, не знаем…

Надо поинтересоваться немножко побольше, о чем мы поем. Тексты наших стихир очень красивые. А самые прекрасные тексты — это тексты Великого поста, который скоро наступит. В принципе, самую красивую вещь, наверное, на Масляной неделе мы уже слышим: «постимся постом приятным богоугодным Господеви. Воздержание не от брашна и пития, а воздержание злых»*. Важно те тексты, которые мы поем или читаем, именно проживать. Это очень сложно, но зависит исключительно от нас, от нашего желания. Может быть, в какой-то момент Господь может дотронуться до сознания, до сердца и как бы направить в определенное русло мысли, но это такая редкая вещь! Я, например, знаю, что, наверное, один раз в жизни происходит эта встреча с Богом. К сожалению, наверное. Но между тем ее, во-первых, никогда не забудешь, а во-вторых, потом вся наша жизнь должна заключаться в том, чтобы мы искали этой встречи снова. И последующая встреча будет уже, сами понимаете, на Страшном Суде.

 

архиерейское служение

— Меня зовут Данила, я хочу задать такой вопрос: а насколько правдива позиция «не делай добра — не получишь зла»? Просто бывают такие злые люди, которым уже больше не хочется делать добро. Как быть в такой ситуации, скажите, пожалуйста?

Владыка Авксентий: Делать добро.

— А если просто хочется уберечься от злых людей?

Владыка Авксентий: Если из личного опыта, могу сказать так, что да, в принципе, пока ты не готов к тому, чтобы тебе твое добро оборачивалось злом, пока ты бережешь свое сердце или болезненно это всё воспринимаешь (это, опять же, тоже путь определенный жизненный, опытный), то лучше, конечно, устраняться, обходить стороной там, где злые люди водятся. Не ходите там, где они есть. Но бывают такие случаи, когда нас просто ставят в определенные условия, особенно это касается какого-то коллектива: мы же не можем взять и уйти, особенно монашествующие или священство, тут уже никуда не денемся. И приходится терпеть, и надо терпеть, и по-другому никак. И при этом стараться делать добро всё время. Почему? Друг друга бремена носите, таковых исправляйте духом кротости (ср.: Гал. 6: 1). То есть только так. Поэтому если пока сил нет, вы честно себе признаетесь, что у меня нет сил делать добро таким людям, — не делайте. Не делайте, чтобы себя не загнать в еще более глубокую яму. А потом вы созреете и поймете, что все-таки это ерунда такая! Это не злой, это же несчастный человек. Кто-то из поэтов говорил, что злоба — это крик о любви.

— Здравствуйте. Меня зовут Иван. Основной вопрос у меня звучит так: как православным мирянам противостоять различным синкретическим явлениям, когда под видом Православия люди, считающие себя православными, произносят вещи, которые могут противоречить Евангелию, и у тебя как у православного есть желание объяснить человеку, что он ошибается, но при этом его не оскорбить? Как сделать это правильно?

Владыка Авксентий: Это в каждом конкретном случае надо рассматривать. А вообще, конечно, хотя бы самим не следовать этим вещам. У нас много бывает знающих людей, верующих, в церковь ходящих, свечки без памяти ставящих, причащающихся, но у них такие оккультные мысли в голове, что просто с ума сходишь от этого всего. Объясняешь и говоришь, и ничего это не дает. Но, опять же, это заблуждение самого человека. Ты попытался исправить его, ты попытался словами вразумить, но человек не понимает — дальше дайте возможность ему, скажем так, простите, обгадиться. Есть люди, которые делают выводы, применяя на себя чужие ошибки. Малая-малая часть людей, которые учатся на чужих ошибках, их очень мало, катастрофически мало. А в большинстве своем — на своих личных ошибках. Поэтому Господь попускает падения, уходы в другую сторону. Но Он всегда ждет возвращения, и Ему важно то, что ты из себя представляешь именно на данный момент, а не то, что ты был раньше. Вчера — да, я увлекся оккультизмом, сегодня я верно служу Богу — это важнее будет для Него.

Если у нас было какое-то очень плохое, негативное прошлое, мы должны сделать выводы, работу над ошибками, где-то покаяться, где-то исправиться, где-то что-то поправить, насколько это возможно, потому что если вы кого-то оскорбили в свое время и человек умер, то вы уже ничего не поправите. Почему убийство считается страшным грехом? Потому что вы не сможете примириться уже с убитым. Именно в этом контексте. А так надо стараться — ты обидел, значит, поправил это всё дело и в дальнейшем просто делай выводы. То есть должно произойти преображение твоей души и тебя лично, твоей личности. Поэтому не надо ни с кем ругаться. Объяснили, не хочет — пусть идет дальше. Помолитесь за него, пожелайте, чтобы Господь как-то вразумил, и всё.

— У меня есть два вопроса. Первый вопрос: как справляться с состоянием уныния или даже безразличия, когда оно возникает просто так? То есть, например, ничего не произошло, но присутствует какая-то тревога, грусть, безразличие, всё становится гораздо более серым, чем вообще может быть, особенно в такую погоду. В таком состоянии, понятное дело, первое, что мы можем сделать — это помолиться. Но все-таки этот период, пока он не прошел, мы как будто ходим в тумане. И как с этим справляться? А второй вопрос: как все-таки молиться за своих врагов? Все-таки есть у нас какие-то разногласия и тяжело любить всех любовью Христовой. Как к этому прийти?

Владыка Авксентий: По первому вопросу сразу вам скажу однозначно: не бывает такое состояние ничем не оправдано, то есть вам надо просто внимательно посмотреть, в какой момент оно пришло. И от этой мысли уже идите назад, крутите и увидите причину этого состояния. Может быть какое-то состояние у людей связанных: связанных материнской связью, родственной связью, любовной связью. И когда кто-то другой переживает какую-то проблему, когда уже действительно есть настоящая связь именно на уровне души, мы это чувствуем. Кстати, неплохая мысль о том, что любовь — это одна душа в двух телах. И тогда мы действительно можем чувствовать другого человека. Точно так же мать чувствует своих детей. Но если нет ни того, ни другого условия из того, что я сказал, и у вас вдруг появились эти уныние, тревога и тоска, — они не на ровном месте появились, однозначно. Есть что-то, что вашу душу тревожит, какая-то мысль, которую вы пропустили мимо, но она уже внесла какой-то отпечаток в ваше сознание. Я это по себе знаю. Начинаешь думать: когда, что такое? Где-то откручиваешь назад и приходишь — а, вот тут я позавидовал или какой-то негативный помысел возник. И душа начинает по этому поводу скорбеть, потому что по большому счету я согрешил.

А второй вопрос про врагов. Кто такой враг? Это может быть человек, который действительно желает тебе зла. Но опять же, почему он желает зла? Есть же много моментов, которыми можно, скажем, оправдать его. Его просто надо оправдать, и у вас тогда появится желание за него молиться. Христовой той самой любовью оправдать. Каким образом? Пожалеть хотя бы. Я не говорю, что полностью полюбить, а пожалеть. Любовь — это высоко. Игумен Никон (Воробьев) говорил: жалейте друг друга, не говорю любите — просто жалейте. Хотя бы так. И действительно, так будет немножечко легче. Не надо превозноситься, радоваться, что мне завидуют. Сами по себе зависть, чувство гнева, чувство ненависти — очень уничтожающие чувства. Они уничтожают прямо изнутри, они выпаривают, выгорает человек. Грубо говоря, на физическом уровне это раковая опухоль. Поэтому и наша ненависть, мешающая молиться, нас уничтожает. Хорошая мысль, кстати, такая метафора, что обижаться равносильно тому, что выпить яду и ждать, что умрет кто-то другой.

 

епископ

— Здравствуйте, меня зовут Василий, у меня такой вопрос: что есть пост? Бывает, ты постишься, ешь скромно, вроде бы следишь за своими поступками в течение этого времени, но всё равно в душе какая-то пустота. Что все-таки есть пост?

Владыка Авксентий: Этот вопрос, наверное, немножко некорректно поставлен. Любая вещь, которую мы с вами совершаем внутри Церкви, вообще в жизни, должна иметь определенный смысл. Для себя надо определить: для чего я пощусь. Просто потому, что Церковь установила дни постные? Среда, пятница — это дни, связанные с Крестными Страданиями Христа, и я в эти дни стараюсь как-то себя воздерживать, чтобы не быть причастником этих Крестных Страданий. Другие посты, многодневные, например, всегда нас к чему-то готовят. Великий пост вообще очень удивительно устроен. Весна, пробуждение природы, мы часть этой природы, и у нас, физиологи знают, тоже начинается пробуждение. Мы так устроены — в зиму толстеем, а по весне начинаем уже расходовать, и у нас появляются какие-то силы. И уже силы для чего? Размножаться дальше. И для того чтобы эти все силы, которые вместе с природой пробуждаются, немножко поугасли, и мы не натворили всяких ненужных дел, на мой взгляд, как раз и нужен пост. Чтобы мы подумали больше о душе, и уже с радостью, пройдя этот период, встретили Пасху, большой праздник.

Опять же, когда мы утончаем свое тело, то дух становится крепче. Тут зависимость надо эту поймать, что вы поститесь не просто так, а для того, чтобы ваш дух стал крепче. При этом просто поститься недостаточно. Я уже говорил в самом начале, что надо проживать все службы и те слова, которые поются на этих службах. Хотя бы воскресные, они тоже имеют каждая свое значение. Проживать, именно пытаться осмыслить, переосмыслить тот же подвиг Марии Египетской, творения Иоанна Лествичника или очень интересные мысли Григория Паламы. Крестопоклонная неделя нам напоминает о том, что ради тебя, лично тебя Христос распялся в свое время, и на этом Кресте, мы видим, любовь Отца — распинающая, любовь Сына — распинаемая, любовь Духа Святого — торжествующая силою крестною. В этой жизни нет ничего такого, что не было побеждено Богом ради нас. Есть дурость человеческая, но это люди, которые далеки от Бога и живут своими личными амбициями. И, конечно же, если бы их была критическая масса на этой земле на сегодняшний день, то уже мир бы перестал существовать. Пока еще нас достаточное количество, наверное, четверть все-таки будет, надеюсь.

------------------

* Из стихиры Триоди.

Продолжение следует…

Подготовила Ольга Косякова

Фотографии Максима Черноголова

18.02.2025

Просмотров: 319
Рейтинг: 5
Голосов: 4
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать