X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Свет Великой княгини продолжает светить»

великая княгиня елисавета

В выставочном зале — звездное небо, березы, линия жизни как кардиограмма. На звездном небе — фигура Великой княгини Елисаветы Феодоровны, там же звезды складываются в лик Спасителя. И она идет навстречу Ему…

8 декабря в Белом зале духовно-просветительского центра «Ковчег» открылась выставка, посвященная жизни и служению небесной покровительницы нашего монастыря преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Мария Иванова и монахиня Елисавета (Шукович) рассказали об идее выставки, ее символах и образах, а также о том, почему им было важно сделать этот проект.

Мария: Для нас главный символ этой истории — символ «умершей» (потухшей) звезды, свет от которой мы видим, хотя звезда умерла много лет назад. Она, как маяк, указывает верную дорогу. Наследие Великой княгини Елисаветы Феодоровны мы рассматриваем как раз в таком ракурсе: ее свет продолжает светить.

Матушка Елисавета: Святая Елисавета продолжается как личность. Звезды когда-то умерли и превратились в звездную пыль. Элементы, из которых создается тело, вода, органическая материя, — это материя звезд, которые когда-то светили. Она сама как звезда. И хоть она уже покинула землю, ее частицы продолжают светить в других людях. И мы все, кто работает в монастыре, кто занимается изучением ее жизни, — в каком-то смысле продолжение святой Елисаветы.

 

митрополит

— Как человек может стать ее продолжением? Кого она выбирает?

Матушка Елисавета: Это какой-то магнит (улыбается).

Мария: Мне кажется, тут важен ответ самого человека. Она светит для всех, но кто-то этот свет ловит, а кто-то нет.

Матушка Елисавета: Великая княгиня Елисавета — очень необычная святая. Она из высших миров: очень деловая, строгая, но при этом мягкая. Я иногда боюсь подойти к ее иконе, чтобы взять благословение, а с другой стороны, не могу без него уйти.

Когда на иконе святых рука поднята ладонью вверх, это значит «ваши молитвы услышаны». В храме на подворье именно такая ее икона. И я всегда к ее руке прикладываю свою, чтобы почувствовать связь.

 

монахиня свято-елисаветинского монастыря

Мария: Мы хотим рассказать о человеке, который удивил нас самих. Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова стала одним из ярких меценатов и благотворителей России. Можно долго перечислять фонды и комитеты, организованные ею, — их сотни. Можно назвать количество людей, которым оказана помощь, — их сотни тысяч. Можно подсчитать все личные средства, выделенные Великой княгиней, — их миллионы. Но главной движущей силой стало ее сострадание, без формализма и фальши, которых она никогда ни в чем не признавала.

Матушка Елисавета: У святой Елисаветы прорыв в вечность был уже при жизни. Она сумела освободиться от человеческих страстей.

— В какой момент она совершила этот прорыв?

Матушка Елисавета: Ее душа была открыта Богу, и все трагические события ее жизни, одно за другим, очищали ее душу, как металл чистят в огне. Все страдания не тормозили, а, наоборот, выталкивали ее на новый уровень милосердия, святости. Это всё ювелирная работа Бога. К сожалению, душа очищается не радостью, а скорбями.

Святая Елисавета всегда благодарила Бога, говорила, что ее служение — это не крест, это дорога, полная света. У нее было благородство души и постоянство в служении. Для меня она настолько удивительна, что сколько бы я о ней ни узнавала, не могу ее до конца понять.

— Наверное, выставка — как раз возможность найти ответ? Как родилась эта идея?

Мария: У нас был цифровой проект о Великой княгине Елисавете — мультимедийный сторителлинг, который мы делали в 2019 году с помощью фонда «Православная инициатива». Проект получил первое место на английском конкурсе New Media Writing Prize.

 

дизайнер

Этот проект просился сам. Наверное, близость моей судьбы с судьбой Великой княгини меня направляла, было ощущение, что она меня выбрала. Уверена, что сначала это была инициатива святой Елисаветы, а не моя, иначе ничего не получилось бы. Это очень объемный проект, и он сделался фактически на коленке. Люди сами откликались: писали тексты, музыку… У всех было к этому расположение сердца. И было ощущение, что это дело спасет все внутренние размолвки, обиды, непонимания; что созидание и продолжение работы излечит, всё покроет.

И сейчас для выставки мы используем почти все наработки, которые у нас были сделаны для сторителлинга. Концепция пространства такая: в нем две части. Одна про космос, душу, духовность ее личности — что-то запредельное: Христос в космосе, она в космосе, Христос в березах…

 

инсталяция

— Береза — это земной образ?

Матушка Елисавета: Береза — небесная. Для русского человека это не просто дерево. Березы не просто шумят, они рассказывают историю.

Мария: Здесь, скорее, земное — люди, а береза — восхождение к небу, связь земли и неба. Это как 3D-картина из разных материалов — из ткани, бумаги, самих берез.

Сторителлинг будет крутиться на стене с помощью проектора.

 

на выставке

— Как получилось перенести идеи с цифрового формата в пространство?

Матушка Елисавета: Не всё возможно, но мы заметили, что получается еще лучше, когда не получается так, как хотели сначала и нужно находить другое решение. В любом деле, которое ты делаешь, есть Божия рука, которая ведет: «Подожди, лучше так».

Мария: Так, например, пришло решение о свечении лика Елисаветы. Мы его освещаем проектором. Звездное небо — это каркасная черная композиция, образ Христа создан бурением отверстий, через которые светят лампочки.

 

духовник свято-елисаветинского монастыря

Второй зал больше о жизни святой. Это ее линия жизни, которая сделана метафорично, как кардиограмма со звездами. Звезды — важные точки ее жизни: рождение, служение ее матери, смерть матери, воспитание в английских принципах, встреча с Великим князем Сергием, переезд в Россию.

Как правило, в острые, критические моменты жизни и происходит рывок развития души человека или, наоборот, падение. У святой Елисаветы это всегда было первое.

 

инсталяция жизненного пути матушки елисаветы

И сам вход на выставку — это арка, сделанная наподобие входа в Марфо-Мариинской обители.

Выставка — это, скорее, пространство для первоначального вдохновения, оно больше рассчитано на эмоции человека, чем на доскональное изучение жизнеописания святой Елисаветы.

Для монтажа выставки я собирала неравнодушных людей. Помогали волонтеры, друзья, знакомые. Было единение — каждый проявлял свои возможности, чтобы отдать, послужить.

 

фотограф

— Почему именно такой формат?

Мария: Мы искали форму под масштаб личности. Сейчас все-таки требуется по-новому говорить о жизни такой святой, которая была нетривиальной, необычной. Когда повествовательную часть, основанную на документальных источниках, обрамляешь метафорическим визуальным фоном, это создает эмоцию. Поэтому изначально выбрали цифровой сторителлинг как форму общения. Но так как не получилось до конца завершить проект в той мере, в которой мы задумали, мы хотели, чтобы он обрел какой-то дом, в котором мог бы продолжать жить.

 

мальчик на выставке

Матушка Елисавета: Это музей новой генерации, который мы сами еще нащупываем.

Мария: Я вынашивала идею делать музей про Великую княгиню Елисавету Феодоровну давно. В нашем монастыре это просто необходимо. Есть очень много идей, есть большое пространство «Ковчега», масштабная личность святой — всё надо хорошо продумать. И последние полгода я думала, что надо сделать хотя бы что-то небольшое, чтобы уже, наконец, начать. Был день рождения Великой княгини Елисаветы Феодоровны, мы захотели сделать что-то к этой дате, и в итоге это пространство отдали нам для временного музея.

Это не просто музей, который тебя учит и где ты получаешь информацию. Он имеет полное взаимодействие с приходящим человеком. Это и центр, где люди могли бы найти для себя какое-то дело, единение, и штаб милосердия, и место, где люди могли бы проявить себя.

 

звездное небо

— Мария, почему для Вас был важен этот проект? В чем Ваша личная связь с Великой княгиней Елисаветой Феодоровной?

Мария: Наверное, нас объединяет сильный поток боли: смерть любимого мужа — человека, с которым была Божественная связь, не от мира сего. И когда я делала этот проект, в первую очередь думала про смерть Сергея Александровича как проживание своей боли. Это мне помогало. Когда есть человек, который испытывал похожую сердечную боль, ты всегда с ним роднишься. Часть истории Великой княгини, где погибает Сергей Александрович, была самой сложной для меня, но, наверное, и самой вдохновляющей. Потому что Великая княгиня вышла из этой боли и преобразила ее в свет — она показала путь другим.

И даже тот, кто не столкнулся с такой сильной болью, всё равно может найти выход из какой-то другой своей боли. Ее пример — это универсальный инструмент.

— Мы начинали говорить про звезды. Наверное, не все могут стать такими яркими звездами, как святая Елисавета Феодоровна, но по крайней мере мы можем нести в себе капельку звезды?

Мария: Звездное небо — это образ. Но Господь создал жизнь вокруг, чтобы давать образы и метафоры. И мне кажется, мы все призваны стать звездами когда-то. Только так мы и соединимся.

 

силуэты

Беседовала Ольга Демидюк

Фотографии Максима Черноголова

10.12.2024

Просмотров: 457
Рейтинг: 5
Голосов: 13
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать