Святитель Марк Эфесский: «От истины не отклоняйтесь»

Никогда то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью.
Святитель Марк Эфесский
В настоящий период человеческой истории, который, по слову архимандрита Амвросия (Погодина)*, «справедливо можно назвать веком моральных компромиссов», всё чаще ум и сердце устремляются на поиски помощника в ежедневном подвиге, чтобы сохранить веру и верность Богу. Подвиг этот, конечно, не столь яркий, как у древних святых, но не менее важен для личного спасения и нередко не менее значим и для тех, кто окружает православного христианина в повседневной жизни. И всё чаще на первый план в этом поиске выходит смиренная фигура Эфесского святителя Марка, о котором в Синаксаре на 1 февраля сказано: «Держит Атлант небосвод на плечах в древних мифах, держит и Марк православную веру — не в мифах, а в жизни».
Святой Марк жил в ХV веке. С момента трагического раскола Церкви на Римо-Католическую и Православную прошло уже четыре столетия. За это время католики приняли несколько догматов, с точки зрения православных богословов противоречивших постановлениям Вселенских Соборов. Прежде всего это учение Католической Церкви о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына; учение о чистилище; конечно, идея о главенстве папы Римского над всеми остальными Поместными Церквями и многие другие.
Византийская империя в тот период изнемогала от бесконечных столкновений с турками-османами. В этот критический момент у византийской аристократии возникла идея обратиться за помощью к папе Римскому. И римский епископ предложил провести Собор в Италии для того, чтобы объединить христианский мир и дать совместный отпор туркам-мусульманам. Император и иерархи Константинопольской Церкви откликнулись на это приглашение. Но на Соборе всё случилось совсем не так, как предполагали греки. Только преподобный Марк Эфесский, представлявший на этом Соборе Православие, остался верен Церкви и наотрез отказался идти на политический и догматический компромисс.
Квартал Мангана в Константинополе, реконструкция
Святой Марк родился в Константинополе, в округе Галата, в 1392 году, в семье благочестивых и знатных родителей. Его отец Георгий был дьяконом и сакелларием Софийского собора, преподавал в школе, а мать — Мария — была дочерью благочестивого врача. В Крещении будущего святителя назвали Мануилом. Вместе с братом Иоанном благодаря тщанию родителей он получил прекрасное образование.
Первым учителем наук и благочестия для отрока Мануила был его отец, который почил, когда мальчику исполнилось 13 лет. Несмотря на раннее сиротство, Мануил, как повествует о нем в Синаксаре Иоанн Евгеник, «отнюдь не допустил себя до разленения, но предпочел немедленно притечь к наставникам наилучшим и наиболее известным, а это были сначала — Хортасмен Иоанн, который потом украсил престол Силиврийской Митрополии, и Игнатий Метаклифис; а в числе более поздних философов и математиков — Гемист Георгий, от которых в короткое время он приобрел величайшие знания благодаря крайней старательности и тщательности и чудесному уму; затем, и нравом святым, ласковым, и степенным и соответствующим добрым старцам, включительно до образа одежды и обуви и взгляда и наклона головы и до слова его превосходного и весьма украшенного, он, не только для соучащихся, но и для самих наставников и вообще для всех, представлял чудо. Таким образом прекрасно и боголюбиво он прошел детский возраст и возвышался чудесно всеми прекрасными делами…». Теперь уже из ученика будущий исповедник Церкви сам стал профессором и наставником отцовской кафедры, к которому стекался цвет молодежи. Из числа его учеников вошли в историю Георгий Схоларий и Феодор Агалист.
Молодой блестяще образованный клирик (Мануил занял место отца в соборе Святой Софии в Константинополе), ведущий строгую подвижническую жизнь, с безупречной нравственностью. Об этом периоде жизни святого впоследствии, уже в надгробном слове ему, Геннадий Схоларий скажет: «Будучи еще юношей и прежде чем он умертвил свою плоть о Христе, он был уже праведнее пустынножительствующих отшельников, и что, отбросив от себя всё мирское для Христа и приняв иго послушания Богу, он никогда не уклонился от него, никогда не увлекся суетою мира сего, не прельщался временною славою его и до самой смерти сохранил пламенную любовь ко Христу. Живя в столице, он был чужд ее жизни, ибо ничто его не связывало с нею. Глубокочтимый всеми, он не только не искал почестей, но и не желал их».
На остров Антигон монах Марк прибыл вместе со своим духовным отцом игуменом Симеоном
Такие качества великой души не могли остаться незамеченными, и Мануил становится любимым духовным чадом Константинопольского патриарха Евфимия, которому после смерти составляет канон и стихиры. Император Мануил II приближает его к себе, и он становится близким ему человеком и советником. Но всем этим открывающимся блестящим перспективам будущий святой предпочел уединенный Антигон — остров в Мраморном море, на который в 26 лет он удалился вместе со своим старцем игуменом Симеоном и которым был пострижен в монашество с именем Марк.
Их отшельнический подвиг был прерван из-за большой опасности, которую представляли постоянные набеги турок. Поэтому вместе с духовным отцом святой Марк возвращается в Константинополь и становится насельником Манганского монастыря великомученика Георгия. В этой обители почил игумен Симеон, здесь же, доблественно пройдя течение этой жизни, был погребен впоследствии и святой Марк. После смерти престарелого Митрополита Эфесского Иоасафа в 1437 году против воли, по послушанию Церкви святой Марк поставляется в митрополита Эфесского.
Древний Эфес
Святой Марк жаждал подвижнической отшельнической жизни в уединении и молчании, как этого некогда желал и святитель Григорий Богослов, но вместо этого Промысл Божий готовил ему мучительную борьбу в самом центре церковных и политических интриг. Из пристани молчания святителю Марку было суждено пламенными речами, тончайшими и долгими богословскими силлогизмами отстаивать истину православных догматов и обличать заблуждения. Из гавани подвижнического отшельничества святитель был брошен в самую бурю, самый водоворот страстей, угроз, преследования, совершающегося вокруг него отступничества от Православия и предательства истины. Имя этой бури и водоворота — Флорентийская уния. Одного желала душа святого Марка, другое требовала от него Церковь и уготовлял Божественный Промысл. Ему было суждено быть украшенным не только славой учености, любомудрия и подвижничества, но и венцом славного исповедничества.
На протяжении тысячелетней истории Православной Церкви приходится противостоять миру сему и его попыткам сделать всех и вся своими марионетками. Для верующих это время испытаний, тревог и скорбей, но это и время, когда среди христиан открываются подлинные светильники веры, готовые ради Христа и Его Церкви пожертвовать даже своей жизнью. Именно таким подвижником и был святитель Марк, митрополит Эфесский.
Святой Марк считал единство Церкви во Христе даром Божиим, который, однако, может быть сохранен только при помощи соблюдения принципа коллегиальности в церковном управлении, наилучшим выражением которого является институт Вселенских Соборов. Коллегиальное управление Церковью представляет собой, согласно свт. Марку, исполнение заповеди о любви, без сохранения которой невозможно удержать Божественный дар мира. В связи с этим папство предстает не просто отступлением от исторического Предания, но институционализированным грехом, а соборное обсуждение — своего рода общецерковной «аскезой», позволяющей преодолеть последствия этого греха и восстановить единство Церкви.
Флорентийский собор, коллаж. Давление на святителя Марка на соборе было колоссальным: со стороны папы Римского Евгения IV, византийского императора Иоанна VIII Палеолога, Константинопольского патриарха Иосифа II, Киевского митрополита Исидора, вести диспут с кардиналом Дж. Чезарини, доминиканцем Джованни ди Монтенеро, отвечать на речь Андрея Христоверга и проч., неся огромную ответственность перед Богом, Православной Церковью и народом Божиим
Ферраро-Флорентийский Собор начался 9 апреля 1438 года. Митрополит Марк был уполномочен представлять греческое богословие пред лицом католиков. Нужно сказать, что к 1438 году уже прошло около четырех веков с момента отделения латинян от Вселенской Церкви. В памяти византийцев еще были живы разорение западными крестоносцами Константинополя и попрание православных святынь, гонения на Церковь. Но, несмотря на это, была жива и надежда на обращение западных христиан к Православию. «Я последовал за Вселенским Патриархом и за Богоданным Царем и Самодержцем на Собор в Италии, невзирая ни на мою немощь, ни на трудность и огромность дела, но надеясь на Бога и на общих тех Предстателей; я верил, что всё у нас будет хорошо и мы совершим нечто великое и достойное нашего труда и надежд», — пишет святитель Марк.
Он искренне верил, что совершится великое историческое событие, и хотел послужить делу уврачевания схизмы через устранение отклонений от православного учения, которым погрешает католическое богословие. Но дискуссии затягивались, и становилось ясным, что происходящее на Соборе — всего лишь декорация, за которой скрывается большая политическая игра. Императору во что бы то ни стало нужен был союз, Римскому папе — повиновение всех восточных Церквей. Реальные противоречия в важнейших вопросах веры католики обсуждать не хотели.
Преподобный Марк быстро это осознал, но сдаваться не собирался. Он штудировал латинские богословские книги, отмечал в них противоречия с постановлениями Вселенских Соборов или закравшиеся опечатки, искажающие христианское учение. С этим он затем выступал на слушаниях, последовательно разбирал принятые Римом догматы, противоречащие Преданию Церкви, призывал Папу принять это во внимание и внести необходимые коррективы; озвучивал постановления Вселенских Соборов, с которыми, как оказалось, католические богословы не были даже знакомы!
Увы, все усилия блестящего догматиста, великого ритора и богослова оказались бесплодны. Истины на Флорентийском Соборе никто не искал. Из-за бесплодной полемики Собор надолго затянулся. «Итак, я, опять вступив с ними в борьбу и совершенно показав нелепость (их) учения и доказав, что профанационным образом книги являются подложными, ничего не достиг и никого не убедил, кроме того, что бесполезно и бесцельно потерял время», — вспоминал святой Марк.
Папа Римский Евгений IV угрожает Эфесскому митрополиту Марку за его непреклонную позицию мучениями. Святитель нисколько не смущается и уповает на Бога. Лицевой летописный свод Ивана Грозного** 1565–1576 гг., отдел рукописей Библиотеки Академии Наук
Но император рассчитывал на помощь Запада в борьбе с турками на условиях унии и вместе с патриархом вынудил православных епископов 5 июля 1439 года подписать орос Собора, известный как Флорентийская уния. Оросом были признаны верными католические ереси и Православные Церкви подчинялись Риму. Сам патриарх Иосиф II, подписав ранее ороса согласие с Filioque, умер через несколько дней.
Среди не подписавших орос были: митрополит Марк Эфесский, митрополит Иверский Григорий из Грузии, притворившийся безумным, митрополит Нитрийский Исаакий, митрополит Газский Софроний и епископ Ставропольский Исаия.
Когда папе Евгению IV с торжеством представили акт унии между римо-католиками и православными, подписанный греческими представителями, он задал лишь один вопрос: «А подписал ли Марк?» И узнав о том, что подписи Эфесского митрополита Марка в этом документе нет, с горечью воскликнул: «И так мы ничего и не сделали!» За такую принципиальную вероучительную позицию святителю Марку, конечно же, пришлось претерпеть и гонения, и аресты, и двухлетнее заточение в тюрьме, но он всё вынес, оставшись верным Святому Православию.
Места, где совершал свой жизненный подвиг святитель Марк Эфесский
Следует подчеркнуть, что на Руси уния была сразу же отвергнута, хотя ставленник Константинопольского патриарха грек митрополит Исидор, назначенный главой Русской Церкви, и подписал унию на Соборе. Когда он вернулся в Москву уже в сане кардинала как посланник папы Римского, с католическим крестом, и на первой же литургии помянул папу как главу Церкви, а затем было зачитано решение об унии, подписанной на Флорентийском Соборе, это ввергло народ в остолбенение. Первым опомнился Великий князь Василий Васильевич II, назвавший Исидора «ересным прелестником, лютым волком, лжепастырем, губителем душ» и взял его под стражу, заключив в Чудов монастырь. Через три года Исидор бежал к папе в Рим. Впрочем, князь Василий Васильевич не сильно его стерег и благодарил Бога, что Господь и Пресвятая Богородица избавили Русскую державу от такого коварного врага. Поэтому подвиг святителя Марка Эфесского всегда особенно почитался на Руси. И в дальнейшем история Русской Православной Церкви, устоявшей в Истине, стала мыслиться как Божественное Ее призвание к сохранению Православия в этом мире.
Князь Василий Васильевич Темный после объявления Исидором унии понял его пагубную ересь и заключил митрополита-отступника в Чудов монастырь, а сам созвал русских епископов, князей и бояр, чтобы соборно решить, как поступать Русскому государству и Русской Православной Церкви. Лицевой летописный свод Ивана Грозного 1565–1576 гг., отдел рукописей Библиотеки Академии Наук
Сам святитель Марк, явив собою образец стойкости в истине, отказался от предложенного императором-униатом патриаршества. Как активный противник унии, 15 мая втайне от императора святой покинул столицу и отправился в Эфес, находившийся под властью турок. Здесь святитель Марк всецело предался трудам по устройству своей разоренной епархии, обращая заблудших, рукополагая священников, предстательствуя перед турецкими властями за обездоленных. Однако главным своим делом на тот момент он считал борьбу с унией, поэтому продолжил в своих посланиях обличать греко-католиков и постановления Флорентийского Собора. Особое значение имело написанное в июле 1440 года Окружное послание, обращенное ко всем православным христианам Востока. Святитель Марк убеждал не принимать униатов, а отступивших от истины призывал к покаянию и возвращению в Православие.
Это вызвало крайнее недовольство униатов и гнев императора, за что святой был арестован во время своего путешествия на Афон на острове Лимносе и пробыл в заключении два года, страдая от болезней, жестокого климата и многочисленных лишений. Когда турецкий флот попытался захватить Лемнос, это ему не удалось. Свое неожиданное избавление от осаждавших остров турок жители острова объясняли молитвенным предстательством святителя Марка, ибо их спасение началось от того места (крепости Мундрос), где святитель пребывал в заточении.
Храм святителя Марка Эфесского в предместье Афин
«Он надеялся победить всех противников своих одною силою Истины, — вспоминает о нем один из участников тех событий. — Он знал, что Истина непобедима. Ее можно скрыть, но придет время, и она воссияет». Византийский народ был против соборных постановлений. Пламенные проповеди святителя Марка везде находили восторженный отклик у простых людей. Епархии Константинопольской Церкви, находившиеся вне пределов Византийской империи, одна за другой отказывались от принятия унии. Другие поместные Церкви — Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская — на Соборе 1442 года Флорентийскую унию решительно отвергли.
В 1442 году, в день памяти святых семи Ефесских отроков (4 августа или 22 октября), святитель Марк был освобожден по распоряжению императора. В стихотворении по этому случаю архипастырь благодарит святых Ефесских отроков за предстательство и помощь. Вернувшись в Константинополь, святитель Марк прожил здесь до своей блаженной кончины в 1444 (по другим источникам в 1457) году.
В Константинополе уния продержалась после своего заключения недолго. Сначала ее не решались объявить всенародно в соборе Святой Софии и сделали это только в 1452 году. После этого через несколько месяцев Константинополь был взят турками, Византия пала. И новым патриархом, избранным с разрешения османского султана, стал Геннадий Схоларий, ученик святителя Марка, — единственный на тот момент достойный кандидат в патриархи, так как отступившие от веры очевидно явили свою несостоятельность для несения высокого патриаршего служения. Возглавив Константинопольскую кафедру, он вернул православное вероисповедание в церкви.
Святитель Марк был похоронен в храме великомученика Георгия в Манганском монастыре. После 1453 года родственники перенесли его останки в монастырь святого Лазаря в Галате. С перенесением мощей святителя и связана его память, совершаемая 1 февраля. В 1734 году при Константинопольском патриархе Серафиме I Марк был причислен к лику святых. В дальнейшем имя святителя было включено в святцы других Поместных Православных Церквей, в том числе и Русской.
Грузия, Тбилиси, Район Надзаладеви. Храм святителя Марка Эфесского
Частица мощей святителя Марка хранится в Свято-Иоанно-Предтеченском соборе Русской Православной Церкви в Вашингтоне. Посвященные ему храмы есть в Греции в Афинах и на острове Калимнос, а также в Грузии (Тбилиси). В Русской Православной Церкви в Твери недавно начал работу информационно-аналитический центр святителя Марка Эфесского.
Место погребения святителя Марка Эфесского — монастырь великомученика Георгия XI века — был разорен и разрушен турками
Изречения святителя Марка Эфесского
«Бегите, братья! Бегите от общения (т.е. от причащения) с теми, кто вне общения и от поминовения тех, кого не поминают. Вот, я, Марк, грешник, говорю вам, что всякий, кто поминает Папу как православного клирика, виновен. Более того, тот, кто мыслит одинаково с догматами латинян, будет судимым с латинянами, и будет считаться предателем веры».
Об общении с Римо-Католической Церковью
«Мы не должны удивляться, если не найдем среди древних людей какого-либо четкого и определенного различия между сущностью Бога и Его энергиями. Если в наше время, после торжественного подтверждения этой истины, сторонники мирской мудрости создали из-за этого в Церкви много проблем по этому вопросу — и обвинили ее в политеизме — какое зло не было бы совершено в прежние времена против этой истины теми, теми, кто был напыщен тщетным учением. Вот почему наши богословы всегда настаивали на простоте Бога больше, чем на различиях, которые существуют в Нем. Было бы неуместно открывать учение о сущности и энергиях тем, у кого было достаточно проблем с признанием различия между ипостасями. Таким образом, благодаря мудрой икономии это священное учение было выяснено и провозглашено в ходе времени, а Бог использовал для этой цели глупые атаки еретиков».
О сущности и энергии в Боге
«Эти люди признают вместе с латинянами, что Святой Дух исходит и получает Его бытие и от Сына. Тем не менее, с нами они говорят, что Дух исходит от Отца. Латиняне полагают, что это дополнение к Символу веры законно и оправданно, но мы не будем так говорить более. Они утверждают, что опресноки — это тело Христа, но мы не осмеливаемся приобщаться их. Разве этого недостаточно, чтобы показать, что они пришли на Латинский Собор, чтобы не исследовать истину, которой они когда-то обладали, и затем предали, но просто, чтобы заработать немного золота и достичь ложного соединения? Вот, они читают два Символы веры, как они делали это раньше. Они совершают две разные литургии — одну на заквашенном, а другую — на пресном хлебе. Они совершают два крещения — одно за тройное Погружение, а другое — путем воздержания: один со Святым Христом, а другой без Него. Все наши православные обычаи отличаются от таковых у латинян, включая наши посты, церковные обряды, иконы и многое другое. Что это за союз тогда, когда у него нет внешнего признака? Как они могли собраться вместе, каждый сохранив свое?»
О подписавших унию на Флорентийском Соборе
«Не прилепляйся к миру — и избегнешь печалей. Презирай его — и будешь всегда радостен. Не ищи пустой славы ни наружным видом, ни обращением с людьми, ни в речах, ни в связях своих, ни в силе или власти своей, ни в успехах своих».
Святитель Марк Эфесский. Роспись храма Петра и Павла в московском подворье Введенской Оптиной пустыни. 2004 год
Святитель Марк Эфесский, дивный поборник Православия, эта яркая, энергичная личность, несокрушимая в своей ревности по Богу, несгибаемая в вопросах православного вероучения, своим примером уже шесть веков вдохновляет верующих, когда наступает момент истины: идти за Христом в Его малом стаде, которое в данный момент сократилось до одного овчати… — тебя. И надо не испугаться этой малости. «Эфесский воевода», как называют святого Марка в Греции, в ХV веке явил нам, как можно остаться единственным воином на поле духовной брани, в определенный момент церковной истории принять на себя стояние в правде и истине без какой-либо поддержки и силой Божией устоять. Один он остался верен Церкви и православной правде перед лицом всеобщего неодобрения, от него отвернулись не только чужие, но и свои; святой Марк Эфесский остался один, но не сдался и сохранил для нас цельность и красоту Православия. И когда к нему другие епископы обратились с вопросом: «Что же ты теперь будешь делать? — ты же один!» — он ответил: «Я не один; я — Православная Церковь».
И действительно, сегодня те, кто взыскуют истину, обретают ее в Православной Церкви, в том числе благодаря пребыванию и непоколебимому стоянию в Православии святителя Марка Эфесского. Его же молитвами укрепи, Господи, и нас, грешных!
Богословов богомудрая писания, яко богоглагольник истинен, прием в сердцы, исхождение Духа Святаго возвестил еси, яко должно есть, приснохвальне, и всесвятый запечатлелъ еси Сѵмвол, сего ради поем: радуйся, Марко богоглаголиве.
Кондак, глас 8
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Автокефалия Русской церкви — Википедия
- Уния в Беларуси | Архив Minds.by
- Чудеса святителя Марка Эфесского в XXI веке / Православие.ru
- И один в поле воин — Святой Марк Эфесский исповедник православия | Борисовское благочиние Борисовская епархия Белорусская Православная Церковь | blagobor.by
- Манганский монастырь |ru
- Monastery of St. George of Mangana | www.thebyzantinelegacy.… | Flickr
- Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 13. 1425–1443 гг. | ru
----------------
* Православный богослов, церковный писатель, переводчик и комментатор святоотеческих текстов, постриженник святителя Иоанна Шанхайского, архимандрит Православной Церкви в Америке, †2004.
** Лицевой летописный свод Ивана Грозного создан предположительно в 1568–1576 годы специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Это иллюстрированный миниатюрами летописный свод событий мировой и особенно русской истории. Ферраро-Флорентийскому Собору, унии и подвигу святителя Марка Эфесского в Лицевом своде посвящен цикл из более чем двух десятков миниатюр.
03.02.2025