X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«И память будет жить…»

историческая реконструкция

Недавно председатель историко-патриотического общественного объединения «Будем помнить» Мария Лапуцкая и заместитель председателя Алексей Коробущенко приезжали в наш монастырь, чтобы провести урок мужества в школе «Ихвис».

Алексей и Мария — муж и жена. У них в квартире экспонатов больше, чем в музее. Предметы Великой Отечественной войны и Первой мировой они собирают сами. Находят в земле самолеты и возвращают из небытия пропавших без вести бойцов. Проводят военно-исторические реконструкции. И приходят в школы, чтобы донести историческую правду и рассказать, почему так ценно найти пуговицу солдата. Супруги говорят, что дело, объединившее их и еще более сотни людей, приближает к Богу и воссоздает невидимую связь с предками. Они верят, что это поколение передаст знания своим детям и память будет жить. Алексей и Мария рассказали корреспонденту нашего сайта о своей деятельности.

— После событий 2020 года из публикаций в интернете мы поняли, что люди не могут отличить реальную историю от вымышленной, которую им навязывают, — начинает беседу Алексей. — Стали ходить к школьникам на уроки мужества и увидели: беда случилась именно с детьми. Многие заблуждаются, рассуждая о Великой Отечественной войне.

У нас появились единомышленники. Возникла идея создать историко-патриотическое общественное объединение «Будем помнить». Сегодня это сто десять человек по всей Беларуси.

 

в военной форме

— Какие направления деятельности вы охватываете?

— Мы знакомим детей с музеем, который создали сами. Организуем выездные выставки, занимаемся поисковой работой, военно-историческими реконструкциями.

С 1915 по 1918 годы на нашей территории проходила Первая мировая война, которая разделила страну. Наши предки боролись за свою землю. Об их героизме надо рассказывать.

Тема Великой Отечественной войны сейчас особенно актуальна. Вспомним Украину — как там искажалась история до 2014 года и после. Превозносился коллаборационизм. Бандеру героизировали. На этом выросло целое поколение. То же пытались сделать и у нас: «Какие партизаны? Они так же, как и полицаи, грабили народ!» «Хатынь сожгли? Свои и сожгли». Такие посылы вкладывались в умы наших людей. Когда мы приходили на уроки мужества в школы, я задавал вопрос: «Партизаны, полицаи — кто они?» И ребята отвечали: «Одно и то же». Вот что внедрили в сознание подрастающего поколения.

Поэтому мы делаем особый акцент на Великой Отечественной войне. Не надо бояться говорить детям всю правду. Чтобы народ понимал, с чем мы боремся сегодня, нужно знать свою историю.

 

урок истории

Сегодня на уроке мы рассказывали, как сжигали Хатынь. Нам важно, чтобы школьники поняли, что такое фашизм, почему появились партизаны, как на борьбу с захватчиками вышли старики и дети, женщины.

— Как вас встречают в школах?

— По-разному. В 2021 году урок начинался так: «А, пришли пропагандисты. Что они будут нам рассказывать?» Возмущаются в первые минуты, потом замолкают, а дальше плачут.

— Здесь главная цель — вызвать чувство любви к Родине, защитникам Отечества. Важно выйти к ребятам не с сухой лекцией, а построить общение так, чтобы достучаться до сердца каждого, побудить сопереживать, — поддерживает разговор Мария.

— И позже начало происходить следующее: урок заканчивается, дети подходят к нам: «А как вас можно найти?» — продолжает Алексей. — Мы стали приглашать их в кружки. У нас уже есть воспитанники, которые решили погрузиться в историю и вместе с нами доносить ее до своих сверстников.

В нашем объединении есть и музыкальные группы, которые поют про Великую Отечественную войну. Дети занимаются фланкировкой. Присоединяются и взрослые разного возраста.

— Вы большое внимание уделяете военно-исторической реконструкции. Какую роль она выполняет в патриотическом воспитании?

— Уроки мужества, клубы — это хорошо. Но самое эффективное, когда человек окунается в атмосферу прошлого, может что-то прочувствовать. Я человек военный, отслужил двадцать восемь лет, но у меня уровень адреналина повышается на поле, когда вокруг взрывы, стрельба, хотя я понимаю, что это имитация. Хочется с помощью воссоздания военных эпизодов донести до зрителей, участников историческую правду.

Первая наша реконструкция состоялась в День пограничника в Бресте в 2021 году. Появился патриотический центр на проспекте Независимости, 42 «Шаг в историю». Это совместная работа с управлением образования Партизанского района Минска. Там представлена наша экспозиция. Кроме того, у нас есть клубы в Калинковичах, Дзержинске, Барановичах.

— Какие операции Великой Отечественной войны вы реконструировали?

— На фестивале «Легендарные эпохи» в Зельве мы делали реконструкцию по освобождению Зельвенщины. В этом году планируем показать Зельвенский прорыв: в начале Великой Отечественной войны большое количество наших солдат прорывалось из Белостокского котла. В Калинковичах проводили военно-исторические реконструкции, в том числе на фестивале «Партизаны Полесья»: люди в форме, партизаны… Где-то враг в лагере стоит. Землянки… Всё было очень аутентично, детям понравилось. В мае прошлого года прошла масштабная реконструкция в Ушачах. Демонстрировали Ушачский прорыв, очень известное событие, когда партизанские бригады выходили из окружения в 1944 году. Мы это обыгрывали, используя большое количество декораций и техники.

Мы позволяем увидеть геноцид белорусского народа, демонстрируем борьбу партизан с немцами. На осень намечено выступление в Лиде.

— Алексей, вы сказали, что привозите в школы выставки. Как они помогают вам в общении с критически настроенной молодежью?

— Интерактивная экспозиция сопровождает каждый наш урок. Даем возможность потрогать экспонаты, примерить форму. С музейными предметами знакомим и взрослых на акциях и праздниках на Кургане Славы, «Славянском базаре» в Витебске и на других значимых государственных мероприятиях.

— Важный момент наших занятий, — дополняет Мария Лапуцкая: — на обычных уроках дети видят учителя в повседневной одежде. А Алексей приходит в военной форме Великой Отечественной. Будто человек того времени встает перед ними. Звучит музыкальное сопровождение. Всё вместе дает очень хороший результат. Дети забывают про телефоны и включаются в тему урока.

 

офицер

— Костюмы в основном новодельные, — поясняет Алексей. — Шьем на заказ. Но штаны на мне настоящие — один хороший знакомый передал от своих родных. У меня форма подполковника Рабоче-крестьянской Красной армии, артиллериста. Пуговицы, эмблемы реальные. Сапоги советские хромовые. Компас Адрианова. Создан целостный образ.

— Те вещи, что вы предлагаете посмотреть, только часть вашего музея. Как вы его собирали?

— Как реконструкторы, как люди, которые самостоятельно занимаются поисковой деятельностью, находим определенные предметы. Что-то реставрируем, что-то воссоздаем. В результате у нас образовалась большая коллекция вещей Великой Отечественной и Первой мировой войн. Всё полностью можно посмотреть в нашем центре. Посетители могут прикоснуться к вещам, что очень ценно. Например, увидев госпитальную палату того времени, человек совсем по-другому воспринимает события прошлого.

 

экспонаты

— Что особенно дорого вам из экспонатов?

— То, что я сам нашел, и есть самое ценное — «поднял» историю и хочу донести ее до людей. Это может быть просто пуговичка. Найти пуговицу солдата — весьма важно. Лопатка саперная Первой мировой войны, например, простреленная или порванная осколком — ее нес боец. Она хранит его энергетику. И хочется поделиться этим с другими. А вообще самое дорогое — найти то, что может вернуть бойца из небытия. Смотришь — подписанная вещь: жетончик, ложка или котелок. Потом оказывается, что имя, которое там значится, есть в списке пропавших без вести.

Мы как-то нашли заброшенное кладбище. Поставили там крест. Установили, что 225-й Ливенский пехотный полк Первой мировой войны находился в районе агрогородка Вишнево. По чертежам местности я нашел, где лежат два бойца. Фамилии их знаем, но поднять останки невозможно — болото там сейчас. А раньше был перекресток. Важно хотя бы крестиком обозначить, что здесь лежат погибшие в Первой мировой войне.

По Великой Отечественной сложнее с медальонами. В 2023 году мы ездили, подняли останки пяти человек, но установить имена бойцов не удалось.

Поисковая работа заставляет участников изучать историю, понимать ее.

Алексей показывает фото из музея и продолжает свою заочную экскурсию:

— Все вещи редкие. По Первой мировой войне очень много находок. Окопное творчество представлено — некоторые вещи бойцы делали на позиции. И этим предметам более ста лет!

В районе деревни Бакшты мы нашли распятие. А вот нательные медальончики, крестики. По западной Березине проходил фронт. Продолжаем находить на местах боев артефакты. Обратите внимание на пряжки, кокарды, пуговицы, монеты, часы, награды, свисток командирский… Иконы находили, складни металлические. Тогда духовные люди были.

По кайзеровским войскам есть экспозиция.

— Какие чувства возникают от соприкосновения с личными вещами павших защитников?

— Это история. Каждая такая вещь имеет свою энергетику. Она передается. И хочется заниматься поиском дальше.

Сейчас мы беседуем в монастыре не случайно. Может, наше дело — и есть связь с тем миром, близость к духовному. Господа начинаешь ощущать. Это трудно объяснить, но связь присутствует. Это мы тоже пытаемся донести.

— Что у ребят вызывает наибольший интерес в интерактивной экспозиции?

— У них большое желание потрогать макеты оружия. Вот перед вами образцы пистолета-пулемета Шпагина — ППШ, винтовки Мосина, легендарного пистолета ТТ. Ребята примеряют амуницию: ремни, шлемы, каски. Показываем вещевые мешки, кобуру, котелки, фляжки, импровизированный сухой паек времен ВОВ. Лопатка — 1943 года, котелок — 1938 года, фляжка — 1940 года, настоящие.

С детства любил историю. Окончил Пензенское высшее артиллерийское училище. Советская школа много дала, в военном училище нам рассказывали о главных ценностях. Сам интересовался этой темой, читал книги, фильмы смотрел. Я современник ветеранов, прошедших Великую Отечественную. Они поведали, как это было. И у меня сложилось свое понимание о войне.

— Наша деятельность — это образ жизни, — говорит Мария. Даже в квартире у нас больше экспонатов, чем бытовых вещей. Алексей сам всё реставрирует. Предмет надо почистить, окислотить, привести в порядок. Импровизированная мастерская — балкон.

— Я реставрирую вещи и компоную панно, — поясняет Алексей. — Из кожи сам шью кобуры, ремни. Получаю от этого моральное удовлетворение. Более десяти лет занимаюсь поисковой деятельностью.

Самолеты находили. Недавно обнаружили очередной. Историю его установили, нашли место падения, изучали архивы. Этот «Ил-2» был сбит в 1944 году. Упал в лесу километрах в двадцати от Калинковичей. Скорее всего, в машине остался бортовой стрелок. Он считается пропавшим без вести. И важно поднять самолет, чтобы найти его останки и вернуть имя из небытия, поставить обелиск.

 

девушки на уроке истории

— Еще истории найденных бойцов вспомните?

— В районе Нарочи нашли воина. Он как шел с винтовкой в бой, так с ней и остался в земле лежать. Хотим собрать данные и подать документы, чтобы его включили в план поисковых работ 52-го батальона. Война идет, пока последний солдат не похоронен. Вот и надо их всех похоронить. Российская империя была или СССР — это наши люди. Нас связывают предки, павшие за эту землю.

— Как часто удается найти родственников установленных бойцов?

— Тяжело с этим. Адреса были известны на то время. С годами всё поменялось. Семья могла уехать, внуки, правнуки — поменять фамилии, — объясняет Мария. — Однажды я была на поисковой конференции в Москве. Там узнала историю о том, как медальон пролежал 50 лет. В итоге удалось отыскать правнучку погибшего. Ей и вручили медальон. Она со слезами поблагодарила поисковиков за память, за то, что вернули ей частичку родного человека.

Мы не случайно назвали объединение «Будем помнить». Да, мы помним. И посыл у нас — побудить помнить всех о наших людях, нашей богатой героической истории.

 

руководители патриотического объединения

— Какие рассказы о войне передаются в вашей семье?

— У меня два деда воевали, — вспоминает Алексей. — Один начал войну летчиком-истребителем в Ивано-Франковске. Они взлетали в первые дни войны. Его полк сбил двенадцать немецких юнкерсов. Один из летчиков, совершив первый таран, погиб. А дед вылетел и не вернулся, пропал без вести в августе-сентябре 1941 года. Я нашел один документ. Есть предположение, что могила деда — под Киевом. Но туда пока не попасть.

Второй дедушка был танкистом. В 1943-м призывался в Сталинграде. Прошел войну, награжден. Бабушка, беременная отцом, в 1941 году ушла в Тамбов. Осталась со своими братьями под немцем. Столько рассказывала — мне есть, что передать. Может, поэтому и зародилась во мне любовь к истории еще в детстве. Не случайно стал военным. Отец мой — офицер.

— А мой дедушка был партизаном, — делится Мария. — Прошел всю войну. Не все знают о наших героях. Любовь к Богу, ближнему, предкам, наша память — это же прописные истины.

На уроках мужества для нас важно, чтобы школьники учились анализировать информацию. Один из блоков нашей презентации — «Кто такой патриот?» «Патриот — это человек, который любит Родину и готов умереть за нее». К такому выводу учащиеся приходят сами. Это поколение передаст знания своим детям. И память будет жить.

 

девушка в военной форме

Беседовала Ольга Косякова

Фотографии Максима Черноголова

28.02.2025

Просмотров: 412
Рейтинг: 5
Голосов: 5
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать