X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Владыка Иосиф: «Главная заповедь — о любви» (ч. 1)

Владыка Иосиф

Будущий епископ Иосиф (Королев) приехал в Оптину пустынь, чтобы стать монахом, в 17 лет. Ему сказали: «У нас некому будет за мальчиком присматривать» — и предложили поехать в Пафнутьево-Боровский монастырь Калужской епархии, где он стал духовным чадом и келейником известного схиархимандрита Власия (Перегонцева). А через 27 лет отца Иосифа назначили наместником Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. Недавно владыка побывал в нашей обители и дал интервью.

— Владыка, Вы очень рано почувствовали Божий призыв, рано начали монашескую жизнь. Человек в начале пути к вере обычно чувствует огонь, ревность по Богу, хочет служить Ему всей жизнью. Со временем это состояние может меняться. Вы уже прошли определенный путь, скажите, что Вам помогало поддерживать огонь любви к Богу?

— Да, действительно, часто бывает, когда человек приходит к Богу, у него горит огонь в сердце, ревность по Богу. Хотя люди по-разному приходят к вере, бывает, что потихоньку, через культуру, через какие-то художественные произведения, мероприятия. У меня любовь к Богу и желание молиться появились в юном возрасте, после того как мама принесла домой духовные книги и я их прочел.

Если говорить про иноков, монахов, то многие положили хорошее начало, но все ли к концу пути сохранят любовь к Богу — это очень хороший вопрос и это один из важнейших вопросов для монашеской жизни. Потому что мы видим примеры, как кто-то приходит в монастырь с любовью, горением, а потом расслабляется, его уже нужно просить: «Брат, пойдем на службу». Такое охлаждение бывает и в миру, и в монастыре.

Здесь, конечно же, нужна постоянная борьба с собой, дисциплина, принуждение. Мы должны себе напоминать, как мы пришли к Богу, как мы пришли в монастырь, для чего пришли. И Господь, видя наши усилия, опять дает огонь.

Мы читаем у святых отцов, что многие из них проходили состояние сухости, когда надо было прикладывать усилия, чтобы оставаться с Богом. Мы видим пример преподобного Силуана Афонского, который познал Господа, можно сказать, увидел Бога. Потом Господь отошел, как бы испытывая его. Преподобный очень много молился, умолял Господа, чтобы Он опять к нему вернулся. И так у каждого человека: чтобы благодать вернулась, нужно потрудиться, само собой это не произойдет.

Вот для этого в монастыре есть дисциплина, есть устав, который служит помощью нам, чтобы у нас сохранялось усердие, любовь к Богу, к молитве. Для этого есть духовники. Если про себя говорить, я стараюсь, конечно же, как и все братья, читать творения святых отцов для монахов, которые учат, как сохранить любовь и горение к Богу. И важны личные примеры. У меня был духовник отец Власий, который был для меня образцом монаха, его жизнь была для меня примером. И всё это помогает сохранять огонь любви к Богу.

 

старец власий

— Вы сейчас упомянули про своего духовника отца Власия. Можете сказать, чему главному Вы у него научились?

— Про себя, наверное, нескромно говорить, что я научился. Я учился у батюшки Власия. У него можно было учиться основным монашеским добродетелям, так как он имел опыт в монашеской жизни и, проживая в монастыре на Западной Украине, был преемником отцов еще старой традиции, которая сейчас утрачена. Про батюшку Власия можно сказать, что он учил нас любви, горению к Богу, твердости и силе. И какое у него было отношение к службе! Он первый приходил в храм еще за час до его открытия. Он подавал пример жертвенности, рано вставал и с 4 утра до 9 вечера принимал людей, не жалея себя, отдавал себя Богу и людям. И конечно же, мы учились у батюшки смирению. Меня он смирял, особенно в юном возрасте, без этого никак. Всё это служило на пользу. Так рядом с ним, можно сказать, я и формировался.

— В одном из интервью Вы говорили, что самый страшный грех для монаха — это ропот. Можете объяснить, почему именно ропот и какое духовное лекарство можно ему противопоставить?

— В монастыре главное — смирение, терпение, послушание игумену. Для монаха грех ропота очень большой и страшный. У святых отцов сказано, что ропотник разрушает вокруг себя всё, не только себя, но и окружающих, разлагает духовную атмосферу в монастыре. Мы должны за всё благодарить Бога, ценить то, что есть, не роптать, смиряться. А когда брат ропщет, то нарушается гармония жизни в монастыре.

Сам я проходил такие состояния, когда также роптал, даже батюшке жаловался, что тяжело, сложно. Но Господь мне показал, что я вообще могу всё потерять.

 

оптинский монах

— Для мирян тоже можно сказать, что ропот настолько разрушителен, или в мирской жизни есть что-то более опасное?

— Да. Обычно мирянам говорю: «За всё благодари Бога, всё цени, тебе всё Господь дает. Посмотри, как другим тяжелее жить, посмотри, какие у других нужды и со здоровьем проблемы, а у тебя всё есть: пища, крыша над головой, работа — зачем ты ропщешь?» Особенно у молодого поколения бывает свойственная возрасту неблагодарность, идеализм — им кажется, что где-то лучше. Или вот человек часто меняет работу, жилье. Это непостоянство — тоже признак несмирения, гордыни и ропота. Мы же должны за всё благодарить Бога, а человек начинает метаться и не сохраняет всё, что ему давал Бог. А чаще всего он просто не смог смириться с людьми в коллективе.

Если трудно, важно помнить, что тебе Господь для чего-то дает эту ситуацию, чтобы ты потерпел, принял ее, смирился — это временный этап жизни, потом тебе станет легче и ты научишься смирению. Так же как в семье даются ситуации между супругами, детьми, чтобы смиряться, для того чтобы близкие помогали друг другу спасаться.

— В Вашей жизни менялись обстоятельства, послушания. Например, в монастыре появлялись новые — издательское дело, преподавание. В других интервью Вы упоминали, что сами не искали этого и даже не знали о своих способностях. Расскажите о том, как понимать Промысл Божий на примере смены своих послушаний.

— Очень важно чувствовать, понимать волю Божию. В монастыре проще, так как в священноначалии по воле Божией всё делается. Я говорю себе: «Ни от чего не отказывайся, ничего не проси». И ты чувствуешь, что Он тебя ведет, как корабль, который идет в нужный пункт назначения по нужному течению — Божественному Промыслу. То, что Господь мне посылал, было нужно для моего развития, спасения. Хотя казалось, что это не мое совершенно: преподавание не по моему характеру или что я не потяну быть настоятелем подворья. Но Господь давал, это была не моя воля.

А вообще, когда у человека накапливается жизненный опыт, он чувствует волю Божию. Хорошо, когда есть духовник, у которого можно спрашивать совет. Но не у всех есть такая возможность, к тому же у духовника ты будешь спрашивать только основные вопросы, по мелочи не будешь его беспокоить. Поэтому важно чувствовать волю Божию самому. Святые отцы учат, что важнейший дар — дар рассуждения. Даже доброе дело без рассуждения может принести вред. Это понимание приходит с жизненным опытом. Нужно молиться, чтобы чувствовать волю Божию и смотреть на обстоятельства жизни. Конечно, обстоятельства могут явно тянуть тебя на грех, такое может быть, и это надо различать. А так, конечно же, если чувствовать волю Божию, Господь будет вести человека.

— А для мирян тоже подходит такой ориентир — «ничего не проси, но ни от чего не отказывайся»?

— Я думаю, что он для каждого человека. Часто человек следует за своей волей, добивается чего-то, лезет, можно сказать, по головам, бьется о стену, но ничего не получается, потому что всему свое время. Например, человек хочет, чтобы у него был дом. Это очень хорошая цель. Но как она осуществится, когда? Когда сложатся обстоятельства жизни… Не нужно что-то такое делать, что противоречит воле Божией, заповедям. Да, цель есть и хорошо. Ты ее будешь достигать. Но как Господь даст силы, возможности, так и будет.

Детям проще — они слушаются родителей. Я молодым людям говорю, что у них сейчас, слава Богу, воля Божия познается через родителей. Нужно приучаться к смирению, пока молодой, не спорить с родителями — так формируется характер, терпение. И потом будет легче и в семье жить, и в коллективе.

Потом наступает момент — оставит человек отца своего и мать свою (Быт. 2: 24). Для него уже самый близкий человек — супруг, и воля Божия теперь выражается в чем-то другом, в различных обстоятельствах. Бывает, что она явно открывается, бывает, что подаются какие-то знаки, бывает, что сердце чувствует, что человек должен делать, и от этой мысли легко на душе. Святые отцы учат обращать внимание на состояние: если на сердце смущение, значит, мысль от лукавого; а когда от Бога, то на душе легко. Помолился, и если тебе легко на сердце, тогда ты делаешь этот поступок и идешь к цели.

— В Пафнутьево-Боровском монастыре Вы руководили издательством. Расскажите, что Вам дало это послушание?

— Это было небольшое издательство, но очень интересное послушание. Издавалась газета «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря», мы брали интервью, делали интересные репортажи, освещали события. Газета была внутренняя, можно сказать, только для наших прихожан. Также у нас выходил журнал «Кораблик» — это такой детский монастырский журнал, потом мы его сделали семейным. Мы старались его делать интересным, писать на различные актуальные темы: об истории, о Православии, детские рассказы, составляли кроссворды, я сам даже составлял. Старались, чтобы журнал был интересным, красочным, на хорошей бумаге. Художник специально для журнала рисовал иллюстрации. Его было приятно держать в руках.

 

журнал

Это сложно в наше время — распространять бумажные издания, но у нас были свои подписчики и хорошие отзывы, благодарности, люди чувствовали, с какой любовью мы его делали, с добротой. Это была интересная и полезная деятельность: нам открывалось что-то новое, накапливался опыт. Сами изучали тексты, образовывались. Редакция была в здании XVII века, где сводчатые потолки, я часто там трудился один. Это был хороший этап жизни, его приятно вспомнить.

Мне это всё пригодилось. Вот сейчас в монастыре я знаю, как пишутся тексты, как редактируются, корректируются, как верстается текст, книга, статья.

— У нас тоже в монастыре есть издательство. А сейчас мы с Вами находимся в духовно-просветительском центре «Ковчег». И я знаю, что Вы тоже руководили просветительским центром. Расскажите про эту деятельность, в чем была ее миссия?

— Я являлся настоятелем подворья Пафнутьева монастыря в Боровске, это недалеко от самого монастыря. Сначала устанавливался деревянный храм XVII века, была реставрация храма. И потом появилась идея построить воскресную школу. Появился участок рядом с храмом, и вот с Божией помощью, с помощью хороших людей здание было построено. Очень красивое здание. Я хотел, чтобы оно тоже было в стиле XVII века, только кирпичное. Там началась деятельность воскресной школы. Но мы поняли, что надо поднимать уровень, что нам нужно учить детей, как в школе. И на следующий год мы перешли из формата воскресной школы в формат гимназии: набрали два класса — первый и четвертый. Вот сейчас этот четвертый класс — уже десятый. И каждый год мы набирали по классу.

Православное образование очень востребовано, очень много желающих поступать в гимназию, потому что люди видят, как у нас хорошо, какие дети вырастают добрые, нравственно чистые. У детей высокий уровень знаний, потому что в гимназии учатся по специальной системе обучения «Русская классическая школа» — это очень сильная, нравственная, патриотическая школа. Так получился духовный центр «Покров», в котором действовала гимназия и воскресная школа. Там еще была и лавка. Половина лавки — это товары Свято-Елисаветинского монастыря, которые всегда пользовались спросом. Недалеко чайная. Образовательная деятельность — это очень важно, очень серьезно, очень непросто и ответственно. Но слава Богу, у нас получалось и получается.

 

Оптина Пустынь

Продолжение следует…

Беседовала Ольга Демидюк

Фотографии из интернета

18.12.2024

Просмотров: 544
Рейтинг: 5
Голосов: 9
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать