«Когда приходишь с желанием трудиться, Господь всё дает»
Новая серия наших публикаций в рубрике «Служение. Мастерские» рассказывает о людях, которые несут послушание в иконоокладной мастерской монастыря.
В детстве вышивальщица Галина Касперович одевала бумажных кукол, сама придумывала и делала модели. А теперь «одевает» в ризы святые образа. Ее работы украшают храмы и красные углы. Отец Андрей Лемешонок, когда благословлял Галину на работу, не знал ее тайны.
— Иголку умеешь держать в руках? — спросил он у Галины.
— Умею… — нерешительно ответила женщина.
Галина хотела только одного: трудиться в монастыре. Неважно кем. Думала, может, убирать возьмут. Но батюшка благословил на послушание в иконоокладную мастерскую. Она со смирением приняла «распределение» и оказалась на своем месте, которое многие ищут годами и, увы, не находят.
А когда Галина попала в мастерскую, от красоты у нее захватило дух: на большом столе лежали иконы в вышитых окладах; жемчуг, камни, стразы, бисер играли на свету, придавая образам торжественность и трогательность.
— Мне казалось, я в рай попала. И испугалась, что не смогу такое делать, — вспоминает она.
Ее обязанности раньше были далеки от декоративно-прикладного творчества. Она работала контролером на Минском подшипниковом заводе, вела отчеты. Отлично работала с цифрами. Решение Галины уволиться стало для коллег неожиданным. Руководитель уговаривал остаться: «Смотри, захочешь вернуться — назад не возьму». Но иголку Галина держала так же уверенно, как и вела документацию.
— Для себя могла пошить что-то по выкройкам из журнала «Бурда Моден». Мама моя любила шить, вязала крючком, вышивала гладью. Возможно, и мне передалась ее любовь к рукоделию.
Сначала новая сотрудница иконоокладной мастерской участвовала в совместном творчестве, приобретала навыки и опыт. Риза на маленький образ «Казанской» стала ее первой самостоятельной работой. А за 18 лет Галина вышила уже много окладов.
На ее рабочем столе большое разнообразие декоративного материала: камни, цирконий, ленточные стразы, цепочки и другие украшения. Вышивальщица соединяет разные детали, каждый раз создавая неповторимое облачение для писаного образа.
— Каждая икона требует своего подхода, как человек. И важно подобрать к ней именно то, что подходит, чтобы и оклад, и святое изображение были в гармонии.
Иголочка мастерицы проходит через ткань — жемчуг ложится точно к жемчугу. Появляется намек на нимб. Так, стежок за стежком, рождается риза для иконы «Умиление».
— Она мне особенно полюбилась, — говорит Галина, всматриваясь в лик. — Еще первый раз, когда делала к ней голубой оклад, очень понравился дизайн.
«Умиление» — образ, выражающий чувство смирения, сокрушения, доверия Богу. Это то состояние, в котором стремится трудиться и идти по жизни моя собеседница.
Галина была крещена в Католической Церкви, но в костел не ходила. Но однажды заболела дочь, и материнское сердце стало искать Бога.
— Были сильные душевные переживания. Не справлялась. Казалось, душа умирает, надо что-то делать, — вспоминает Галина. — Папа мой был католиком, мама — православной. В Бога я верила, начала читать книги разные. Коллега принесла Евангелие. Я ходила на лекции к пятидесятникам. Было интересно, но однажды попала на встречу, где они практиковали говорение на иных языках. Моя душа этого не приняла.
Побывала на собрании и у кришнаитов. Прихожу, они смотрят фильм про своего гуру. Как-то страшновато стало. Почувствовала себя там одинокой. «Что я здесь делаю?» — подумала. Они уговаривали меня остаться, предлагали свою литературу.
Жили мы среди православных родственников. Они поздравляли друг друга с праздниками, и мне тоже хотелось быть причастной к их традициям, духовно стать единым целым с родней. Я уже поняла, что лучше православной веры ничего нет.
В 2000 году приняла Православие. Накануне этого события приснился удивительный сон (я никогда не видела цветных снов, а тут такой яркий): мрачное подземелье, а в конце — свет. Выхожу на этот свет, и мне открывается светлое пространство: солнце заливает зеленые холмы, усыпанные драгоценными камнями. Я беру в руки изумруды… Сновидение будто предвещало: в Православии я найду сокровище, истину.
Лет шесть я ходила в храм Рождества Христова и по мере сил трудилась на строительстве храма. А потом захотела работать в монастыре.
— Что Вы обрели в Православной Церкви такого, чего не находили в других?
— У меня было ощущение, что там нет истины. В костеле тоже было как-то холодно. В православном храме нравилось больше. Когда начинала читать Евангелие, то становилась ближе к храму, к Богу. Прочла житие преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, и меня впечатлил тот факт, что она тоже искала истину и нашла ее в Православии, а ведь вначале была протестанткой.
— Работа с окладами для икон — очень ответственное дело. Терпение и усидчивость выработались еще на заводе. Старалась всё делать правильно. Чтобы вышивать ризы, надо быть в мирном расположении духа. Здесь почувствовала, что когда вышиваешь в хорошем состоянии, легко и быстро получается. Явно не своими силами это делаешь.
Я всегда жду нового заказа. Даже если образ повторяется, икона каждый раз немного другая. Используешь новые материалы, что-то усовершенствуешь. Интересно.
Работы, в которые вложил душу, и людям нравятся.
Вышивальщица показывает плащаницу Пресвятой Богородицы. Мастерицы привнесли новшество: бежево-коричневый бархат расшили белым жемчугом. Вышло очень красиво.
Иконы с окладами авторства Галины обретают свои места в храмах и красных углах. У мастерицы остаются только фотографии на память. Моя собеседница листает их в телефоне.
— Вышивала ризы для святых Матронушки, Серафима Вырицкого, Петра и Февронии, святителя Николая. «Самонаписавшаяся» — удивительный образ. Впервые увидела такую икону на рождественской выставке. Купила ее домой. А когда в мастерскую пришел заказ сделать оклад для «Самонаписавшейся», с радостью взялась за работу.
«Самонаписавшаяся» икона Божией Матери — чудотворная афонская. Была обретена в 1863 году. Один благочестивый молдавский художник старательно выводил образ Пресвятой Богородицы и младенца Иисуса Христа, но лик никак не получался. Зайдя в мастерскую после долгой молитвы, он увидел на холсте прекрасные лики. Вышивальщица говорит, что то же испытала на себе: без молитвы и участия Божиего работа не идет.
— Заметила: в пост оклады легче делаются. Над сложными ризами надо долго трудиться. Как говорит наша матушка, требуется время, чтобы икона собралась воедино. В мастерской я больше стала узнавать про иконы. Видишь образ, обращаешь внимание на детали: наклоны, линии. Это нужно чувствовать.
Наблюдаю, насколько кропотливо мастерица выкладывает украшения в стройную художественную композицию, и представляю, как она школьницей наряжала бумажных куколок. Она признается, что до сих пор хранит кукольный гардероб, который моделировала сама.
— Было такое увлечение. Рисовала кукол, делала одежки. У меня очень красиво получалось. Платья вырезала кружевные, с накидками, бальные. Хотелось, чтобы мои куклы были барышнями. Двоюродная сестра как-то сказала, что у нее тоже хранятся мои куклы. Это удивительно. И я берегу свои детские работы… (Улыбается).
Чудо, что я попала в монастырь. Чудо, что батюшка благословил меня в иконоокладную мастерскую.
— Не устаете от красоты?
— От красоты невозможно устать. Ждешь завершения работы, чтобы посмотреть на результат. Тогда чувство радости приходит. Мы, конечно, молимся, когда работаем. Но после освящения иконе сообщается благодать, она становится той иконой, которая помогает, исцеляет.
— Истина, которую Вы обрели в Православии, помогла справиться с трудностями?
— Сложности были в начале работы, пока научилась, но я понимала, что надо всё перетерпеть. Когда приходишь с желанием трудиться, делать красоту, тогда и терпение дает Господь, и всё остальное. Дочь тоже трудилась в мастерской. Молитва всего монастыря за нее идет. И это нас поддерживает.
— Вы говорили, что, придя в мастерскую, почувствовали себя как в раю. Это ощущение сохраняется и теперь?
— Да. Здесь совсем другой мир. Все мы в одном духе. Я всегда о таком мечтала. Знаю, если будет трудная ситуация, всегда найду здесь поддержку.
А внутренние изменения продолжаются. Может, их не замечаешь. Осознаешь, что есть над чем трудиться.
Я с радостью иду на послушание. А вот если не любишь свою работу, это отнимает жизнь. Я поняла, что здесь нашла то, что мне доставляет удовольствие. Слава Богу! Просто это надо было найти.
— Прошу Бога, Богородицу, святых, блаженную Валентину Минскую, которую почитаю особо, чтобы дали возможность и силы еще работать в мастерской. Бывает, идешь сюда больной, а приходишь — и здоровье появляется, чувствуешь прилив бодрости. Я счастлива, что у меня есть это служение.
Беседовала Ольга Косякова
Фотографии Максима Черноголова
03.12.2024