Преподобная Геновефа — святая Женевьева Парижская
Детство в Нантере
Святая Женевьева, или Геновефа (лат. Genovefa. — Ред.) — покровительница Парижа и Франции. Родилась она около 420 года в Римской провинции Галлии, когда император Гонорий заканчивал свое царствование.
У родителей ее, христиан Севэра и Геронции, было хозяйство и немного земли в Нантере. Христианство пришло в жестокий языческий мир Галлии и выстояло в духовной борьбе, в которой проливалась кровь мучеников.
Еще в 52 году до Рождества Христова Юлий Цезарь превратил Галлию в римскую провинцию. Поселившиеся здесь завоеватели принесли на землю кельтов и галлов свою культуру и религию.
Христианские миссионеры во главе с епископом — учеником апостола Павла Дионисием Ареопагитом пришли в Галлию в 96 году. В нескольких городах галльских появились епископы, сам же последователь апостола поселился у стен Лютеции (Парижа). Так начинала свое существование Галльская Православная Церковь. И сразу она подверглась гонениям. Святого Дионисия и его соратников языческие власти заключили в темницу и обезглавили.
Годами пополнялся сонм священномучеников и молитвенников за многострадальную Галлию. И только в начале IV века гонения на христиан прекратились.
Так что девочка Женевьева подрастала на земле, политой мученической кровью. Росла в трудах, как и все дети того времени. На небольшом лугу своих родителей пасла овец, и это стало как бы прообразом дальнейшего жизненного пути Женевьевы. Простой девочке из небогатой семьи предстояло стать молитвенной покровительницей всех жителей Галлии, а после — Франции.
Вот что написано в летописи XI века: «Не была она ни от графов, ни от королей, но была дочерью горожанина».
Обет Богу
Женевьеве исполнилось двенадцать лет, когда епископы двух городов — Оксера святой Герман и Труа святой Лупп — прибыли в Нантер. Люди торжественно встретили их на пристани. Пришла туда с родителями и Женевьева. Местные жители обступили гостей, каждый стремился получить благословение. Епископ Герман, заметив Женевьеву, подозвал ее к себе. Девочка несмело подошла, люди расступились. Пастырь, поцеловав ее в лоб, обратился к родителям со словами благословения и обещания их дочери доброй судьбы. В коротком разговоре Женевьева сказала, что с раннего детства мечтает посвятить свою жизнь Христу. Потом была торжественная служба в храме, во время которой епископ Герман не снимал своей ладони с головы отроковицы, а на следующий день попросил Севэра привести дочь к нему.
Квартал Ля-Дефанс, Нантер, Франция
Во время следующей встречи святой Герман спросил Женевьеву, помнит ли она их разговор. И девочка еще раз подтвердила, что готова отказаться от земных благ ради Господа, не выходить замуж и жить молитвой ко Христу.
— Дерзай, чадо мое, — сказал пастырь. — И пусть сам Господь будет твоей крепостью и силой по вере твоей.
Вдруг епископ увидел оброненную кем-то медную византийскую монету с монограммой Христа.
— Вот, возьми этот дар от небесного Жениха, — он поднял монету и подал Женевьеве. — Носи всегда в память обо мне и пусть никакие другие драгоценности не украшают ни шеи твоей, ни пальцев, так как если душа твоя соблазнится преходящими сокровищами мира сего, недосягаемо станет для нее сияние вечных и небесных сокровищ.
Пастыри покинули Галлию и отправились в Великую Британию, оставив Женевьеву с благословением на жизнь по монашескому укладу.
Святитель Герман, епископ Парижский
Исцеление матери
Женевьева стала больше бывать в храме, что не всегда нравилось родителям. Мать всё чаще сетовала, что ей нужна помощь по хозяйству. Однажды ярость Геронции вскипела настолько, что она сильно ударила по лицу дочь, просившую отпустить ее на праздник в храм. Однако, ударив Женевьеву, Геронция тотчас ослепла и не видела около трех месяцев. Лишившись зрения, Геронция вспомнила слова святого Германа о Женевьеве. Осознав, что пошла против воли Божией, она покаялась и просила дочь о прощении. Женевьева сострадала матери, ухаживала за ней и просила Бога о помощи. Как-то Геронция велела дочери принести ей воды и осенить воду крестным знамением, уже понимая, что чадо бережет и слышит Господь. Дочь выполнила желание матери. Геронция умылась, моля Бога о прощении и исцелении. Омыв глаза, она стала лучше видеть, а когда повторила это трижды, зрение к ней вернулось. Исцеление матери стало первым чудом, случившимся благодаря молитвам святой Женевьевы.
Посвящение
В то время девушки-христианки, которые хотели сохранить чистоту и посвятить себя Небесному Жениху, проходили два искуса. Первый — обещание посвятить себя Богу. За ним следовал долгий период послушаний и испытаний веры и твердости намерения. После искуса девушка давала обет безбрачия и во время чина посвящения получала от епископа небольшую красную или фиолетовую головную повязку — митру, или фламмеум. Такие повязки носили посвященные Богу девы. Когда Женевьеве исполнилось 14 лет, ее посчитали достойной посвящения.
Три девушки пришли в тот день к епископу.
— Пусть та, которая стоит сзади, подойдет первой, — неожиданно велел епископ, указывая на Женевьеву, самую младшую из пришедших.
Сказав, что, невзирая на юный возраст, эта дева уже на попечении у Господа, он вручил Женевьеве фламмеум и велел носить его незапятнанным «вплоть до Страшного Суда».
В Лютецию
В Галлии уже было несколько женских монастырей, но большинство посвященных дев жили в миру, в своих семьях, обычной жизнью всех окружающих, лишь больше молились и не выходили замуж. И Женевьева оставалась жить с родителями в Нантере. Но отец и мать ее рано умерли от болезни, которая охватила их местность. Женевьева по обычаю должна была жить при пожилой благочестивой женщине, как дева-сирота, посвятившая себя Богу. Из Нантера она переехала в Лютецию к крестной матери.
Николай Рерих, «Святая Женевьева», 1933 год
Город находилась на острове Ситэ и соединялся двумя мостами с соседними селениями, расположенными на противоположных берегах. В Лютеции было много церквей: в центре — собор святого Стефана, на востоке через реку — деревянный храм Божией Матери, а рядом с мостом — крестильня во имя святого Иоанна Предтечи. Рядом с ней находился домик крестной матери девушки.
Прибытие Женевьевы в Лютецию было нерадостным: внезапно с ней случился жестокий паралич. Три дня девушка лежала бледная и недвижимая. Придя в себя, она рассказала, что ангел водил ее в места блаженства праведных.
— Блаженства эти таковы, что неверные не поверили бы мне, если бы я стала их описывать, — рассказывала крестной Женевьева.
После выздоровления она поняла, что обрела дар прозорливости. И это было плодом в первую очередь ее аскетической жизни ради Бога.
Постница и молитвенница
С пятнадцати лет Женевьева принимала пищу дважды в неделю: в воскресенье и четверг. Позволяла она себе только ячменный хлеб и бобы с растительным маслом. Много лет Женевьева соблюдала этот строгий пост. И лишь по достижении пятидесятилетия по настоянию епископа на ее столе стали появляться молоко и рыба.
Молитва со слезами оставалась главной пищей и занимала большую часть дня. Ночные молитвы святой были особенными: в ночь с субботы на воскресенье, а также в период от Богоявления до Великого Четверга она уединялась на молитвенный подвиг, запершись в своей келье.
Встреча с епископом
Несмотря на подвижничество Женевьевы, люди стали ее злословить, обвинять в притворстве и лицемерии. Злобе их положило предел только появление в Лютеции епископа Германа. Все жители Галлии уважали его, даже язычники, и все пришли к пристани, чтобы поприветствовать высокого гостя. Встречая его, некоторые злопыхатели не могли удержаться, чтобы не ругать и не злословить его духовную дочь. Но епископ, «не обращая никакого внимания на их речи», сразу пошел к дому Женевьевы. Горожане удивились той поспешности и почтительности, с которой он приблизился к домику. Открыв дверь в келью подвижницы, он обнаружил, что пол залит слезами. Это были слезы молитвы. Люди, стоявшие рядом, онемели от потрясения. С той поры горожане перестали судить Женевьеву, поняв, что она — святая.
В тот приезд епископ поручил Женевьеве стать духовной матерью девам, избравшим жизненный путь безбрачия ради Христа. С той поры она стала духовно руководить посвященными девами.
Святая Женевьева на коленях перед Сен-Жерменом Осерским. Витраж XVI века из церкви Сен-Жюльен-дю-Со (Йонна), Франция
Чудо строительства храма
Женевьева часто бывала на месте погребения первого епископа Парижского Дионисия Ареопагита, пресвитера Рустика и архидиакона Елевферия, молилась там и сокрушалась, что над мощами святых нет достойного храма, а только бедная деревянная часовенка. И однажды святая обратилась к парижскому священству со словами:
— Достопочтенные пастыри Христовы, я умоляю вас подумать о возможности построения базилики в честь святого Дионисия.
Священномученик Дионисий Ареопагит, мозаика в монастыре Осиос Лукас, Греция
Ответ последовал неутешительный: они и рады бы построить достойную базилику, но нет необходимой для этого негашеной извести.
— Перейдите мост, а затем вернитесь ко мне и расскажите, что вы там слышали, — велела пастырям Женевьева.
Попав на левый берег Сены, они услышали, как свинопасы хвастались, что нашли две большие ямы, полные извести. Свинопасы, выслушав пресвитеров, показали им это место. Убедившись в том, что известь найдена, пастыри побежали в город и рассказали об этом Женевьеве. Она заплакала от радости и всю ночь благодарила Бога за то, что Он благословил ее начинать труды на благо строительства храма. Стройку базилики Женевьева доверила пресвитеру Генэсу, сама же собирала на нее деньги. Парижане щедро жертвовали на храм, и базилика скоро украсила город.
Базилика св. Дионисия в пригороде Парижа Сен-Дени (бывшая церковь монастыря Сен-Дени)
Спасение Парижа и парижан
Римская империя оказалась не вечной. Внутренние распри разрушали ее, границы слабели. Гунны гнали германские племена, а в 451 году, ведомые Аттилой, перешли Рейн и воинственно вступили в Галлию.
Святой Женевьеве было 28 лет, когда Аттила двинулся на город Орлеан, собираясь идти через Париж. Парижане в ужасе собирали вещи, чтобы бежать в безопасные пригороды. Женевьева же призывала всех оставаться в Париже, пророчествуя, что он не пострадает, а места, которые сейчас кажутся безопасными, таят погибель. Она приводила в пример Юдифь и Эсфирь, которые молились и каялись, и опасность миновала. Парижанки ей доверились, днями и ночами молились вместе со святой о том, чтобы Господь пощадил город. Но мужчины, понимая, какая грозит опасность, впадали в гнев, называя святую Женевьеву лжепророчицей и лгуньей.
— Она совращает наших жен — камнями ее! В реку ее! — кричали они и тащили святую с крыльца храма.
Уже начался спор, каким образом казнить подвижницу, когда в толпе все увидели Оксерского архидиакона Седулиуса. Увидев, что происходит, он закричал:
— Горожане! Не вздумайте умертвить ту, о которой святой Герман говорил, что она избрана Богом от чрева матери!
Его речь возымела действие, люди стали молиться о том, чтобы беда миновала. И она миновала: неожиданно Аттила ушел в сторону и приступил к Орлеану, обойдя Париж. Город был спасен. Слова Женевьевы сбылись.
Даже язычники не могли устоять, когда она просила их о чем-нибудь. По словам летописца, даже король франков Хильдерик I почитал святую Женевьеву и был предан ей. Об этом повествует такое событие. Хильдерик вошел в Париж, захватив много пленников, которых приказал казнить. При этом он велел наглухо запереть городские ворота, опасаясь именно появления святой Женевьевы. Он предполагал, что она придет и будет умолять его помиловать несчастных, как это уже не раз бывало. И он не сможет отказать ей в этом, зная, какие дары имеет она от своего Бога. Святая же узнала о предстоящей казни и побежала в город. Стоило ей прикоснуться к воротам — они распахнулись. Женевьева вошла во дворец, минуя охрану. Никто не посмел ее остановить, так же, как и Хильдерик не посмел казнить людей после разговора с Женевьевой.
Чудеса по молитвам святой Женевьевы
Жизнь святой Женевьевы — это цепь чудес и событий, во время которых она проявляла сострадание, исцеляла любовью. Она не различала, знатный перед ней человек или раб, заключенный или простолюдин.
Однажды она спасла от наказания раба жестокого хозяина. Господин не поддавался на ее уговоры. И тогда она с сокрушенным сердцем воскликнула:
— Если ты отвергнешь мою просьбу, то Кто-то согласится ее выполнить, так как Он благ и Человеколюбец!
Человек тот был христианином, но, несмотря на это, по гордости не хотел изменить свое решение. Не успел он вернуться домой, как почувствовал, что болен: началась сильная горячка. Ночь промучившись, утром больной поспешил к Женевьеве и на коленях умолял о прощении. Тотчас он почувствовал себя здоровым. Так были прощены и раб, и хозяин.
А вот еще один случай. Одной христианке Великим постом хотелось увидеть, как молится и живет Женевьева в затворе. Решила она подсмотреть в дверную щель. Но едва приблизилась к келье, тотчас лишилась зрения. Женщине пришлось ждать Страстного Четверга, когда святая должна была выйти из затвора. Увидев несчастную в этот день, подвижница наложила на глаза ее крестное знамение, и женщина вновь прозрела.
Житие святой Женевьевы содержит эпизоды паломничеств-богомолий. Она ходила пешком в Сен-Дени, где находились мощи святого Дионисия, в город Тур, где в базилике с начала V века покоится величайший чудотворец Запада святой Мартин, и в Орлеан к месту упокоения святого Агна.
Однажды по дороге к епископу Ремигию в Реймс у города Лаона Женевьеву встречали местные жители. Из толпы вышли родители расслабленной девятилетней девочки. Они умоляли святую паломницу зайти к ним в дом и помолиться о выздоровлении дочери. Женевьева вошла в комнату и помолилась у кровати отроковицы, после чего попросила ее встать и одеться самостоятельно. Девочка послушно всё выполнила и тут же пошла в храм, совершенно выздоровев. Народ провожал святую с радостью, вознося хвалу Богу.
Святитель Ремигий Реймсский
В том же V веке в пустыне недалеко от Антиохии подвизался преподобный Симеон Столпник. К нему приходили патриархи за духовным окормлением, стекались простые христиане, в том числе парижские купцы. Они и свидетельствовали о том, что всякий раз преподобный Симеон расспрашивал их о святой Женевьеве и просил передать ей благословение и просьбу помолиться о нем.
Симеон Столпник, миниатюра Минология Василия II
Всем слуга
Сын короля франков Хильдерика Хлодвиг вошел в историю и как завоеватель, и как дипломат, и как христианин. Постепенно он стал господином всей Галлии, занимая местности, где селились римляне, и оттесняя воинственные варварские племена. Будучи язычником, Хлодвиг не притеснял епископов, понимая, как значительно их влияние в стране.
В 486–487 годы его войска осадили Париж. Целью было изгнание из него римлян, а сверхцелью — изгнание их из всей Галлии. В житии святой Женевьевы об этом написано так: «Во время пятилетней осады франками Парижа множество жителей умирало от голода. Тогда святая Женевьеваа решила образовать караван судов и направиться водным путем за провиантом в город Арсис на реке Оуб. Лишь только она прибыла в этот город, трибун Пасцивиус попросил ее навестить его жену, которая уже четыре года была неподвижна и расслаблена. Святая осенила женщину крестным знамением и приказала встать. И тотчас же жена Пасцивиуса исцелилась и встала со своего ложа».
Святая Женевьева чем могла помогала людям. Собирала хлеб и пожертвования вместе со своими спутниками, которые всегда сопровождали ее, навещала больных и бедных. Они плыли на кораблях, которые должны были вернуться в Париж полными хлеба. Однажды, отправившись в город Труа, она вернула зрение мужчине и исцелила слепорожденную девочку именем Святой Троицы. И еще многие труанцы получили тогда здоровье по молитвам святой Женевьевы. Увидев это, иподиакон, чей сын десять месяцев страдал сильной горячкой, попросил святую о помощи. Она исцелила ребенка водой, которую благословила и дала выпить больному мальчику. И многие люди, приходившие к ней с верой или просто стоящие в толпе, бесноватые, страждущие от различных недугов, получали просимое — такое желанное здоровье.
Затем святая направилась в Арсис и была там несколько дней, в течение которых женщина, исцеленная ею, не отходила от своей спасительницы и провожала ее на корабль.
На обратном пути корабль постигла опасность: ветер гнал суда на подводные камни и вековые деревья, склоненные к воде. Когда упавшие на бок корабли уже наполнялись водой, Женевьева взмолилась с воздетыми к небу руками. Одиннадцать кораблей остались невредимы и вернулись в Париж с хлебом.
Хлодвиг I, король франков. Художник Франсуа-Луи Дежуэн (1786–1844). Картина написана в 1835 году, хранится в Версале
Крещение короля Хлодвига
Хлодвиг вступил в Париж. Как и его отец, он очень уважал святую Женевьеву и вновь осужденные на смертную казнь пленники из взятого им города по ходатайству святой обретали его милость. В те годы большая часть Галлии была подвержена арианской ереси, лишь провинции, занятые франками, избежали ее влияния. Всё галльское духовенство во главе с епископом Реймсским Ремигием вместе с Женевьевой молилось Господу о том, чтобы король Хлодвиг стал христианином и вместе с ними встал на защиту истинной веры. И в 493 году молодой король женился на дочери бургундского короля Клотильде, преданной Церкви христианке.
Юная королева Клотильда попала во двор, полный язычников, и была, по выражению летописца, «как овца среди волков». Ей нужна была поддержка, и Клотильда обрела ее у святой Женевьевы. Между ними возникла дружба, благодаря которой Хлодвиг разрешил Клотильде крестить сыновей. Сначала смерть первенца предотвратила его намерение перейти в веру жены. Но когда он убедился, что по молитвам Женевьевы исцелился второй его сын, а потом последовала победа над арианами, колебания закончились. В 498 году (по другим данным — в 496) король Хлодвиг крестился со всеми своими приближенными и воинами в Реймсском соборе. Таинство Святого Крещения совершил епископ Ремигий.
Крещение короля Хлодвига
Но вопрос борьбы с ересью стоял всё так же остро. И тогда на защиту веры встал сам король, еще недавно бывший язычником. В 501 году вместе со святым Ремигием Хлодвиг собрал епископов в Лионе. На этом Соборе король получил исцеление от давно мучившего его недуга. В благодарность Богу за это он дал слово изгнать из Галлии ариан-вестготов. И выполнил свое обещание.
«Пусть воздвигается храм…»
Святая Женевьева мечтала обрести защиту столице Франции в заступничестве святых Петра и Павла. Она просила короля построить храм в честь первоверховных апостолов высоко на холме Левкотитиуса. Летопись повествует: «Хлодвиг, гуляя незадолго до своего похода на Алариха с Клотильдой на холме, чтобы обозначить пространство, которое должен был занимать будущий величественный храм, далеко бросил свою палицу и воскликнул: "Пусть воздвигнется храм святым апостолам Петру и Павлу, если я живым и здоровым вернусь из похода на ариан!" Но он не ограничился обещанием воздвигнуть храм после своего опасного похода и в этом же году положил ему основание. Победа над Аларихом была полной, и Франция полностью была очищена от ариан».
Благодаря примеру и авторитету Женевьевы дочь и сестра короля принесли обет безбрачия и стали посвященными Богу девами, вверив свою жизнь духовному руководству святой старицы.
Без нее, без ее молитвы не решались даже государственные вопросы. Святой Ремигий, святая Женевьева и королева Клотильда были советниками короля в вопросах устроения христианского государства и Церкви. В 511 году благодаря их усилиям состоялся Поместный Собор в Орлеане. На нем были утверждены право убежища в Церкви и крестные ходы.
Вскоре после этого важного события в том же 511 году почил король Хлодвиг. Деятельный христианин, он был похоронен в строящемся по его приказу храме святых апостолов Петра и Павла.
Женевьева пережила своего короля, своего духовного сына, на несколько недель: она почила 16 (3) января 512 года на девяностом году жизни. Ее погребли в древней крипте под главным престолом храма святых апостолов. В других источниках утверждается, что святая умерла раньше Хлодвига, около 500 года. В любом случае судьбы их связаны Господом.
Королева Клотильда также погребена в базилике апостолов Петра и Павла, рядом с дорогими ей людьми. Но прежде она закончила начатую супругом постройку, которую народ очень скоро переименовал в базилику святой Женевьевы. «Вход в базилику был увенчан тройным портиком с изображением патриархов, пророков, мучеников и исповедников, о которых мы знаем как из Священного Писания и Предания, так и из житий святых», — повествует автор жития святой Женевьевы.
Всю свою жизнь святая Женевьева любила, молитвенно оберегала и духовно просвещала народ полуязыческой Галлии. А народ — это и есть страна. В последние свои годы она увидела плод борьбы и молений всей своей жизни — первое на Западе христианское государство, молодую Францию, и успела еще в нем пожить. Подобно преподобному Сергию Радонежскому на Святой Руси, который молитвенно благословлял правителей и военачальников, была она мудрой соратницей и духовной помощницей у короля Хлодвига.
Сегодня на площади Пантеона, где когда-то стояла ее базилика, — прекрасная «Библиотека святой Женевьевы». А в самом сердце Парижа и всей Франции на мосту, соединяющем остров Ситэ с левым берегом, или Латинским кварталом, высится ее статуя. Святая Женевьева оберегает и направляет маленькую девочку — Францию.
Статуя святой Женевьевы в центре Парижа
Вскоре после упокоения Женевьевы люди стали считать ее святой покровительницей Парижа и приходить к мощам положить земной поклон и попросить о помощи. Раку с мощами носили по улицам столицы Франции, а в храмах молились святой Женевьеве, если бушевала стихия, страну постигали эпидемии или нашествия врагов.
Не уберегла она город лишь от политических распрей: во время французской революции в 1793 году мощи святой обезумевшая толпа сожгла на Гревской площади — на традиционном месте казней. Чудом уцелели рака и фаланга руки святой. К ним можно подойти и поклониться в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон.
Память святой Женевьевы в Католической Церкви празднуется 3 января. Долгое время святая Геновефа была местночтимой святой Православной Церкви во Франции. 9 марта 2017 года имя преподобной Геновефы появилось в месяцеслове Русской Православной Церкви.
Ковчежец с мощами святой Женевьевы Парижской в церкви Сент-Этьен-дю-Мон
Автор жития православной галльской святой заканчивает повествование такими словами: «Мы же, исповедующие Отца, Сына и Духа Святого, Троицу Единосущную и Нераздельную, всегда будем молить святую Геновефу, чтобы она испросила нам у Бога прощение грехов и чтобы мы чистым сердцем славили Спасителя нашего Иисуса Христа, царствующего и пребывающего во веки веков. Аминь».
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
15.01.2025