Пастухи и пастыри
Слава в Вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение.
Лк. 2: 14
Рождение на земле Спасителя Господа Иисуса Христа — величайшее событие в истории человеческого рода. Но первыми узнали благую весть не духовные вожди израильского народа и его политические лидеры, не знатные и благородные представители. Ангельского благовестия сподобились вифлеемские пастухи: Слава в Вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение! (Лк. 2: 14). И Господь знал, кому возвестить эту великую радость, — они тут же поспешили к пещере, чтобы поклониться явившемуся в грешный мир Богомладенцу. Почему же именно пастушков избрал Господь, чтобы они первыми разделили радость Пречистой Девы Марии? Чем эти простые люди могли так привлечь Бога, что Он послал святых Ангелов возвестить им великую для всех людей радость о рождении Спасителя? Почему из всех людей Бог выбрал в свидетели Рождества Своего Сына именно их? Ведь пастухи стали не только свидетелями Боговоплощения, но и первыми проповедниками о Родившемся Богомладенце Христе — Спасителе мира!
Пастухи со стадом близ Вифлеема. Фото. Нач. ХХ в.
Священное Писание свидетельствует, что пастушеское занятие является древнейшим на земле. Уже в первом поколении от Адама был известен этот в действительности очень благородный род деятельности: И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец (Быт. 4: 2).
Пастушеством на Востоке занимались не только рядовые граждане — это было вполне обычным занятием и для знатных людей. Многие праведники Ветхого и Нового Завета — праотцы, пророки, цари, святители, мученики и преподобные — занимались пастушеским ремеслом, подолгу проводя время со стадами в диких пустынных местах. Среди отмеченных Божиим благоволением людей пастухами были, например, патриарх Иаков, который 20 лет пас овец своего тестя Лавана; 40 лет пас овец своего тестя Иофора пророк и Боговидец Моисей — пока не явился ему Бог при купине и не призвал его на служение своему народу (см.: Исх. 3: 1–10). Был пастухом прежде своего помазания на царство псалмопевец Давид, мужественно и умело защищавший стадо от хищников (1 Цар. 17: 34–36). Пас овец и живший в VIII веке до нашей эры близ Вифлеема пророк Амос.
Пророк Моисей и праотец Авель — ветхозаветные святые, которые были пастухами
В новозаветное время Господь призвал к пастырскому служению святого Спиридона, который, став архиереем, совершал свое высокое служение в той же плетеной из лозы пастушьей шапочке и с тем же пастушеским жезлом. Святой мученик Власий происходил из Кесарии Каппадокийской — он тоже был пастухом и добровольно отдался в руки мучителей во время гонений в III веке. Его страдания сопровождались множеством чудес, которые обратили многих ко Христу. Мученик в молитве предал свою душу Богу, а его пастушеский жезл, водруженный в землю, возрос в огромное дерево, которое укрывало своими ветвями алтарь построенной над его мощами церкви. Среди других святых, занимавшихся пастушеством, — святые мученики Созонт и Станко, преподобные Симеон Столпник, Иоанникий Великий, Иоанн Кукузель и другие.
Святитель Спиридон Тримифунтский и мученик Станко
Особое Божие внимание к качествам, свойственным хорошему пастуху, мы встречаем в строках Священного Писания: Господь говорит о Самом Себе как о пастыре добром, который душу свою полагает за овец: Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый душу свою полагает за овцы. …Аз есмь пастырь добрый, и знаю Моя, и знают Мя Моя. Якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца, и душу Мою полагаю за овцы. И ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат, и будет едино стадо, и един Пастырь (Ин. 10: 11; 14–16).
Об отношении Бога к человеческому роду как заботливого пастыря к стаду говорят нам и ветхозаветные пророки Иезекииль и Исаия: Сего ради сия глаголет Адонаи Господь: се, Аз взыщу овец Моих и присещу их: якоже присещает пастух паству свою в день, егда есть облачен и мглян, среде овец своих разлученых, тако взыщу овец Моих и избавлю я от всякаго места, аможе суть разсыпаны в день облачен и примрачен. И изведу я от язык и соберу и от стран, и введу я в землю их и упасу я на горах Израилевых и в дебрех и во всем селении земли, на пажити блазе упасу я, на горе высоце Израилеве: и будут ограды их тамо, и успнут и почиют тамо в пищи блазе, и на пажити тучне упасутся на горах Израилевых. Аз упасу овцы Моя и Аз упокою я, и уразумеют, яко Аз есмь Господь (Иез. 34: 11–15). Аки пастырь упасет паству Свою, и мышцею Своею соберет агнцы, и имущыя во утробе утешит (Ис. 40: 11). О Боге как Пастыре своем говорит нам псалмопевец Давид: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя (Пс. 22: 1, 2).
Святые Давид псалмопевец и мученик Созонт Киликийский, занимавшиеся пастушеством
И, наконец, Господь Иисус Христос перед Своим славным Вознесением именно о пастырском служении как высочайшем проявлении любви к Нему говорит первоверховному апостолу Петру: Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси агнцы Моя. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Оскорбе же Петр, яко рече ему третие, любиши ли Мя; и глагола Ему: Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя (Ин. 21: 15–17). И этим Бог показывает, как высоко Он ценит духовное попечение о душах человеческих и руководство их ко спасению.
В чем же особенность пастушеского дела, что ему так много внимания уделено в Священном Писании?
Дагестанский пастушок. 2009
Во многом образ жизни зависит от климата и рельефа местности. Так, в горных районах пастбища, как правило, удалены от жилья, и на перегоны скота уходит много времени. Крупнорогатым не под силу дальние расстояния, а овцы и козы их преодолевают успешно. Так что овцеводство задано в некоторых регионах климатом и географией. Поэтому и местные жители, связывая свою жизнь с уходом за животными, подчиняются сезонным ритмам: с приходом весны отары переводятся с низовий на дальние пастбища. Чтобы прокормить большое стадо овец, в котором может быть и тысяча животных, необходимо подниматься высоко в горы, так как на равнине пастбищ не хватает. После Пасхи чабаны собирают стада и уходят с ними на высокогорные луга, где отара пасется всё лето. Переход на дальние пастбища никогда не был легким. Он требует не только умения обращаться с животными, но иногда сопряжен и с риском для жизни: стадо необходимо охранять от диких хищников, а порой и от недобрых людей. Переходы длятся несколько недель, пастухи живут впроголодь, нередко мерзнут, пока перегонят стадо через перевал, который их встречает ветром и снегом. Иной раз овцы останавливаются и отказываются идти дальше, иногда сами пастухи решают вернуться, чтобы переждать ненастье. Некоторые животные погибают от истощения и травм. Люди, голодные и промокшие, спят на земле в бурках.
Чабаны в мае перегоняют стадо овец через горный перевал. Северо-восток Грузии
Работа пастуха — мужская, тяжелая. И сегодня это трудное занятие, если стадо насчитывает большое количество голов. Чтобы быть способным поручиться за отару, надо быть мужественным, физически сильным и выносливым, уметь жить в согласии и быть способным выдержать работу в непростых условиях — бытовых и климатических, когда, как и столетия назад, нужно водить отары через пургу и метели высоко в горы.
А еще пастушество надо любить. Иначе пастухом человек быть не сможет. Этому делу не обучают в специальных заведениях, профессия с ее секретами всегда передавалась из поколения в поколение, от отца к сыну, которые, как их деды и прадеды, не боятся труда и не представляют своей жизни без гор и отары. Для чабанов быть рядом со своей отарой — часть жизни и основной источник пропитания. На выпасе высоко в горах или на равнине пастух в своей стихии. Ведь горы — это другое измерение, там нет бытовой суеты. Сами чабаны говорят, что овцеводство — это занятие для души и любимое дело. Хотя и не отрицают, что быть чабаном — нелегкий труд, который под силу не каждому. Может, именно эта свобода ума и сердца, которые вдали от мира устремляются ко Творцу, и есть одно из качеств, которые так любезны нашему Богу. А еще мужество, готовность в любой момент встать на защиту стада от хищника, уберечь от опасности, забота о его пропитании и убежище в непогоду. Всё это нередко сопряжено с риском для жизни пастуха.
Хороший пастух знает каждую овцу и козу стада по имени, рисунку шерсти и особым приметам. Чтобы найти отставших или затерявшихся животных, им часто вешают на шею бубенчик
В фильме режиссера Артавазда Пелешяна «Времена года» суровый пастушеский труд в какой-то момент становится живой иллюстрацией евангельской притчи: Что вам мнится? Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них, не оставит ли девятьдесят и девять в горах и шед ищет заблуждшия? (Мф. 18: 12). Постоянная борьба со стихией, когда лето сменяется зимой, ясная погода — дождем, и в этом труде проходящая жизнь человека в обыденной круговерти вдруг открывается как высота человеческого духа, которую, возможно, видит только Бог.
Для иудеев, среди которых было много пастухов, притча о заблудшей овце и ищущем пастыре была особенно понятна. В Иудее пастбища были расположены в холмистой местности в середине страны. Это узкое, гористое плоскогорье, всего несколько километров в поперечнике, где нет никаких изгородей, поэтому овце там очень легко заблудиться. Даже в лучшем случае пастбища бедны, и овцы много кочевали. А когда они сбивались с пастбищ плоскогорья в ущелья и лощины, тянущиеся по обе стороны, то скоро оказывались на уступе, с которого не могли ни подняться выше, ни спуститься, и должны были оставаться в таком безвыходном положении, пока не погибнут.
Кадры спасения упавших в горный поток овец из фильма Артавазда Пелешяна «Времена года». 1975
Палестинские пастухи были специалистами по нахождению заблудших и потерявшихся овец. Они могли идти по их следам километры, взбираясь на скалы и спускаясь в пропасти, чтобы вернуть их. Стада обычно принадлежали общине — не одному человеку, а всей деревне, и потому обычно при них было два или три пастуха. Поэтому пастух мог оставить 99 овец на попечение своих напарников, а сам искать заблудившуюся овцу. Пастухи всегда прилагали большие усилия и шли на большой риск, чтобы найти заблудившуюся овечку. Существовало правило, что, если животное нельзя привести назад живым, нужно принести, насколько это вообще было возможно, хотя бы шкуру и кости, чтобы доказать, что оно погибло.
Особенности климата нередко вносили в жизнь пастухов свои коррективы. Так, в юго-западной Франции в болотистых Ландах передвигаться было трудно: из-за бедности здесь практически не было дорог. До начала ХХ века пастухи были вынуждены идти на ходулях, следуя за своими стадами и наблюдая за овцами с высоты трех метров.
Французские пастухи. Нач. ХХ в. Ланды
Вот как писал о местных пастухах журнал Scientific American в 1891 году: «Пастухи Ланды демонстрируют необычайную свободу и мастерство… очень хорошо умеют сохранять равновесие. Человек на ходулях способен передвигаться гигантскими шагами, быстро бегать и даже выполнять базовые трюки реального акробата. Пастухи спокойно поднимают с земли камни, срывают цветы и бегают на одной ноге». Но в XX веке болота Ланд стали высыхать и постепенно потребность в экзотическом способе передвижения у пастухов отпала.
В летнюю пору пастух живет тоже очень напряженно. Дело в том, что, по традиции, в Карпатах, на Кавказе и в некоторых других регионах пастухи не только заняты выпасом, они еще и доят стадо несколько раз в день, и заготавливают сыр. Так, если в среднем на отару приходится 500 дойных овец и вахту несут четыре пастуха, то каждый из них должен провести дойку около 400 раз в день. Всё это вместе составляет очень непростой даже при современных условиях труд.
Нигерийский пастух
Вифлеемские пастушки пасли свои стада в поле недалеко от пещеры, где родился Спаситель, и стали первыми, кто узнал о Рождестве Христовом, потому что были хорошими пастырями: ночью они бодрствовали и стерегли стадо, готовые защитить его от хищников. Это состояние бодрствования и позволило им первыми принять ангельское благовестие.
Это были простые, искренние люди, незнатные, необразованные, которым не свойственно было выдумывать или пускать пыль в глаза окружающим. И на явление Ангелов и осиявшую их славу Господню они отреагировали духовно и очень естественно: убоялись страхом великим (Лк. 2: 9). Поэтому свидетельство пастухов о Рождестве Христовом весьма достоверно.
Пастухи — легкие на подъем люди, они в любой момент готовы к движению. Поэтому они тут же встали и пошли в Вифлеем посмотреть, что там совершилось: прейдем до Вифлеема и видим глагол сей бывший, иже Господь сказа нам (Лк. 2: 15). Они в простоте сердца, без сомнений приняли ангельское извещение, и им было даровано знамение, по которому они смогли узнать пришедшего в мир Спасителя: И се вам знамение: обрящете Младенец повит, лежащ в яслех (Лк. 2: 12).
Пастушок в Воронежской области
Но можно в благословенных вифлеемских пастухах увидеть и прообраз пастырей Церкви Христовой, которым также необходимы бодрствование над вверенными им Господом душами, мужество и самоотвержение в защите их от духовных волков, готовность в любой момент откликнуться на призыв Господень и исполнить Его святую волю с богобоязненностью и благоговением перед Его славой.
Старец Клеопа (Илие) пасет овец
Любовь и благоволение неразрывны. Отец Небесный благоволил послать на землю Сына, потому что Он первый возлюбил мир, прежде чем люди ответили Ему взаимностью (см.: 1 Ин. 4: 9). Сын принял на Себя грехи всего мира (см.: 1 Пет. 2: 24). По вере в Сына Божия мы, люди, из врагов Божиих становимся детьми Его и, как говорит апостол, получаем право взывать к Богу: Авва, Отче (Гал. 4: 6). Почтим же пастушков и пастырей и, повторяя чудное ангельское славословие: слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк. 2: 14), постараемся и сами снискать Божие благоволение.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Евангелие от Луки, глава 2 (Лк. 2) на русском, церковнославянском (русскими буквами [гражд.]) языках в параллельном переводе — Новый Завет.
- Быт современных пастухов на границе Чечни и Дагестана: «Спят в бурках на земле, заворачиваясь в брезент» | zorkinadventures | Дзен.
- Жизнь чабанов на полонине — Репортажи Олега Григорьева | grigoryev.net.
- Vremena goda (Artavazd Peleshian, 1975).
03.01.2025