X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«В миру спасение — это служение ближнему»

сестринские курсы

Людмила Резвякова, сестра социального служения при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Полоцке, участвовала в богослужениях и жизни прихода, а однажды поняла, что хочет большего: преподавать Закон Божий в воскресной группе, ухаживать за пациентами в больницах. «Я хочу служить людям», — часто повторяет в разговоре Людмила. И служит, так как уверена: вера без дел мертва. В интервью нашему сайту Людмила рассказала, как пришла в храм, почему для нее так важно сестричество и зачем она решила поступать в семинарию.

— Людмила, расскажите о социальной работе, которая ведется на приходе храма Покрова Пресвятой Богородицы в Полоцке.

— Наши сестры ходят в отделения больниц, формируют подарки к праздникам, поздравляют подопечных.

 

православный храм

В сестричествах нужны не просто сестры социального служения, а сестры милосердия. Но есть проблема — многим участницам сестричества уже за 70 лет. Молодежь, к сожалению, не приходит. Например, когда создавалась воскресная группа на приходе, мы нашли педагогов, желающих послужить во славу Божию. А самоотверженных медработников, к сожалению, единицы. Причины в основном такие: «У меня своих забот хватает, семья, мне некогда».

Я сама медик, хочу трудиться как сестра милосердия, но тонкостей ухода за больными не знаю. Поэтому решила пройти обучение на курсах в Свято-Елисаветинском монастыре, чтобы передавать потом этот опыт на местах. Нам важно найти новых людей и возродить служение в больницах. Пусть сначала желающих будет немного, но где один, там подтянутся и другие. Думаю, Господь не оставит, и с Божией помощью мы начнем это дело.

 

слушательницы курсов

— Из каких клиник в Полоцке есть запрос на сестер милосердия?

— На форуме сестричеств, который прошел в июне в Минске, было заявлено, что планируется подготовить сестер милосердия по уходу за больными для служения в больницах, как это происходит в Москве. 

В первую очередь нуждается онкодиспансер в Полоцке, где люди на пороге вечности, многие пересматривают свою жизнь. Нам пока разрешили приходить к пациентам раз в месяц. Важно, чтобы в больницах тоже понимали значимость нашей помощи. Нам предстоит стать первопроходцами в этом деле.

— Вы сказали, что связаны с медициной. Отсюда такое желание стать сестрой милосердия?

— Мой отец — военный. А мы с сестрой стали медиками. Сестра работает медсестрой на скорой, а я фельдшер-лаборант в санстанции, в бактериологической лаборатории. Поэтому понимаю, как нужна людям помощь. У меня нет личного и трудового опыта в уходе за больными, но есть огромное желание служить людям.

 

сестры милосердия

— Преподаватели из московской Больницы Святителя Алексия говорят, что зажечь любовью к делу, желанием служить людям сложнее, чем просто передать знания. Вам тоже предстоит это делать. Как, по-вашему, пробудить в благополучных людях стремление ухаживать за немощными?

— Желание потрудиться для ближнего порой возникает не сразу. В этом году мы на приходе открыли воскресную группу. У нас теперь и педагог, и психолог, и творческий работник. Все они работают с детками. Когда я собирала людей и разговаривала с психологом, она меня предупреждала: «Не ждите сразу, что у всех, с кем будете беседовать, возникнет такое же горение, как и у Вас».

Огонь служения разгорается постепенно. Нужно, чтобы совпало много факторов. В первую очередь — твое стремление служить Господу. А возрастаешь в этом медленно. Далее необходим, наверное, разговор с Богом: «Господи, я хочу Тебе послужить». И Он начинает тебя вести. Сначала ты просто помощник в храме, потом трудишься активнее. Дальше еще одна ступенька — сестричество, а в этом деле тоже несколько ступенечек. Постепенно больше читаешь и больше узнаешь. Теперь вот учусь на втором курсе Витебской духовной семинарии.

Многие спрашивают: «А зачем тебе учиться?» Для саморазвития. Ты чего-то не понимаешь, не знаешь в службе, в чтении Евангелия. Благодаря образованию открывается другое видение мира и истины.

И конечно, без внутреннего делания не сможешь добиться ничего. Один батюшка меня учил: «Людмила, ты должна быть свечечкой для других». Я на исповедь прихожу: «Батюшка, не получается у меня быть свечечкой. Там разгневалась, там обиделась…» А он мне: «Люда, будь хотя бы огарочком. И люди, видя твой огонек в глазах, в сердце, тоже потянутся к свету».

 

горящие свечи

На приходе попросишь людей помочь, а они потом начинают благодарить: «Спасибо, что дали нам возможность поучаствовать во время службы каким-то образом». И таких много. Одна женщина мне как-то говорит: «Вот я стою и думаю: хотела бы что-то сделать, а как предложить, не знаю». И так получилось, что нас Господь свел. Я подхожу к ней, не зная ничего о ее мыслях: «Вы не хотите нам помочь?» И она с радостью откликается. Люди горящие есть, но Бог посылает их в определенное время.

— А как Вы пришли в храм?

— В 2011 году у меня умер муж. Храм Покрова Пресвятой Богородицы находится через дорогу от моей работы. И вот я забегала в церковь, в монастырь иногда ходила. Одним словом, была захожанкой. Потом всё чаще стала посещать службы, участвовать в церковной жизни, делах прихода. А в ноябре прошлого года батюшка назначил меня помощником по социальному служению.

Как-то батюшка спросил, не жалею ли я, что начала жить духовной жизнью. Исповедь, Причастие — это ведь совершенно другая жизнь. Начинаешь многое пересматривать. Тяжело порой заглянуть внутрь себя, чтобы бороться со своими страстями. Это огромный труд.

— Вы любите учиться?

— Наверное, Господь так устроил, что определенные обстоятельства не позволяли мне получить высшее образование. А теперь время, когда дается та учеба, которая необходима, чтобы послужить ближнему.

Мне нравились две профессии: педагога и врача. Поступала в педагогический — не сложилось. В итоге окончила медучилище в Полоцке. А недавно вот осуществила первую детскую мечту, организовав воскресную группу на приходе.

Я мечтала, чтобы у нас в воскресной группе был педагог-психолог, и Господь привел такого специалиста. Многодетная мама получила второе образование,  хочет развиваться в области православной психологии. Если трудные темы, она общается с детьми. Самое главное — это диалог с ребенком. Важно, чтобы дети сами размышляли. Мы преподаем Закон Божий. Сначала разбираем с детьми тему, обсуждаем, а потом у нас творческая часть: лепим, рисуем. После обязательно чаепитие. Разговариваем с детками.

Что касается второго направления, то уже 32 года отработала в медицине. Пусть и фельдшером-лаборантом, но всё равно это служение ближнему. И теперь каждый день я на государственной работе, а свое свободное время, выходные отдаю храму и учебе. Я даже хотела оставить работу — мне полтора года до досрочной пенсии, но батюшка не благословил, сказал доработать.

— Что Вас позвало в Витебскую духовную семинарию?

— У нас общий курс: богословско-педагогическо-миссионерский. Однажды я была на недельных пасхальных курсах в Жировичах, в Минской духовной семинарии. Нам начитывали похожие дисциплины. Мне стало очень интересно. Это образование позволяет работать в воскресной школе, компетентно отвечать на богословские вопросы. И вообще мой внутренний мир требует этих знаний.

Прошла трехмесячные онлайн-курсы по социальному служению в Москве. В финале, кроме теоретического экзамена, было задание создать два проекта и осуществить их в жизни. Первый — «Дари любовь» реализуем уже три года. В нем участвуют наш приход, коррекционный центр, где обучаются дети-инвалиды, и педагогический колледж, в котором создана волонтерская группа. Учащиеся занимаются с ребятами из коррекционного центра, мы организуем мероприятия.

Мне очень хочется чаще общаться с детками-инвалидами, но пока работаю, не могу посвятить себя этому делу полностью. Для ребят очень важно, что они могут взаимодействовать с обычными детьми. А молодежь таким образом учится милосердию. Пусть даже небольшой отрезок времени, но учащиеся отдают его кому-то. Поэтому проект и называется «Дари любовь».

Вторая программа предполагает работу с пожилыми людьми. Хотелось бы наладить сотрудничество с территориальными центрами социального обслуживания населения. Среди подопечных этой структуры есть лежачие больные, и они в нас нуждаются. Для одиноких людей важно даже просто общение.

Я уже обращалась в медколледж, разговаривала с руководством, чтобы привлечь в сестричество молодежь. Там есть волонтеры, и это потенциал для нас.

— Людмила, Вы закончили курсы по уходу при нашем монастыре. Как они помогут Вам в будущем служении?

— Нам таких знаний не хватает. Впечатления очень хорошие. Молодцы преподаватели, что приезжают и нас обучают. В России сестринский уход уже очень развит. У нас пока всё в зародыше. Нам предстоит организовывать работу сестер милосердия в отделениях.

 

курсы по сестринскому делу

Есть переживания: а как нас примут в больницах сами медработники, пациенты? В России уже привыкли к присутствию сестер милосердия. Но преподаватели из России рассказывали, что, когда они начинали служение, на них неоднозначно реагировали. Постепенно всё устроилось.

— Что для Вас служение ближнему?

— Сам Господь заповедал возлюбить Бога и ближнего. Служить Богу без служения ближнему с любовью нельзя. Вера без дел мертва (Иак. 2: 20). Люди узнают о нашей вере по нашим делам. С другой стороны, есть внутреннее побуждение помогать, может, где-то и спасти кого-то.

— Как думаете, что повлияло на Ваше желание посвятить себя заботе о людях?

— Меня переменил семинар по социальному служению, который проходил в Минской духовной семинарии в Жировичах. Курсы завершились, и я поняла, что не хочу уезжать, хочу еще быть в этой атмосфере. Были мысли даже уйти в монастырь, но батюшка спросил, для чего мне уходить в монастырь. Я сказала, чтобы служить Богу, для спасения. И он ответил: «В миру спасение — это служение ближнему». Стараюсь идти этим путем.

Беседовала Ольга Косякова

Фотографии Максима Черноглова

17.12.2024

Просмотров: 512
Рейтинг: 5
Голосов: 9
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать