X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

О зависти

мужчина

Сегодня мы побеседуем о темной и мучительной страсти — зависти, ибо она является первоначальным семенем всякого греха и зла, первой скверной, растлившей Небо и землю. Виновницей падения Денницы, начальника ангелов, изгнания прародителей из рая и осуждения их на смерть, а также первого убийства на земле была зависть.

Зависть — это печаль из-за благополучия ближнего. Краснейший Денница, когда впервые увидел неизреченную доброту и славу Трисиятельного Божества, позавидовал и опечалился. Потом дух его превознесся гордостью, и он возомнил быть равным Божеству. Омрачившись завистью, прекрасный ангел света стал страшным демоном, упрямым, неизменным во зле духом, всегда носящим в себе ненависть и вражду к Богу. А когда он убедился в своем бессилии в борьбе против Бога, то направил злобу свою против человека. Увидев человека, увенчанного честью и славой, он был уязвлен ревностью и стал прельщать наших прародителей, склонять их к ослушанию и был очень обрадован, когда услышал приговор об изгнании их из рая и осуждении на смерть. Так пагубна и страшна страсть зависти…

Все бедствия на земле, всё зло, которым полон сейчас мир, произошли от зависти. Всего смертных страстей святые отцы насчитывают семь: гордость, сребролюбие, чревоугодие, уныние, блуд, гнев и зависть. И зависть из них самая смертоносная и вредная. Все прочие смертные грехи имеют целью какую-нибудь выгоду и наслаждение, и только зависть ищет не добра для себя, но зла для ближнего…

Завистливый всегда хочет видеть только одно: чтобы человек, которому он завидует, потерял свое богатство, или славу, или счастье и из счастливого стал бы несчастным. Зависть есть печаль о благополучии ближнего. Не так ржавчина разъедает железо, которое ею поражено, как съедается завистью, постоянно мучится и терзается, пребывает в печали и огорчении сердце завистливого.

Эта страсть такова, что она прежде всего приносит мучение и печаль обладаемому ею. И завистливый человек сам в себе получает должное наказание. Поэтому-то святые отцы и говорят, что страсть зависти есть самая несправедливая из всех страстей и в то же время — самая справедливая. Несправедливая — потому, что преследует всё хорошее и доброе, а справедливая — потому, что мучает тех, кто ее имеет. И не нужно желать завистливому какого-либо наказания в сей жизни или будущей, достаточно ему наказания, которое имеет он в самом себе, в постоянном угнетении, печали и тоске по поводу благополучия ближнего.

Завидовать другим есть великий грех. Кто завидует другому, тот явно показывает, что он не желает видеть этого человека в благополучии. Как может завистливый человек сказать, что он любит ближнего своего? Напротив, он не любит брата своего. Кроме того, завистливый обнаруживает еще недовольство своим состоянием. Кто вполне доволен тем, что имеет, тот не станет завидовать, тому и нужды нет завидовать. Следовательно, завистливый показывает, что он неблагодарен Богу за то, чем Бог его наградил, что он достоин, дескать, гораздо большего, чем Бог ему дал, что Бог несправедлив и не по правде воздает каждому. Таким образом, зависть открывает еще два порока в человеке: ужасную неблагодарность по отношению к Богу и безумную гордость.

Зависть вредит нам и в отношении нашего собственного благополучия. Она лишает человека мира душевного и радости сердца и здорового делает больным. Она поселяет смуты и неудовольствия между людьми близкими и расстраивает их добрые отношения. И очень часто знакомые люди, связанные узами дружбы, через зависть делаются недоброжелателями, ненавистными друг другу. Поэтому премудрый Соломон дает совет не заводить дружбы с завистливым человеком, поставляя себя вдали от стрел зависти.

Зная гибельность этой страсти, надо подавлять в себе возбуждаемые ею недобрые чувства и располагать себя быть довольным малым, памятуя, что Господь Бог подает каждому из нас то, что нужно. Завидуя, мы, вместо того чтобы радоваться за ближнего и воздавать ему честь за его умение, трудолюбие, честность, учиться у него, как достигать того или иного совершенства или вести свои дела, начинаем досадовать, клеветать, оскорблять, а если представится случай, то и вредить ему.

Чем только зависть не возмущается и в ком ее только не бывает! Иногда завидуют другому вовсе из-за пустяка, и таким образом приятели делаются злейшими врагами.

Будем себя, дорогие, беречь от этого гибельного порока, зная, что от него проистекают для нас смерть, лишение благ, отчуждение от Бога. Послушаем гласа Божественного апостола: Не будьте тщеславны, друг друга не раздражайте, друг другу не завидуйте (см. Гал. 5:26), но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4:32).

1960 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Ищите прежде Царствия Небесного. — М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2017.

03.02.2025

Просмотров: 319
Рейтинг: 5
Голосов: 9
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать