«Чтобы в центре жизни стал Христос»
Византийское искусство отличается от любого другого искусства тем, что, будучи сакральным, впитало в себя и античное искусство. В центре античного искусства был человек. Он был самым главным, о чем античные художники, скульпторы, мыслители всё время думали, чем вдохновлялись. В центре же византийского искусства стал Богочеловек, Христос: Его Воплощение, Его страдания, Его Воскресение.
Но прошло всего несколько веков, и наступила эпоха Возрождения, когда из искусства, к сожалению, выпал Богочеловек. Тогда центральное место опять занял человек, но уже растерявший Бога. Затем начались новые времена, и в центре искусства не стало ни Бога, ни человека — их место заняла некая пустота. И эта пустота была тревожной...
Но искусство искусством, а что находится в центре жизни каждого из нас? Что является центральной осью всего нашего существования? В какие-то моменты в этом центре, может быть, оказывается человек. В какие-то благодатные моменты, наверное, — и Богочеловек. Но бывает (хоть это так странно), что всю нашу жизнь наполняет зияющая пустота. И вот нам, так сказать, творцам и художникам своей собственной жизни, нужно все-таки сделать всё возможное, чтобы в центре нашей жизни стал Христос. Это главная, хотя и непростая задача, которая стоит перед нами, и ее декларациями, лозунгами не решишь. Эта задача требует от нас каких-то размышлений, каких-то усилий, каких-то слов, каких-то действий. Но если мы эту задачу выполним, если в центре нашей жизни станет Христос, то, конечно, это будет победой.
Проповедь после Божественной литургии 15.11.2024 г.
09.01.2025