Преподобная двоица — Кирилл и Мария Радонежские
Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тыя бо молятся вкупе с возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу, отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити, старость укрепити и спасти души наша.
Кондак, глас 4
Среди сонма святых земли Русской тихим и кротким светом сияют образы родителей преподобного Сергия Радонежского, вот уже седьмое столетие почитаемых народом Божиим. Преподобные Кирилл и Мария своим богоугодным житием явили яркий пример христианского благочестия, целомудренного супружества, воспитания детей в вере и благонравии и смиренно указали на иночество как венец христианского подвига.
Каким скромным и незаметным для мира кажется подвиг честного брака! Всего два человека, муж и жена, любящие друг друга и молящиеся вместе перед домашними иконами… Какое значение может это иметь, чем может помочь людям, Отечеству, человечеству? Но вот неожиданно для всех из этих чистых родников изливаются могучие полноводные реки, преображающие и освящающие мир.
Подробных сведений о жизни этой блаженной четы до нас не дошло, но мы можем вслед за митрополитом Платоном (Левшиным) сказать, что «самый происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!»
О святой чете мы знаем, что это были знатные бояре. Их поместье находилось неподалеку от Ростова Великого, на берегу реки Ишни. Преподобный Кирилл сначала состоял на службе у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.
Преподобный Епифаний Премудрый, составитель первого жития святого Сергия Радонежского, говорит, что Кирилл и Мария были люди благородные и благоверные, «Божии угодники, праведные пред Богом и людьми и всякими добродетелями полны и украшены». Строгие блюстители всех церковных уставов, они любили храм Божий, молитву и особенно заботились о делах милосердия: помогали бедным, принимали странников, творили милостыню. Этому учили и своих детей.
Ростов Великий — родина преподобного Сергия, здесь располагалось имение его родителей, бояр Кирилла и Марии
Честной брак Кирилла и Марии, говоря словами митрополита Владимира (Икима), — «это христианский подвиг. Сквозь испытания будничными трудами и долгими разлуками, богатством и нищетой, честью и унижениями, страстями юности и немощами старости праведные Кирилл и Мария пронесли и возрастили в чистоте свою взаимную любовь, запечатленную любовью ко Всевышнему. Они сберегали свои души от охлаждающего влияния времени, от мирской суеты, от тщеславия в благополучии, от уныния в бедах, всегда оставаясь теми же верными друг другу и Господу, милосердными к людям. Союз святых супругов увенчался воспитанием их детей в праведности и благочестии, духовным рождением их для Царства Божия».
Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им еще одно благословенное чадо — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой лавры преподобного Сергия. Еще до рождения Промысл Божий дал о нем знамение как о великом избраннике Господа: в житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца в утробе матери перед чтением Евангелия, во время Херувимской песни и после священнического возгласа «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию. Их благочестие требовало выразить чувство благодарности Богу в каком-либо благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех — Богу.
После этого благочестивая мать стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Она блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала постом. Часто втайне наедине, воздыхая со слезами, молилась Мария Богу о сохранении себя и младенца.
Места, в которых совершали свой жизненный подвиг преподобные Кирилл и Мария Радонежские
16 мая (3 мая по ст. ст.) 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. На сороковой день по рождении младенца крестили с именем Варфоломей, что означает «сын радости (утешения)», так как в этот день, 24 июня, празднуется память святого апостола Варфоломея. Священник Михаил почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «Радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».
Родители стали замечать особенное в поведении младенца: с первых дней жизни он всех удивил постничеством, по средам и пятницам не принимая молока матери, в другие же дни отказывался от молока, если она употребляла в пищу мясо. Воздержанный постом во чреве, ребенок и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать его: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.
Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятницам не вкушал никакой пищи, а в остальные — хранил воздержание. Мария, опасаясь, что такой суровый образ жизни может повредить его здоровью, убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако Варфоломей просил не отклонять его от воздержания, и благочестивая мать более ему не препятствовала.
Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным и больным, но особенно свято хранили заповедь апостола Павла: Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр. 13:2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника.
«Переезд из Ростова в Радонеж» — клеймо житийной иконы прпп. Кирилла и Марии Радонежских
Так в семье Кирилла и Марии от материнского чрева до зрелых лет дышал чистейшим воздухом праведности будущий игумен земли Русской, которого родительские любовь и благочестие окрылили для полета в Горняя.
Времена тогда были непростые. Монголо-татарское нашествие и жестокий голод довели ростовского боярина Кирилла до нищеты. Возможно, удалиться из города ему приказали и своевольные московские наместники, распоряжавшиеся в Ростове. Так около 1328 года благочестивое семейство переселилось из Ростовского княжества в княжество Московское — в город Радонеж. По обычаю того времени, Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии Петр также женился, а Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Кирилл и Мария не возражали, но просили подождать до их кончины: два старших брата были уже женаты и жили отдельно, и с уходом Варфоломея они остались бы без поддержки. Благодатный сын повиновался и делал всё, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.
Покровская обитель в XVII веке (макет). Музей Хотькова Покровского монастыря
Перед кончиной, последовавшей, согласно мнению церковных историков, в 1337 году, Кирилл и его супруга Мария по распространенному на Руси обычаю приняли постриг в Покровском монастыре в Хотькове, находившемся верстах в трех от Радонежа. Еще раньше, после смерти жены Анны, также погребенной в Хотькове, здесь принял постриг их старший сын, в монашестве Стефан. В этом монастыре подвизались и мужи, и жены, а руководство их жизнью осуществлял священник Покровской церкви. В XIV веке храм с кладбищем и дом причта стояли несколько отдельно, а деревянные кельи старцев и стариц располагались ниже церкви, занимая территорию южной оконечности Хотьковского мыса.
Под старость иночество на Руси зачастую принимали и простецы, и князья, и бояре. Покровскую обитель основали местные жители Радонежской волости «на Хоткове». Пострижение близких преподобного Сергия в этом небольшом «крестьянском» монастыре, не отличавшемся благоустроенностью, было и промыслительным, и свидетельствовало об их смирении и скромном образе жизни.
Пострижение прпп. Кирилла и Марии Радонежских в монашество, фрагмент житийной иконы преподобных Покровского Хотькова монастыря
Утружденные болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу, перед своей блаженной кончиной благословив Варфоломея на иноческий подвиг. Чада погребли родителей под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.
В житии преподобного Сергия мы читаем: «Господь, благоволивший такому светильнику воссиять на земле Русской, не попустил, дабы благочестивая отрасль сия возникла от неблагоговейного корня, и даровал ему достойных родителей, украсив их всякою добродетелью, дабы взаимно умножилась похвала и родившегося и родивших во славу Божию».
Для верующих людей всегда было ощутимым духовное общение преподобного Сергия с его святыми смиренными родителями-схимниками. По преданию, преподобный Сергий завещал прежде, чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом. Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троице-Сергиеву лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей». По преданию, и сам преподобный Сергий нередко хаживал из своей лесной пустыни на могилу преподобных Кирилла и Марии.
Почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии началось сразу после преставления их великого сына. Свидетельства церковного Предания об их святости многочисленны, они восходят еще к XVI веку. Уже в Лицевом житии святого Сергия родители его изображены с нимбами. Мощи их неизменно покоились в Покровском соборе Хотькова монастыря, даже после его многочисленных перестроек.
У раки преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии непрестанно читали Псалтирь и служили панихиды. В летописях Покровской обители немало свидетельств о чудесах и исцелениях от тяжких недугов, совершившихся по предстательству преподобных Кирилла и Марии Радонежских. Молебнами у их гробницы было остановлено моровое поветрие, опустошавшее Россию в 70-х годах XVIII века, в позапрошлом столетии их заступничеством дважды прекращались эпидемии холеры. В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.
В Хотьковском Покровском монастыре доныне хранится икона дома Кириллова. На этом образе Пресвятая Богородица благословляет гробницу преподобных Кирилла и Марии и стоящих подле нее их присных: преподобного Сергия Радонежского, преподобного Стефана с женою Анной и Петра с его супругой Екатериной. Все члены этого благодатного родственного союза взаимно украшают, дополняют, просветляют друг друга и сияют общим духовным сиянием.
Икона святого рода: преподобные Стефан, Сергий, их брат Петр и святитель Феодор Ростовский у гроба преподобных Кирилла и Марии
В ХХ веке наша православная держава вступила в эпоху революционных потрясений, разрушивших вековой жизненный уклад. Русские монастыри стали видимыми свидетелями глубины катастрофы, постигшей Отечество в этот скорбный период. Не обошли беды и Покровский монастырь в Хотьково, в то время бывший девичьим. В 1922 году обитель закрыли, но службы в храмах продолжали совершаться. Для жительства монахиням оставили здание богадельни, которое всех сестер вместить не могло, и многие насельницы разошлись по окрестным деревням. Монастырь реорганизовали в артель кустарных изделий. Сестры, большие труженицы и мастерицы, изготавливали на продажу вышитые платки, полотенца, стеганые одеяла, а из остатков материи делали игрушки, украшенные цветной фольгой, витой канителью и вышитыми крестиками. Иногда монахини ходили по деревням и разносили мячики в корзинках.
«Мастерством шитой игрушки и высокой золотошелковой вышивкой именит был Хотьковский девичий монастырь» (Б.В. Шергин, дневники)
В Хотьковской округе монастырские игрушки имели большую известность. «Так и вижу, как через поле зеленое идут к нам монашки в черной монашеской одежде, несут корзинки. А там игрушки: зайчики, белки, а всё больше мячики. И продавали их по деревне. Купят родители, подбросишь его, а он гремит. Прыгаешь, сама не своя от радости…» — вспоминает Клавдия Егоровна Андреева, коренная жительница деревни Мутовки.
В 1928 году всех насельниц из монастыря изгнали, многие сестры были осуждены и сосланы в лагеря. В 1931 году была арестована игумения монастыря матушка Варсонофия, которая, не вынеся тяжелой дороги, скончалась на этапе в Казахстан. Но и в разоренную обитель приходили верующие люди просить помощи и заступничества у преподобных Кирилла и Марии, мощи которых заблаговременно были сокрыты у Покровского храма.
Паломницы у захоронения мощей преподобных Кирилла и Марии в советское время (до открытия монастыря)
В 1989 году Покровский собор был возвращен Русской Православной Церкви. Началось возрождение обители, которая в наши дни является ставропигиальной и продолжает свидетельствовать миру о том, что Русская Церковь жива.
Высок подвиг преподобных Кирилла и Марии. Эта святая чета явилась благочестивым корнем, давшим нашей земле и всему миру прекрасные и угодные Богу плоды, особенно дивный из которых — преподобный Сергий, великий печальник и молитвенник о душах наших. Сегодня всё больше людей, оставив земные попечения, притекает к родителям преподобного Сергия, чтобы соприкоснуться с вечностью, с высокой Божественной правдой, найти себе утешение и испросить у преподобных Кирилла и Марии помощи и укрепления. Созидание доброго христианского уклада в семье — главный подвиг для православных мирян. И радонежская двоица после своего упокоения молитвенно предстательствует у престола Всевышнего, покровительствуя благочестивым семействам, укрепляя доброе честное супружество. А монашествующим глубина молитвы, смирения и воздержания преподобных схимонахов Кирилла и Марии являет святость иноческого образа.
В 1992 году праздновалось 600-летие со дня преставления преподобного Сергия и совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии. Канонизация совершилась 3 апреля, увенчав шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости. Сегодня их мощи — главная святыня Хотькова монастыря — как и в прежние времена покоятся в соборе Покрова Пресвятой Богородицы.
По словам профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля), «на гробнице преподобных Кирилла и Марии, находящейся в Покровском монастыре, были засвидетельствованы многочисленные исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой». Сила заступничества родителей преподобного Сергия вновь стала явной во многих чудотворениях, происходящих по молитве к ним и от их мощей.
Мощи преподобных Кирилла и Марии Радонежских в Покровском соборе Хотькова монастыря
Память преподобных Кирилла и Марии совершается 31 января, 11 октября и 19 июля в составе Собора Радонежских святых, а также в четверток Седмицы мытаря и фарисея.
Почтим благодарной памятью праведных родителей игумена земли Русской, прибегая к их предстательству с горячей верой, надеждой и теплым прошением: «Усердно молите Господа ниспослать нам дух любви и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную».
Приидите, вернии, радостными песньми прославим преподобных Кирилла и Марию, и, с любовию лобызающе честныя мощи их, сице возопиим: радуйтеся, блаженнии, в боголюбии пожившии, милосердие к ближним имевшии, образ честнаго супружества и попечения о чадех явившии, смирение стяжавшии и в постничестве пребывшии. Ныне же, предстояще Святей Троице, молитвами вашими, святии, отечество наше от сопротивных защитите, болезни исцелите и всяких искушений избавите верою чтущих память вашу.
Седален, глас 2
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- О таинстве Брака. Слово в день памяти прпп. Кирилла и Марии Радонежских — Православные проповеди /Азбука ru
- Митрополит Владимир (Иким). Православное супружество. Сибирская Благозвонница, 2015
- Родители преподобного Сергия / Православие.ru
- Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь / Организации / Патриархия.ru
- Праведные Кирилл и Мария, Сергия преподобного нам явившие / Православие.ru
- Служба преподобным Кириллу и Марии, родителям Сергия Радонежского / Хотьково.net.ru
- Хотьков Покровский монастырь — Статьи — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» / Седмица.ru
- Покровский Хотьков монастырь: dmitry_sasin — ЖЖ
31.01.2025