X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Молитва за наше будущее

Протоиерей Андрей Лемешонок

Всё ближе и ближе мы приближаемся к «точке невозврата». Настанет Прощеное воскресенье — и всё! Закрываем холодильники, выключаем смартфоны и начинаем духовную жизнь. Так многие говорят: «Наступит Великий пост, и я начну духовную жизнь». И не начинают… «Ну ладно, в этот раз не получилось. Начну в следующем году!» И так всю жизнь.

Церковь готовит нас к Великому посту. И эта подготовительная неделя* посвящается блудному сыну, который возвратился в дом своего отца. Наверное, этот сын был авантюристом. Наверное, он привык к тому, что имел у себя в отчем доме. И лукавая мысль закралась: «А вдруг можно где-то пожить лучше?» Смотрите, это очень похоже на наших праотцев — Адама и Еву. Чего им не хватало в раю? Всё там было. «А вот если бы съесть это яблочко? Может быть, жизнь станет еще лучше?» Как часто человек, который не ценит то, что имеет, в конце концов всё теряет!..

Здесь можно провести множество параллелей с современностью. «Что это я прозябаю в этой Беларуси? Что хорошего здесь может быть? То ли дело в Европе или в Америке! Уеду туда и заживу!» И вот те, кто здесь были уважаемыми людьми — инженерами, врачами, — приезжают туда и убирают туалеты. И это считается «престижным». Много-много веков прошло с евангельских времен, а ничего не изменилось. Такие люди по-прежнему отправляются на чужую землю в погоне за счастьем. В наши дни «свиных рожков» хоть отбавляй — ломится всё от них. Когда я окончил школу, все стремились на Запад. И мои друзья туда поехали. А потом вернулись разочарованные. Одно дело, если человек ищет Бога, если у него есть Дух. А если человек хочет заработать деньги, то, может быть, он там и заработает какие-то копейки, но что на них купишь? Ничего хорошего, ничего!

И вот в сегодняшнем евангельском чтении мы слышали: был такой сынок у отца, юнейший, который уехал на чужбину (см.: Лк. 15: 11–32). Отец дал ему всё, что полагалось. А он, конечно, всё потратил, расточил. И стал думать: «Что же мне делать дальше? Надо куда-то наниматься». И нанялся пасти свиней. А в этом — вся суть эмиграции. Эмигрант может быть гораздо умнее, чем коренные жители, но для них он всё равно человек второго сорта, пригодный разве что для работы со свиньями. Он никогда не станет «первым сортом». Потому что где родился, там и пригодился. И вот такой человек, живущий в добровольном рабстве, вспоминает о том, что у него есть отчий дом, где он когда-то жил и где ему было хорошо. И он возвращается домой…

Сегодня проблема состоит вот в чем: евангельский блудный сын знал, куда ему возвращаться, а люди, рожденные в этом мире, в этой атмосфере нелюбви, не знают, куда им идти! Они не знают, что у них есть Отчий Дом. Я беседовал с одним преступником, не старым еще человеком, который всю жизнь провел в тюрьме и много плохого сделал на этой земле. Я спросил у него: «Ну как же ты мог?» И он ответил: «Батюшка, я не знаю своих родителей. Меня подкинули в Дом малютки. Потом были интернат, колония, тюрьма… Я вообще не знаю, что такое материнская любовь». И как мы можем осуждать его? Ведь он не знает того, что знаем мы.

Притча о блудном сыне, наверное, в большей степени относится к нам — тем, кто уже познал, где наш Отчий Дом. Тем, кто пришел в храм. Тем, кого Христос омыл, очистил и освятил. А грех всё равно в нас живет и куда-то нас тянет не туда, не «в ту степь». Поэтому надо быть благодарными Богу. Мы часто воспринимаем всё как само собой разумеющееся: «Сейчас придем в храм. Там отслужат литургию, и мы причастимся». Но люди, пережившие гонения, рассуждали по-другому. Матушка Антония (в схиме Серафима) рассказывала, что когда в 1937 году в Минске закрыли все храмы, верующие на коленях стояли перед церковью и целовали ее кирпичики… В Минске тогда уже не служилась литургия. А мы привыкли ко всему и жалуемся, что нам плохо живется. Не надо жаловаться.

Мы, православные, — самые богатые, самые счастливые люди в мире. Что там этот Трамп с его миллиардами? Что там эта гнилая Европа, которая отказалась от своего первородства, от христианства? А что такое Белая Русь? Святая Русь, которая живет не хлебом единым? Я не говорю, что у нас сейчас всё хорошо. Народ не начал каяться, не начал просыпаться. Все спят, надеясь, что кто-то что-то изменит. А никто за нас ничего не изменит. Нам нужно самим всё менять, если мы думаем о будущем, о своих детях и внуках. Нам спать нельзя. И поэтому каждая наша молитва, каждое вечернее стояние на коленях — это не просто так, не просто какой-то «досуг». Это молитва за наше будущее.

Молитесь, друзья мои! Сейчас всё обостряется. И нам нужно победить. Прежде всего победить грех в себе, стяжать мир в себе, чтобы тысячи спасались вокруг нас. Победить дьявола. Победить свою природу. Скоро начнется пост, и мы скажем: «Я буду воздерживаться ради Христа. Я не буду развлекаться. Я пойду в храм. А там будут длинные-предлинные службы. И это я буду делать не только для себя, но и для всего нашего народа. Для этой земли, которая святая, которая пропитана кровью мучеников, преподобных, тех, кто молился и оставил нам веру православную». Гордитесь своим первородством. Гордитесь тем, что вы православные. Гордитесь, потому что с нами Бог. А если с нами Бог, то мы обязательно победим и будем жить вечно в Царствии Небесном. А Царствие Небесное начинается где? Внутри человека.

* Проповедь после Божественной литургии 16.02.2025 г., в Неделю о блудном сыне

24.02.2025

Просмотров: 660
Рейтинг: 4.7
Голосов: 17
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать