Неделя о блудном сыне

Расточих богатство Твое иждив, Господи, и лукавым демоном повинухся окаянный: но Спасе Всеблагоутробне, блуднаго ущедри, и оскверншася очисти, первую отдаяй мне одежду Твоего Царствия.
Эксапостилларий на утрени Недели о блудном сыне
Святая Церковь направляет нас к мыслям и чувствам, необходимым для преображения души Великим постом. Очень деликатно, бережно подводя к мысли о том, что нам нужно идти к Богу, оставить свои неотложные заботы, серьезные планы, важные обязательства, потому что в перспективе вечности решающее значение имеет слово, которое мы скажем Богу. У святых оно звучало в покаянном духе блудного сына, благоразумного разбойника, сокрушенного мытаря. Но чтобы оно стало нашим словом, необходим немалый труд. Начав с образа взывающего к Богу о помиловании мытаря, далее богослужебный круг ведет нас к более глубокому осмыслению покаяния во вторую приуготовительную неделю — о блудном сыне. Название недели происходит от евангельской притчи (см.: Лк. 15: 11–32), которая читается в этот день на Божественной литургии.
Блудный сын получает свою долю наследства, Бартоломе Эстебан Мурильо, 1660-е гг.
Это установление относится к древним временам христианства. Кроме церковного устава, о древности недели свидетельствуют отцы и писатели Церкви IV и V веков, говорившие беседы в эту неделю: святители Иоанн Златоуст, Августин Иппонийский, Астерий, епископ Амасийский, и другие. В VIII веке Иосиф Студит написал канон на неделю о блудном сыне, поемый Церковью в эту неделю. Автором самогласных стихир богослужения второй подготовительной недели Великого поста является преподобный Стефан Савваит. Во многих древних рукописях указаны и другие стихиры этого гимнографа, однако они уже вышли из употребления. Гимн «Объятия Отча» принадлежит Роману Сладкопевцу. Этот гимн интересен тем, что иногда он называется тропарем (например, в чинопоследовании монашеского пострига), иногда — кондаком, а иногда — седаленом. Причем его можно услышать не только во вторую подготовительную неделю Великого поста, но и в службе 1-го гласа понедельника из Октоиха.
Синаксарь на этот день объясняет, что притча о блудном сыне приводится в приуготовительный период, чтобы, зная свои многочисленные греховные навыки и пороки, мы не отчаивались в своем исправлении, не бездействовали и не опускали рук, а возложили надежду на помощь и милосердие Божие: «Поскольку некоторые знают за собой множество беззаконий <…> святые отцы, проявляя и к таковым людям отеческое человеколюбие и желая избавить их от отчаяния, предлагают здесь настоящую притчу после первой, выдергивая с корнем эту страсть и восставляя их к приобретению добродетели, открывая много согрешившим, блудным преблагое Божие милосердие, показывая через эту притчу Христову, что нет таких грехов, которые могут превзойти Его человеколюбие».
«Блудный сын», Джон Макаллан Сван (1847–1910)
По сути, мы все — род человеческий — на стране далече. И Господь в притчах, направляя нас к тому, чтобы мы пришли в себя, вспомнили о Небесном Отце и пошли к Нему с сокрушением и покаянием, приводит образ любящего родителя, который бросается навстречу возвращающемуся блудному сыну. Происходит встреча — милующего и кающегося, — и остается открытый финал. Притча нас вводит в отношения, но полностью однозначно проявляет себя только отец: он являет безусловную всепрощающую любовь к своим сыновьям, до которой дорасти предстоит им обоим — и старшему, и младшему. Что будет происходить дальше — зависит от ответа сыновей на эту любовь.
«Возвращение блудного сына». Рембрандт Х.-Р., ок. 1666–1669 гг. Эрмитаж, СПб
Очень неохотно современный человек выходит из зоны комфорта: лишний раз переживать, терзаться, расстраиваться, беспокоиться, искать, даже взглянуть в лица этих трех персонажей, которых Господь приводит в притче, — нужно сделать усилие над собой. А задуматься над тем, что они проживают — это уже титанический труд. Что происходит в душе отца? Чем преисполнено его исстрадавшееся старческое сердце? Пожилой человек, забывая о своем статусе, возрасте, родительской чести, достоинстве, по большому счету — вообще о себе самом, бросается навстречу оборванному, измаравшемуся свинопасу, от которого разит скотиной, — своему сыну. Он не знает, с чем пришел его сын. Этот его бег пронизан абсолютной надеждой. Он бросается на шею, обнимает, целует — потому что всё равно бесконечно любит свое чадо. Жив! Он снова с нами, в семье, и это — самое главное! Всё остальное — значения не имеет. Ни слова претензии, укора. Никакого осуждающего взгляда, кричащего о той боли, которая изматывала сердце отца всё время, пока сын гулял в чужих краях… Можно еще много говорить об отце, но всё сведется к великой всепрощающей любви.
«Блудный сын». Лосев Н. Д.,1882 г., холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь
А что блудный сын? Он пришел в себя. Нашел мужество сказать отцу, что он недостоин называться сыном, счел для себя возможным быть среди тех, кто для отца — наемник, и довольствоваться таким положением, лишь бы отец его принял. Он нашел силы честно себе признаться, что всё, что у него есть доброго, происходит от отца, и единственное, что у него осталось — это его отец. Такой отец, к которому он может вернуться, даже будучи недостойным сыном. Он знал своего отца и не сомневался в его любви, которой так безумно пренебрег, перед которой так безмерно был виноват и к которой вернулся, потому что понимал, что он, пусть и недостойный, но сын. И этого у него никакая страна далече отнять не сможет.
В жизни блудного сына отец, наконец, стал на подобающее место. Пусть через потери, ошибки, испытания, но у него к своему отцу — искреннее почтение, благоговение, сокрушение перед его любовью и мольба о милости без каких-либо претензий. И он получает всё. Ему дается даже больше, чем раньше, ведь любви нельзя требовать, она дарится любящим, и не потому, что они ее заслуживают, а потому, что так велико отеческое сердце.
«Возвращение блудного сына», Жан-Жермена Друэ (1763–1788), церковь Сен Рош, Париж
А не причинивший отцу столько скорби и потерь старший сын оказывается вдруг… на стране далече. Он не смог разделить отеческую радость, не смог в унисон с этой любовью простить, принять, раскрыть, как отец, объятья этому… — он даже не может назвать младшего братом и говорит отцу «этот твой сын». До страданий, которые терзали отца все эти годы, до пропадающего младшего брата ему, по-видимому, нет дела, иначе возвращение родного человека было бы радостью и для него.
По большому счету, то, что увело на страну далече младшего, теперь становится камнем преткновения для сына старшего: он говорит о ягненке, о своих друзьях, о своих трудах — пребывать всё это время с отцом! И, по-видимому, считает себя хорошим сыном, которого родитель недооценил, но которому от отца, кроме ягненка, чтобы повеселиться с друзьями, по большому счету ничего не нужно. Это не так уж далеко от того, чем жил, когда еще не расточил отцовское имение, младший сын на стране далече.
Испытания, через которые прошли в притче отец и сын, стало для них причиной духовного роста: отец возрос в меру, чтобы отказаться от своих прав (а по традиции израильского народа младший сын в семье должен оставаться с отцом и упокаивать его старость до самой кончины. Наследником он мог стать, только исполнив свой сыновний долг перед родителем); от своего статуса: он терпит очевидный позор в глазах всего общества, в котором нарушение 5-й заповеди — непочтительное отношение к родителям — предполагало весьма суровое наказание (например, Второзаконие предписывает побивать буйных и непокорных сыновей камнями (см. Втор. 21: 18–21)). Отец приносит всё это в жертву и отпускает, но сохраняет веру. Преодолев боль и скорбь, он передал своего сына Богу и остался молиться и ждать. И эта жертва и вера принесли плод: Бог сохранил и привел к отчему порогу искренне кающегося грешника.
И сын, пройдя свой путь, познал себя — осознал, что он без отца ничего из себя не представляет, признал свою нищету, восстал от падения и смиренно, с доверием открыл отцу свое сердце; ничего не скрывая и не тая, назвав вещи своими именами, признал свою вину и не побоялся возможных поношений, насмешек, оскорблений, которые и последовали со стороны старшего брата, смиренно принимая их как заслуженные, хотя это был человеческий суд, а не Божий. Он не просил о многом, лишь о самом насущном. И это осознание себя, раскаяние и вера в милосердие Бога и родителя — мера, в которую возрос младший сын в этом испытании.
Неделя о блудном сыне, фреска монастыря Хиландар, Афон
А старший сын в себя еще не пришел. По его мнению, отец у него в долгу. И его путь, по-видимому, только начинается: он отказывается войти под одну крышу с отцом и братом, разделить семейную радость, упрекает родителя. Но благодаря тому, что он с отцом рядом, через отца ему открывается его состояние, которого он не сознает. По большому счету ему не нужно повторять путь младшего, достаточно поверить отцу и послушать его. Но сын свободен в своем выборе и может не послушать любви отчей, однако вернуться ему будет во сто крат сложнее, чем его младшему брату.
Притча с открытым финалом: мы не знаем, как будут жить дальше отец и двое его сыновей. Умение прощать и просить прощения — одно из условий спасения человеческой души, и об этом Церковь вновь и вновь нам напоминает в преддверии Великого поста. Притча о блудном сыне приглашает нас вспомнить о тех, кому мы причинили боль, и прийти к ним если не в том же качестве, то с просьбой о прощении. Если чьи-то ошибки и даже предательство осложнили нашу жизнь, и нам пришлось труднее, чем ожидалось, найти в себе веру, силы и великодушие, если оступившийся человек снова оказывается рядом, чтобы порадоваться, когда Бог дает ему еще один шанс. Если просят о прощении нас — взглянуть на любовь отца из притчи и попытаться вернуть свое доброе расположение просящему об этом.
Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6: 14, 15).
Как же важно суметь прийти в себя и найти силы, чтобы повернуться к Богу и сделать первый шаг Ему навстречу! Самый нерадивый и слабый христианин, если он хотя бы частично начнет вникать в то, что в это время в Церкви читают и поют, не останется без духовного развития и плода добрых дел, чтобы из блудного сына превратиться в кающегося грешника, которого более всех не имеющих нужды в покаянии любит Господь.
Святые отцы, призывая нас к внутреннему труду, предлагают нам на этой седмице заглянуть еще глубже в свое сердце и приложить усилия к тому, чтобы, когда наступит момент нашего окончательного возвращения, в дом Небесного Отца мы пошли с надеждой, что Он прострет нам навстречу Свои любящие руки.
Спасу нашему на всяк день учащу Своим гласом, писания услышим о блудном, и целомудренном паки. И сего верою подражаем доброе покаяние, Ведущему тайная всех, смирением сердца воззовем: согрешихом Ти, Отче Щедрый, и никогдаже достойни есмы нарещися чада, якоже прежде; но, яко естеством сый человеколюбив, Ты приими и сотвори мя, яко единаго от наемник Твоих.
Икос канона на утрени в Неделю о блудном сыне
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Тріо́діонъ, сíесть трипѣ́снецъ. — Кíевъ: Въ тѵпогра́фіи Кíево-Пече́рской Успе́нской Ла́вры, 1864
- Синаксари Постной и Цветной Триодей. — ПСТГУ, 2017 г.
- Святитель Николай Сербский (Велимирович). Творения: В 3 кн. — Кн. 1: Беседы/ Предисл. иером. Игнатия (Шестакова); пер. А. Евстратовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
- ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ. Острый разговор (Великанов, Игумнов, Домусчи, Барицкий) / Подкаст «Райсовет»
16.02.2025