«Защита должна быть внутри»
Всего несколько десятилетий назад для того, чтобы узнать что-то новое, надо было днями просиживать в библиотеке. Теперь же информация доступна на каждом шагу, более того — она буквально обрушивается на нас. Как защититься от информационного шума? Мы поговорили об этом и многом другом с кандидатом технических наук, доцентом кафедры программного обеспечения информационных технологий БГУИР Светланой Георгиевной Шульдовой.
— Светлана Георгиевна, сейчас идет такой поток информации, что хочется спросить: как в ней ориентироваться и кому можно верить?
— Мне кажется, люди склонны верить тому, чьи слова соответствуют их убеждениям или тому, кто, по их мнению, меньше обманывает. Теперь практически каждый может разместить в открытом доступе любую информацию. Современные технологии не требуют серьезной специальной подготовки. Можно очень уверенно осветить какие-то события, привести подтверждающие факты. Кто-то сделает репост, информация распространилась, и никто не несет ответственности. Фильтровать становится практически невозможно. Поэтому ты либо вообще не принимаешь новую информацию, либо пользуешься какими-то проверенными источниками.
Важно стараться не вовлекаться в этот информационный водоворот. Как говорил один философ: «Фактов не существует, существует только их интерпретация». В основном люди преподносят информацию, уже каким-то образом преломив через призму своего мировоззрения. Когда нет устойчивой позиции, сориентироваться очень сложно. И далеко не всегда мы можем помочь подрастающему поколению, потому что сами еще недостаточно адаптированы к таким условиям. У нас не всегда хватает опыта, а молодые люди, как правило, максималисты, и наши советы не принимаются. В советское время было гораздо проще: была газета «Правда», на которую все ориентировались.
— А потом оказалось, что в ней далеко не всё правда…
— Да, теперь мы понимаем, что если и есть какая-то правда, то не значит, что это на самом деле правда. Разобраться трудно. Раньше для того, чтобы получить новую информацию, знания (а знания — это тоже информация — осмысленная и проверенная опытом, «присвоенная» человеком), надо было идти в библиотеку, искать статьи, книги. Кстати, мне недавно принесли книгу на рецензию. Начала читать и поняла, что где-то это уже читала, нашла источник. Когда книги и статьи рецензируются, есть хоть какая-то вероятность, что это первоисточник.
Информация необходима нам для принятия решений. Для этого она должна быть достоверной, то есть отражать истинное положение дел, актуальной, полной и полезной. Вы пришли в магазин за определенным продуктом, увидели вывеску, что сегодня скидки и этот продукт на 25 % дешевле, и поторопились купить, не подозревая, что в соседнем магазине он и без скидок дешевле. Продавец об этом, скорее всего, знает. Конечно, изучать цены на продукты в окрестных магазинах — так себе занятие, но это пример неполной информации. А о достоверности порой вообще ничего не можем сказать. Два человека, освещая одно и то же событие, могут преподнести противоречащие друг другу сведения, и каждый скажет, что видел происходящее своими глазами.
— Информационные технологии стремительно развиваются. К чему это приводит?
— Несмотря на то, что, с одной стороны, они облегчают жизнь, с другой — в определенной степени лишают человека возможности развиваться. Например, банковская карточка. Ты потратил деньги, пришло смс-сообщение. Тебе уже не надо вести учет расходов, их структуру и динамику можно получить в виде графиков и диаграмм, а нейронная сеть еще и подскажет, как сэкономить и накопить. Человек становится более зависимым и более слабым. Сейчас возможно платить с помощью телефона. Например, в некоторых европейских странах плата за проезд в общественном транспорте осуществляется с мобильного телефона, альтернативы, подобной покупке талона у водителя или на остановке, нет. Но это ограничение моей свободы: я вынуждена установить мобильное приложение и подключиться к интернету.
— Это дает возможность следить за расходами каждого человека, то есть, по сути, за ним самим…
— Мы пришли в магазин, и через некоторое время на телефон приходит реклама тех товаров, которые там продаются. Вроде бы удобно, но мы попадаем в зависимость и находимся под контролем, нашим сознанием можно легко манипулировать.
— Как от этого защищаться?
— Защита может быть внутри. Ведь то, как мы воспринимаем и реагируем, зависит от нас. Но зачастую человеку сложно принять решение, сделать выбор, справиться с ситуацией, и он обращается за помощью к Богу. По-другому никак. Единицы могут быть выше этого. На самом деле всем нужна поддержка и стержень внутри. Путь к себе и путь к Богу рядом. Если ты идешь к Богу, ты идешь к себе, и наоборот.
— Как давно Вы преподаете, что изменилось за это время?
— Я преподаю больше 20 лет, сначала работала в частном вузе и уже семь лет — в государственном.
Когда я начинала преподавать, была большая потребность в информационных дисциплинах. Первое время обучала экономистов, правоведов, потом — программистов. Но конечно, образование в частном вузе отличается от государственного.
— В какую сторону?
— В частный вуз часто приходили с идеей, что «мы заплатили деньги, и что вы от нас хотите?» А оказывается, хотели, чтобы они еще и учились. Конечно, были и те, кто реально пришел за знаниями. В БГУИР ситуация сейчас совсем другая. В анкетах студенты пишут, что поступают сюда именно из-за качества образования, потому что многие преподаватели — действующие специалисты, они в курсе всех последних технологий, грамотные разработчики, и дети реально приходят за знаниями. Очень многие уже до поступления что-то узнали. Они стремятся, хотя, конечно, уровень тоже разный.
— Что Вы думаете о дистанционном образовании?
— Оно дает возможность учиться людям с физическими ограничениями, но это остается на совести того, кто учится: насколько ему это нужно, как он к этому относится, потому что преподаватель не может в полном объеме проконтролировать процесс обучения.
— Помню, была мода получить диплом, а потом положить его на полочку и заняться чем-то другим…
— Практически все выпускники нашего факультета работают по специальности. У них прекрасный уровень английского.
— Знаю, что в БГУИР отчисляют и на последнем курсе…
— Это действительно так, но отчисляют только тех, исходя из моего опыта, кто не прилагает усилий, не заинтересован в дальнейшем обучении. Если у человека нет склонности к программированию и он не справляется, велика вероятность, что его отчислят или он сам заберет документы на первом курсе. Когда проблемы у старшекурсника, скорее всего, у него появились другие приоритеты.
Иногда учатся дети с синдромом отличника. Девочке ставят восьмерку за лабораторную работу — она рыдает горькими слезами, для нее это трагедия. Хотя это просто лабораторная, а не экзамен. У нее в голове только две оценки: 9 и 10, других быть не может. Если такое не преодолеть, в дальнейшем будет очень сложно.
Ты понимаешь, что лучшее — враг хорошего, что всегда можно сделать лучше. Процесс затягивается, а в конце концов сроки поджимают, и человек начинает делать спустя рукава. Важно найти золотую середину.
— На каком месте в этом процессе молитва?
— Когда мне сложно, тяжело, я обращаюсь к Господу за помощью, и мне всегда какой-то ответ приходит. Но это не стало для меня пока жизненно необходимым. Думаю, начинать надо с благодарности. Когда войдет в практику благодарить, когда это станет так же необходимо, как воздух, тогда и молитва появится.
Однажды мы ездили со студентами и их родителями в Лавришевский монастырь. Это была экскурсионная поездка, но для студентов стала откровением, да и для меня тоже. Тогда игуменом был нынешний владыка Евсевий. Он беседовал с ребятами. Они больше спрашивали о каких-то мелочах: про оценки, как готовиться, как общаться с родителями, а ответы получали такие глубокие и настолько серьезные, что о многом начинали задумываться.
— Тяжело ли учиться нынешним студентам?
— Конечно, есть сложные дисциплины. Я не могу говорить за всех, но преподаватели настроены на то, чтобы научить, дать знания. Если бывают конфликтные ситуации, то не из-за незнания, а из-за нежелания получать знания. Если студент хочет учиться, ему дают возможность, идут навстречу.
— Светлана Георгиевна, знаю, что при такой серьезной специальности Вы еще и лирик, пишете стихи. Поделитесь?
— Да, мне бы хотелось завершить наш разговор своими стихами:
В мое окно ломился дождь,
Стучали ветки по стеклу,
Срывая листья, обнажая плоть,
Пытался дождь ударить по стволу.
Согнулись до земли высокие кусты,
Власть непогоды над собою признавая,
Как будто стены вырастали из воды,
Всё окружение собою закрывая.
Чтоб не склоняться до земли,
Чтоб защитить себя от боли,
Хочу я стены возвести
И скрыться от недоброй воли.
Захлопнуть дверь, закрыть глаза,
От зла подальше отстраниться,
Чтобы не видеть, как слеза
Ребенка всё никак не искупится…
У каждого из нас своя стена,
Что за закрытыми дверями?
Быть может, гробовая тишина,
А может, звуки тысячи стенаний?
И где найти спасение от зла?
Оно сокрыто в Покаянии,
В Любви, и растворится мгла
В счастливых детских глаз сиянии…
Беседовала Елена Романенкова
Фотографии из личного архива Светланы Шульдовой
02.12.2024