«Будем прилагать усилия, чтобы возделывать свое сердце»
8 декабря тысячи духовных чад молитвенно совершают память почившего в 2019 году старца Ефрема Филофейского (Мораитиса), одного из ближайших учеников святого Иосифа Исихаста. К пятилетию преставления отца Ефрема приводим фрагмент его беседы с монашествующей братией о внутреннем делании.
Делание молитвы имеет огромное значение, о чем говорит также один из отцов-пустынников: «Молитва всегда сопряжена с трудом и понуждением себя»*, потому что чем больше человек трудится в молитве, тем более значимые вещи открываются ему. Молитва — это неоскудевающее сокровище. Это как в притче о мудром купце, который, узнав, что в поле находится драгоценная жемчужина, продал всё, что имел, и купил это поле. Раскопав и добыв жемчужину, он стал богатым (см.: Мф. 13: 44–46). Так бывает и с монахом (или христианином, живущим в миру), когда он благодатью Божией узнает, что на поле делания молитвы находится Сам Христос со всем Своим Божественным богатством. Когда он отыщет это богатство, внутри него словно голос говорит: «Мне больше ничего не нужно, этого достаточно. Даже если только это и будет у меня в Царствии Небесном, то я уже богат».
Будем подвизаться, прилагать усилия, чтобы отыскать многоценную жемчужину и возделывать свое сердце. Как возделывается сердце? Есть много способов. Один — это когда мы понуждаем и заставляем свой ум, то есть всем своим существом «налегаем» на него, чтобы он воцарился в сердце. Молитва творится правильно и безошибочно, если ум «прилипнет» к сердцу. Когда мы говорим «правильно», то вкладываем в это слово тот же смысл, с которым обычно говорят о правильности речи или научного познания.
Когда непарительный ум воцарится на престоле сердца, то есть ум утвердится там произношением внутреннего слова, как бы «воссядет» на этом престоле с любовным расположением ко Христу, тогда происходит то, что называется быть вне мира, вне вещей мира сего, то есть единение человека с Триединым Богом. Как Божество триипостасно в единой сущности, так и человек в каком-то смысле является триипостасным, а в описанный момент становится единым в своей сущности. Но что это за сущность? Сущность, которая имеет общение с благодатью Божией, благодатью Духа Святаго. Но как она ощущается и каков вкус благодати Святаго Духа? Словами этого не передать и не выразить, можно только дать приблизительное описание в простых примерах.
Когда сердце прикасается ко Христу, оно чувствует, что свойственно Ему. Какова сущность Христа? Христос есть любовь, Христос есть мир, Христос есть сокровищница сокровищ Божественных дарований. Когда происходит такое соприкосновение, то в сердце и душе человека случается как бы «землетрясение». Когда душа и сердце человека приходит в соприкосновение с Богом, то возникает святая любовь, и человек переживает то, что невозможно выразить словами.
Что есть Бог? Дух. Что есть моя душа и мой ум? Тоже дух, который по природе не имеет ничего общего с суетным и вещественным, от которого ты отстраняешься и пытаешься сосредоточить свой ум внутри сердца. Если, когда я начинаю молитву, ко мне на ум приходит множество помыслов, то необходимо оттолкнуть их. С помощью Божией ум освободится от всех подобных паразитов, образов, мыслей, плохих чувств — и останется наедине с Богом. Тогда происходит прекрасное «соприкосновение», и все прошения человека бывают услышаны. Душа начинает произносить Божественное имя, добавляя «помилуй мя», «помоги мне» или «спаси меня». Душа ощущает, что она прикасается ко Христу и переживает несказанную красоту и великолепие! Когда же закончит молиться, то отходит весьма успокоенной и отдохнувшей, чувствуя, что ее прошения были услышаны и будут исполнены.
Насколько человек постигает величие Божие, настолько почитает себя за ничто (см.: Быт. 18: 27). Когда же не видит этого величия, то ему кажется, что он нечто… Ничто ты, человече Божий. Для того, чтобы вкусить хотя бы малость из того, что ждет сонаследников Христа, то есть рай, Царствие Божие, Горний Иерусалим, богатство Божие, необходимо утеснять свое эго, насколько это в наших силах, потому что все эти блага так просто не даются. Но по причине того, что у нас есть способы облегчить свою жизнь и избегнуть утеснений, то мы в конечном счете вредим сами себе.
Но попытаемся хотя бы какой-то результат получить, хотя бы диким кислым виноградом стать. Отцы были красивыми лозами в винограднике, и от каждого сорта Господь срезал и наполнил кладовые, и сделал вино, кагор в Царствии Своем. А мы здесь какие-то дикие кислые виноградинки, ничтожные маленькие грозди, которые Он оставил на всякий случай — посмотреть, созреют они или нет. Так что постараемся стать хотя бы чуть-чуть слаще и избавиться от этой кислоты, находящейся внутри нас, — уже будет хорошо, Бог соберет это и положит в Свою кладовую. Так что давайте бороться, чтобы хоть эту малость обрести.
Источник: книга «Старец Ефрем Аризонский. Беседы и письма. Том 1. О молитве и трезвении». — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2022.
--------
* Древний патерик. Гл. 12. О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться, 2. М., 1899.
Читайте также:
Старец Ефрем (Мораитис) и его учитель>>
08.12.2024