«"Цитадель" — это связь всего со всем»
Сергей Шабуневич — художник. Он работал на игрушечной фабрике, был иллюстратором книг, делал игрушки из стекла в стеклосувенирной мастерской. Сергей устраивает показы «Киноновинки», а еще он придумал авторский проект «Цитадель», где разные люди читают главы из Евангелия и «Цитадели» Антуана де Сент-Экзюпери. Сергей рассказал нашему сайту, в чем суть проекта и что это ему дает.
— Сергей, с чего начался Ваш проект?
— Одно время я думал заниматься книгопрокатом, выложил книги из своей коллекции в коридоре Дома трудолюбия. Пару раз выкладывал книги перед кинопоказами в зале собраний. Одна из сестер увидела книгу Антуана де Сент-Экзюпери «Цитадель». Это его последняя книга, часть ее он написал в бумажном варианте, часть надиктовал на диктофон. При жизни она не была закончена, он погиб, книга осталась в рукописи. Через несколько лет ее собрал редактор.
На русский язык ее переводила Марианна Кожевникова, она жила с книгой лет 15–20 и перевела ее примерно к 2000 году, ее издали. Мне тогда был интересен Экзюпери, я купил и прочитал эту книгу, вдохновился ей, долгое время жил с ней внутренне, а потом забыл — она стояла на полке. И вот я положил ее в мой «обменник». Сестра, которая ее взяла, стала отзываться: «Я просто живу в этой книге. Живу! Через эту книгу я увидела Бога». Меня впечатлила ее реакция. И я придумал сделать аудиокнигу, каждую главу которой будут озвучивать разные люди.
«Цитадель» — это такая философская вещь. С одной стороны, она светская, а с другой — религиозная. Это как синтез различных религиозных интуиций, которые не выражены в прямом виде. Повествование в ней не связано. Каждая глава — это представление о мироустройстве, о дружбе, об отношениях, о семье, о царстве, о воде, о труде, о хлебе, о строителях, об астрономах, о войнах — связь всего со всем. В книге 219 глав, и я решил поставить рядом вторую книгу. Как православный человек, выбрал Новый Завет. В Новом Завете — 260 глав, на 41 главу больше, чем в «Цитадели». Тогда я взял еще несколько произведений Экзюпери, чтобы в сумме получилась 41 глава. Я добавил туда «Маленького принца» — 27 глав, «Планета людей» — восемь глав и «Письмо заложнику» — шесть глав. Стало 260 и 260.
— Как люди выбирают главы для чтения?
— Человек выбирает главу из «Цитадели» и параллельно такую же по номеру — из Нового Завета. И читает обе. Допустим, один говорит: «Я пятую возьму, потому что у меня пятого — день рождения». Второй: «А я тогда 78-ю, я 78-го года». А недавно Саша, который работает на охране, сказал: «Давай, Сережа, я — 50-ю, мне 50 лет». И он прочитал 50-ю. А он холостяк, никогда не был женат, а там про жену и про воина. Я думаю: «Как интересно совпало!» А кто-то выбирает для чтения свою любимую главу из Евангелия.
— Как происходит запись?
— Представьте: у вас есть две аудиоглавы — одна из Евангелия и параллельно одна из Экзюпери. Вы автор, у вас есть задача — быть режиссером маленького клипа, но в нем обязательно участие двух текстов. Вы можете прочесть тексты сами или с кем-то в паре, или для вас это сделают другие люди. Но самому, конечно, это сделать проще. Записать аудио можно на диктофон или на обычный телефон, или на видео.
— Вы хотите собрать таким образом всю книгу целиком?
— Может быть, соберется целиком. Но участников пока так мало, и так трудно их уговорить!.. Так трудно их уговорить не просто продолжить начатое, а начать обещанное. Они, с одной стороны, мне ничего не должны и я им ничего не должен. Сейчас в проекте участвует 30 человек.
— Почему для Вас важно соотнести «Цитадель» с Новым Заветом? Вы хотите, чтобы человек нашел какие-то параллели?
— Человек, который записывает главы, может ничего не хотеть и не искать. Тематически главы книг похожи, близки. Потому что это темы царства, милосердия, любви. В Новом Завете есть ответы на все вопросы и вопросы на все ответы. То же самое и в «Цитадели». В этом смысле они по какой-то правдивости, глубине и пафосности близки. Хотя, конечно, «Цитадель» — это далеко не христианское чтение. И Экзюпери, скорее, был религиозно нейтральным. Хотя я читал его биографию, и он был крестным у одного мальчика, но, наверное, это было все-таки связано с католической традицией.
— Мне интересно, почему у Вас возникла идея именно синтеза, а, скажем, не просто читать Евангелие?
— Мы — в Церкви, мы объединены Евангелием. Но если читать только Евангелие, то кому-то это может показаться слишком пафосно. В этом проекте такой мягкий переход в светскую сторону. Экзюпери — любимый многими автор. «Цитадель» — хорошая книга.
— Что этот проект Вам даст?
— В этом проекте нет коммерческого интереса. Его тут никак не приклеить. Он будет интересен узкому кругу людей. Это не «лайковый» проект.
— А Вам не важен коммерческий успех?
— Коммерческий успех — нет, но все-таки признание важно человеку, такое похлопывание по плечу. Оно нужно во всем — и в семье, и в работе. Так устроен человек, что эмоциональная поддержка, улыбка, согласие, пускай молчаливое, не сильно внимательное — важны. Ты знаешь, что люди тебя ценят, ты понимаешь, что занимаешься чем-то нужным.
— А почему Вы тогда этим занимаетесь? Коммерческого успеха нет, массовой поддержки пока тоже…
— Мне это интересно делать. Хотя я постоянно сомневаюсь. Трудно уговорить людей. Приходится спрашивать у них по несколько раз, записали ли они обещанные главы. Я уже несколько раз бросал это дело, говорил: «Всё, больше не будем, давайте просто замнем. Зачем мы друг друга мучаем?» Но, с другой стороны, я взял на это послушание благословение от отца Андрея Лемешонка, и для меня это тоже выход из какого-то своего уюта. Отец Андрей благословил это делать на общественных началах, как хобби, в виде дружбы. И хорошо, что так, потому что в этом есть какая-то естественность, не обязательность, проект возможен только как чудо.
А когда тебе уже больше 40 лет и большая часть жизни позади, хочется, чтобы после тебя что-то хорошее осталось. И я подумал, что, может быть, соединить мое книжное хобби с любовью к кино, взять друзей, объединить их и сделать дружественный проект, в котором мы друг друга понимаем.
— А как это будет реализовано?
— Пока я просто выкладываю на YouTube озвученные главы. Одну главу я попросил, чтобы прочли мои мама с папой. Они у меня совершенно простые люди: папа строителем был, мама — на группе (инвалидности — Ред.). Совершенно нелитературные, непафосные, некиношные — простые, как обычные пожилые работяги, уже пенсионеры. Я напечатал для них большим шрифтом главы. Приезжаю к ним и понимаю, что это всё им не нужно. Думаю: «Как-то нелепо это всё». И уже уезжать собираюсь и спрашиваю: «Мама, может, ты?» А она вдруг говорит: «Давай почитаю». Я сел, включил камеру, сказал, что только звук запишу. Она прочитала. Потом я говорю: «Папа, может, тоже?» Папа говорит: «Много читать, может, матка лучше б прочитала?» — «Нет, ты». И папа сказал: «Давай». Так неожиданно, что они совершенно без всяких комментариев просто согласились. И папа с какими-то неправильными ударениями, неправильными произношениями, но прочитал без репетиции — я понимал, что тут репетиции даже невозможны. И я записал его.
Вот такой проект. Странный, мучающий меня, мучающий людей, которые согласились принимать в нем участие.
— «Цитадель» заканчивается словами «Ты, Господи, общая для нас мера. Ты узел, что связал воедино несхожие деяния». И Ваш проект соединил несхожие деяния — кино, литературу…
— Они, с одной стороны, разные, а с другой — все об одном.
— Можно сказать, что они про Бога?
— Если в какую-то официальную пафосную сторону идти, можно так сказать, что это про Бога. Но, наверное, это просто про то, что всё едино, всё очень связано. Думаю, что независимо от наших настроений, состояний, успешности все мы связаны так или иначе, хотим этого или нет.
— А что еще нас объединяет и связывает?
— В каком-то смысле каждый человек ищет свое, свою мечту, свое представление о счастье. Это счастье порой бывает не в чем-то большом, как ты ожидаешь, но в каких-то мгновениях. Наверное, святость тоже можно сравнить со счастьем — это какое-то твое мирное состояние в определенный момент, когда ты принимаешь то, что есть, ты чувствуешь, что внимателен к другому человеку, ты слышишь не только его слова, но и интонации, чувствуешь, что человек тебе говорит, и чувствуешь, что он тебя немножко понимает. Это такие мгновения святости. Что бы я хотел своим детям? Хотел, чтобы они были счастливы, а не что-то имели.
Это счастье нужно и детям, и взрослым. И, наверное, задача человека — быть счастливым, но не в смысле что-то иметь, а открыто и с доверием воспринимать друг друга, мир.
Я веду группу, которая называется «ВОВРЕМЯОНО». Это значит быть в настоящем моменте. «Во время оно» — это выход из вечности в наше пространство. Хотим мы этого или нет, но вечность не где-то там, мы часть вечности.
Евангелие здесь и сейчас, мы видим, мы слышим его, мы внутри Евангелия. Икона тоже повернута к нам, она не рассказывает о том, что было когда-то, это не просто иллюстрация, она показывает — «Смотри, вот Христос, вот святой, он перед тобой стоит, смотрит на тебя с той стороны. Он видит тебя, а ты видишь его, пускай пока через доску, по-другому ты пока не можешь. Он тоже на тебя смотрит, ты с ним стоишь, и он перед тобой».
И проект «Цитадель» — как раз об этой связи нас всех.
— Для Вас лично какие слова из Евангелия и «Цитадели» сейчас особенно дороги?
— В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1: 1–5).
А из Экзюпери: «…Хочу закончить свою книгу. Вот и всё. Я меняю себя на нее. Мне кажется, что она вцепилась в меня, как якорь. В вечности меня спросят: "Как ты обошелся со своими дарованиями, что сделал для людей?" Поскольку я не погиб на войне, меняю себя не на войну, а на нечто другое. Кто поможет мне в этом, тот мой друг… Мне ничего не нужно. Ни денег, ни удовольствий, ни общества друзей. Мне жизненно необходим покой. Я не преследую никакой корыстной цели. Не нуждаюсь в одобрении. Я теперь в добром согласии с самим собой. Книга выйдет в свет, когда я умру, потому что мне никогда не довести ее до конца. У меня семьсот страниц…
Быть может, я обольщаюсь насчет своей книги; быть может, это будет всего лишь толстенный посредственный том, мне совершенно всё равно — ведь это лучшее из того, чем я могу стать. Я должен найти это лучшее…»
О смерти всерьез. О жизни, которая прожита…
Антуан де Сент-Экзюпери, из письма г-же Н. Перевод Е. В. Баевской.
Те, кто хочет принять участие в проекте «Цитадель», звоните или пишите Сергею в мессенджерах по номеру: +375 (44) 793 05 13
Беседовала Ольга Демидюк
Фотографии Максима Черноголова и из личного архива
16.01.2025