X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Каппадокии бодрый ум — святитель Григорий Нисский

святитель Григорий Нисский

Церкве Божественный иерарх и премудрости честный тайноглагольник, Ниссийский бодрый ум, Григорий, со ангелы ликовствуя и наслаждаяся Божественным светом, молится непрестанно о всех нас.

Кондак, глас 2

Каппадокия — небольшое плоскогорье, расположенное в центре Малой Азии, с особым, возникшим в результате деятельности вулканов, ландшафтом. В этом месте в IV веке родились наши отцы: Василий Великий, его брат Григорий Нисский, лучший его друг Григорий Богослов и двоюродный брат Григория Амфилохий Иконийский. История Церкви знает многочисленные примеры семейной святости, но всё же такое созвездие, какое дало миру семейство, где было десять детей, пожалуй, уникально: в домашней церкви Василия Старшего и преподобной Эмилии просияло восемь святых. Среди них — отец и учитель Церкви, ревнитель Православия, замечательный философ и богослов, величайший церковный писатель, епископ города Ниссы Григорий.

Святой внес значительный вклад в христианскую мысль, глубоко разработал учение о Пресвятой Троице, о Божественной Благодати, об Именах Божиих, о Воскресении. Им написаны труды по аскетике, о девстве, о достижении единства с Богом в любви и многие другие. Его творениями широко пользовались православные гимнографы. В частности, каноны на Рождество Христово, Богоявление, Пасху, ныне употребляемые в богослужении, представляют собой перефразировку фрагментов проповедей святого Григория на эти праздники, выполненную преподобным Иоанном Дамаскиным. Тем не менее о жизни святителя известно немного, а точных дат его рождения и кончины мы не знаем.

 

Каппадокия

Каппадокия — место подвигов великих святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Амфилохия Иконийского и других

Григорий был третьим сыном в семье и в крещении наречен в честь святого Григория Чудотворца. Отец семейства рано отошел ко Господу, и на воспитание Григория большое влияние оказала мать Эмилия и старшие сестра и брат: преподобная Макрина и будущий святитель Василий Великий. Григорий, в отличие от Василия, получавшего образование в лучших учебных заведениях, в том числе и в Афинах, учился в местных школах. Но благодаря усердию и целеустремленности он достиг высочайшего уровня образованности.

Хотя атмосфера в семье была аскетичной и благочестивой, в ранней молодости Григорий не обнаруживал большой религиозности. При своих природных дарованиях и прилежании в изучении наук он с успехом изучил риторику и философию и готовил себя к поприщу светского оратора. Но Бог судил иначе.

Однажды в имении его матери совершалось всенощное бдение в честь перенесения мощей сорока мучеников Севастийских. Григорий равнодушно и без внимания слушал песнопения богослужения, а потом и вовсе удалился в сад и заснул в одной из беседок. Ему приснилось, что он хочет войти в прекрасный сад, но некие светоносные воины его не пускают. И лишь благодаря заступничеству одного из них Григорию удалось избежать наказания. Благодатное сновидение произвело на Григория сильное впечатление. Оставив мирские занятия и науки, юноша обратился к чтению священных и душеспасительных книг, а затем вскоре принял на себя обязанности анагноста, состоявшие в чтении Священного Писания за богослужением.

 

Семья святых

Семья святых: отец святителя Василия Великого — святой Василий Старший; мать преподобная Эмилия; святитель Василий Великий, архиепископ Кессарии Каппадокийской; его братья святитель Григорий, епископ Нисский, святитель Петр, епископ Севастийский, праведный Навкратий; сестры преподобная Макрина и блаженная Феозва диаконисса. Исповедниками были также дед и бабушка святого Василия Великого — Макрина Старшая

Однако мечты о светской карьере вскоре вновь стали беспокоить Григория, и он увлекся риторикой и философией. А когда после смерти Юлиана Отступника запрет, по которому христиане не могли преподавать грамматику и ораторское искусство, был отменен, Григорий стал учителем риторики. Близкие и друзья были в недоумении. «Что с тобой сделалось, мудрый муж? — с дружеским укором писал ему Григорий Богослов. — Не хваля твоей бесславной славы, твоего понемногу уклонения к худшему и этого честолюбия, которое, по слову Еврипида, злее демонов…» Святой призывал Григория опомниться. Вероятно, в этот период Григорий вступил в брак. Вскоре под влиянием членов своей аскетически настроенной семьи и друзей он обратился к изучению памятников веры. А после кончины супруги и вовсе оставил мир и удалидся в пустыню, поселившись в монастыре, основанном братом Василием Великим на берегу реки Ириса.

В это время Василий Великий вел ожесточенную борьбу с арианской ересью. Ему были нужны верные помощники. Будучи архиепископом Кесарийским, в 372 году Василий Великий обратился к брату с просьбой стать епископом небольшого города Ниссы. После долгих убеждений Григорий согласился и немного ранее Пасхи того же года был посвящен Василием Великим во епископа. Его епископство сопровождается многочисленными нападками ариан. В 375 году святителя несправедливо обвинили в растрате церковных денег, лишили епископской кафедры и арестовали. Однако Григорий бежал из-под стражи и скрылся в безопасном месте. Через три года, после гибели в Адрианопольской битве в 378 году императора Валента, покровительствовавшего арианам, Григорий возвратился в Ниссы к своей пастве, которой встречен был с радостью и любовью.

 

Епископ Нисский Григорий

Епископ Нисский Григорий, фреска

Хотя Григорий Нисский не обладал такими организаторскими способностями и житейской практичностью, как его старший брат, он во многом помог святителю Василию Великому в борьбе с ересями, прежде всего как писатель и богослов.

В 379 году неожиданно в 49 лет Василий Великий скончался, а вслед за ним оставила мир и старшая сестра Григория Макрина. Для епископа Нисского это стало испытанием и в какой-то мере вызовом. Святой Григорий считал себя духовным сыном и учеником святителя Василия, всецело принадлежал тому великому делу, за которое ратовал Каппадокийский архиепископ. Потому после его смерти считал себя нравственно обязанным послужить Православной Церкви и дополнить то, что Василий Великий не успел окончить. Такими именно дополнительными трудами были капитальное догматико-полемическое сочинение святителя Григория «Опровержение Евномия» и капитальные догматико-филосовские трактаты «О шестодневе» и «О создании человека». Этот труд святого вскоре был признан всеми как достойное продолжение великого дела почившего святителя Василия.

Вскоре Антиохийский собор из 146 отцов в 379 году дает Григорию поручение обозреть Аравийские церкви, ибо были известия с тех мест о распространении ересей и чуждых христианству обычаев. В этой поездке епископ Григорий Нисский посещает Святые места: Вифлеем, Голгофу, гору Елеонскую и другие. Палестинская паства встретила его с подозрением.  13 лет находился в ссылке пастырь местной Церкви святитель Кирилл Иерусалимский, а потому состояние дел здесь оказалось расстроенным. Епископ Григорий приступил к борьбе с иудейской ересью аполлинаризма.

Григорий Нисский активно выступал против ересей ариан, евномиан и аполлинаристов. Новый император Феодосий, происходивший из Испании, был твердым никейцем. Он созвал в Константинополе в 381 году Второй Вселенский Собор, дополнивший Символ веры и утвердивший Православное учение о Святом Духе. Отстаивая чистоту веры, Григорий Нисский принимал активное участие в Соборе и выступил с речью, имевшей успех. По итогам Второго Вселенского Собора императорским эдиктом 381 года Григорий был объявлен одним из трех епископов-хранителей Православия. Все другие епископы, желавшие сохранить за собой свои кафедры, должны были, согласно этому эдикту, находиться в общении с епископами-хранителями.

Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов. Как пастырь верный и истинный, он ревностно утверждал паству в вере и благочестии; случалось, что по нескольку дней сряду говорил поучения. В то же время он был ходатаем и защитником несчастных пред судьями, отличался сострадательностью к нищим, терпеливостью, миролюбием и прямодушием.

Вскоре после второго Вселенского Собора Григорию как охранителю Православия Понта пришлось переезжать из одного храма в другой для приведения в порядок церковных настроений и утверждения веры. В 383 году святой Григорий Нисский на соборе в Константинополе произнес слово о Божестве Сына и Духа Святого. В 386 году он снова был в Константинополе, и здесь ему как знаменитому оратору было поручено произнести слово над гробом любимой всеми императрицы Плакиллы. В 394 году он вновь присутствовал в Константинополе на Соборе, созванном для решения вопросов по церковным делам Аравии.

 

место святительского служения святого Григория

Сегодня Нисса, место святительского служения святого Григория, является  территорией Турции и называется Невшехир. При строительных работах в районе крепости обнаружено древнее подземное поселение, длина галерей которого составляет не менее 7 километров

Достигнув глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался предположительно около 394 года. Вместе со своими великими современниками святителями Василием Великим и Григорием Богословом святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина, писала ему: «Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь». Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения. Он оставил после себя много сочинений догматического характера, слов и поучений, драгоценных для святой Церкви.

Условно его сочинения можно классифицировать как догматико-полемические, экзегетические, нравственно-аскетические, проповеди и письма — всего пять групп.

I

Экзегетические сочинения: «О шестодневе» — написано в дополнение к «Шестодневу» Василия Великого; «Об устроении человека», «О жизни Моисея Законодателя», «О надписании псалмов», «На псалом шестой», «Точное истолкование Екклесиаста Соломона», «Точное изъяснение Песни Песней», «О чревовещательнице», «О молитве», «О блаженствах».

II

Догматико-полемические сочинения: «Большое огласительное слово»,  содержит богословско-философскую защиту христианского учения о Троице, Искуплении, Крещении и Причащении против язычников, иудеев и еретиков; «Опровержение Евномия» в 12 (по другому счету в 13) книгах — обширнейший из противоарианских патристических трудов. Направлено против ответа Евномия на сочинение Василия Великого «Против Евномия».  «Опровержение мнений Аполлинария», «Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому» — оба сочинения важны для изучения истории христологических споров. Выяснению учения о Троице посвящены: «К Симпликию о вере», «К Авлалию о том, что не три Бога», «К эллинам на основании общих понятий», «Слово против Ария и Савеллия», «Слово о Святом Духе против македониан», «Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму». Предметом следующих двух сочинений служат вопросы эсхатологические: «О душе и воскресении», «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью». Наконец, в защиту свободы воли против фатализма написано сочинение «Против учения о судьбе».

III

Нравственно-аскетические сочинения: «К Армонию о том, что значит имя и название христианин», «О совершенстве и о том, каким должно быть христианину», «К Олимпию монаху», «О цели жизни по Боге», «Об истинном подвижничестве», «O девстве».

IV

Проповеди Григория Нисского по содержанию можно разделить на догматические (на свое рукоположение), нравственные (о ростовщичестве, против тяготящихся церковными наказаниями, о нищелюбии и благотворительности, об отлагающих крещение, слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную), похвальные (в честь первомученика Стефана, великомученика Феодора Тирона, Георгия Чудотворца, сорока мучеников, Ефрема Сирина, Василия Великого, преподобной Макрины), произнесенные в большие праздники.

V

Письма. Большинство из 26 писем имеет личный и биографический характер.

 

Григорий Нисский и Григорий Богослов

Григорий Нисский и Григорий Богослов. Византийская миниатюра XI в. «Григория Богослова шестнадцать слов». Греция, Афон, монастырь Дионисиат

Все творения, в которых раскрывается православное учение о Святой Троице, были написаны святителем Григорием Нисским в его полемике с арианами или по поводу этой полемики. Он опровергал учение ариан или прямо, или путем раскрытия и обоснования учения православного.

О последних судьбах человечества святитель Григорий говорит в своих эсхатологических творениях, которые отличает свобода философской мысли. Его идея в том, что спасение непрерывно, совершается правдою человеческих дел и благодатью Святого Духа. Конец его наступит только за гробом, когда совершенно отпадет завеса человеческого неразумия, и Бог поразит всякое беззаконие необычайным преизбытком Своей всеисцеляющей любви. Тогда зло погибнет, все спасутся и наступит вечное славное царство добра… Это мнение святителя Григория об апокатарсисе Церковью не принято. На Пятом Вселенском Соборе учение о временности мучений после окончательного Суда было осуждено. Сегодня один из анафематизмов чина Торжества Православия осуждает учение о том, что после окончательного Суда мучения будут не вечны. Это восьмой анафематизм выглядит так:

Отме́щущим безсме́ртие душѝ, кончи́ну ве́ка, су́д бу́дущий, и воздая́ние ве́чное за доброде́тели на небесе́х, а за грехѝ осужде́ние, ана́фема.

Мнение святителя Григория Нисского об апокатарсисе из уважения к святому не рассматривалось Пятым Собором, ограничившим осуждение этой ереси в лице Оригена, Евагрия и Дидима. Именно по этой причине и другие святые отцы, которые погрешали несколько в догматических вопросах, всё же не упоминались и не порицались на Соборах. Так и святитель Марк Ефесский в начале своего ответа католикам о чистилище про слова святого Григория сказал, что «лучше было бы предать их молчанию и отнюдь не принуждать нас ради своей защиты явно выносить их на середину».

На VII Вселенском Соборе святителя Григория Нисского назвали «столпом Православия», «отцом отцов». За исключением некоторых частных фрагментов, его творения отличаются глубиной и ортодоксальностью Православного учения.

 

Труды святителя Григория Нисского

Труды святителя Григория Нисского и посвященные ему издания на русском языке

Но не в отвлеченных умозаключениях познавал Бога святитель Григорий. В жаркой молитве и безутешном плаче искал он Возлюбленного Бога: «Спаси, спаси меня, Божие Слово; и извлекши из горькой тины, веди в иную жизнь, где чистый ум, не покрываемый более примрачным облаком, ликует пред Тобою, о Пресветлый!»

Свою веру он выстрадал, пройдя непростой жизненный путь, оставив нам драгоценное наследие:

«Моими страданиями и скорбями да не утешается порочный и да не смущает слабого ума добрый! Кто без болезней соделал хорошего лучшим? А страждущий знает, что она или врачевство для оскверненных, или борьба и слава для очищенных. Другому, Царь, дай славу без трудов; а для меня вожделенно — приобрести Тебя страданиями и скорбями.

Царь мой Христос, для чего Ты опутал меня этими сетями плоти? Для чего вверг в жизнь — в этот холодный и тенистый ров, если, как слышу, действительно я бог и Твое достояние? Утратилась во мне крепость членов, не слушаются колена; меня расслабило время, сокрушила болезнь, изнурили заботы и друзья, расположенные ко мне недружелюбно.

Увы мне! Изнемог я, Христе мой, Дыхание человеков! Какая у меня брань с супружницей-плотью! Сколько от нее бурь! Как долга жизнь, как долговременно пресельничество! Сколько борений и внутри и совне, в которых может повредиться красота Божия образа! Какой дуб выдерживает такое насилие ветров? Какой корабль сражается со столькими волнами? Меня сокрушают труд и стечение дел. Не по своей охоте принял я на себя попечение о родительском доме».

Святитель Григорий Нисский, «Плач о себе самом»

 

Святитель Григорий Нисский

Святитель Григорий Нисский, миниатюра «Минология Василия II». Константинополь, 985 г. Ватиканская библиотека, Рим

«Закончим же свидетельствами Писания. Речи нашей не будет конца, впрочем, если мы восхотим всё перечислить и разом собрать воедино. Все вы, восславляющие дарованное новое рождение, гордые своим обновлением и спасением своим, явите же мне перемену в ваших нравах, по приятии вышней благодати; дайте мне узреть в чистоте вашей жизни, сколь подвигнуты вы к совершенствованию. Что ощутимо чувствами, то не меняется, и телесная форма пребывает, и в зримом природном составе нет перемен.

Необходимо нам, однако же, подтверждение, обличающее возрожденного человека; нужны знаки, дабы отличить нового человека от прежнего. По моему разумению, знаком является свободное устремление души, порывающей с прежней жизнью, дабы воспринять новую, и всякий истинный очевидец ясно распознает перемену и бесследное исчезновение прошлого.

Я переменил жизнь свою. Я научился презрению к миру, пренебрежению к благам земным; я взыскую благ вышних. Сказано у Павла: Для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6:14). Вот глас души, возрожденной истиной, вот как изъясняется новый человек, памятующий об исповедании веры своей перед Богом, осиянной таинством и повитой обетом не жалеть трудов и не искать наслаждений во имя любви к Нему.

Речей сих достаточно в ознаменование празднества, первого в новом году. Подобает закончить поучение наше обращением к Тому, Кому обязаны мы сим даром, дабы смиренно возблагодарить Его за столькие благодеяния.

Молитва

Поистине Ты, Господь, есть неисчерпаемый источник всякого блага…

Отныне и Адаму дозволено не бежать в стыде от лица и зова Твоего и не укрываться в райских кущах от тяжких укоров совести. И пламенный меч не заслоняет более райские врата и не препятствует влекущимся к раю. И всё пременилось к радости для рабов греха, и открылись человеку отныне райские и небесные угодья. Тварь земная, отделенная от творения сверхъестественного, обрела с ним дружественное единение; и мы, люди, приравнены к ангелам, стали соучастниками в едином познании Бога.

Так воспоем же Господу радостный гимн, излившийся однажды из вдохновенных уст:

Возвеселится душа моя о Боге моем:

ибо он облек Меня в ризы спасения…

как на жениха, возложил венец

и, как невесту, украсил убранством (Ис. 61:10).

Украсил невесту ни кто как Христос, Сущий, Бывший и Будущий, благословенный ныне и во веки веков. Аминь».

Из слова на Крещение святителя Григория Нисского «На пресветлое празднество»

Прислушаемся к словам святого. Быть может, и нашего сердца коснется мучительная, но спасительная жажда Христа.

 

Церковь святого Евстафия

Церковь святого Евстафия в Неа Ионии (район Афин), в которой хранится честная глава святителя Григория Нисского

Честная глава святителя Григория Нисского хранится в церкви святого Евстафия в Неа Ионии в Афинах. Святыня была перевезена из Каппадокии при обмене населением между Турцией и Грецией в 1923–1924 годах. До этого мощи святителя столетиями покоились в небольшом турецком городе Неаполис недалеко от Ниссы (по-турецки Невшехир).

Частицы мощей святого Григория Нисского хранятся также в греческих и афонских монастырях: Эсфигмен и великомученика Пантелеимона (Афон), в монастырях святого Стефана и Преображения Господня (Метеоры), в монастыре апостола Иоанна Богослова и монастыре Вронда на острове Патмос и других.

Пределы, освященные в честь святителя Григория, епископа Нисского, есть в Никольском кафедральном соборе Чистополя (Республика Татарстан) и Соборе Воскресения Христова Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга.

Леностию окаянный отпадох и к смерти уснух, но яко пастырь бодрейший возвигни мя, отче, и страсти моя успи, зле мучащия мя, яко да, востав, чисте воспою твое светоносное преставление, еже Владыка вселенныя прослави достойно, яко раба вернейшаго, яко учителя всемудраго, яко друга и таинника и яко строителя Своих преданий, ихже добре сохранил еси помазание нескверно, Григорие всемудре.

Икос канона святителю Григорию Нисскому

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. «Святитель Григорий Нисский». | Храмъ свв. Новомучениковъ и Исповедниковъ Российскихъ
  2. Теология в Казанском федеральном университете | ВКонтакте
  3. ГРИГОРИЙ | Православная энциклопедия
  4. Святитель Григорий, епископ Нисский | Патриархия.ru
  5. Житие свт. Григория Нисского | Храм рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове
  6. О святителе Григории Нисском | Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г. Самара
  7. Григорий Нисский | ru
  8. Святитель Григорий Нисский Изречение святого | Цитаты святых отцов Православной Церкви
  9. Святитель Григорий Нисский — Православная Богословская Энциклопедия | biblioteka.ru
  10. Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV–VIII веков (1931). Л. П. Карсавин. Святые отцы и учители Церкви (1926).
  11. Несмелов Виктор Иванович, профессор Догматическая система святого Григория Нисского | odinblago.ru
  12. НИССКАЯ ЕПАРХИЯ | drevo-info.ru
  13. Богословские взгляды святителя Григория Нисского. | Ирвин Пок | ВКонтакте
  14. Догматическая система святого Григория Нисского — Несмелов Виктор Иванович | Предание.ru — православный портал
  15. Собрание творений. СПб., тип. Сойкина, — репринт ТСЛ, 1994

23.01.2025

Просмотров: 245
Рейтинг: 5
Голосов: 3
Оценка:
Комментировать