X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Освятите пост!

Архиепископ Херсонский Иннокентий

Освятите пост! Но разве пост сам по себе не свят, что его надобно освящать?

Нет, пост сам в себе свят и чист, а бывает не свят по причине нашей нечистоты, подобно тому, как чистый и золотой сосуд теряет чистоту и благолепие от прикосновения к нему рук и уст нечистых.

Итак, желая освятиться посредством поста, освятим прежде, по слову пророка, самый пост. Каким образом? Во-первых, освобождением нашего поста от неправильных понятий о нем, кои превращают его и отнимают у него силу; во-вторых, правильным употреблением наших пощений и ближайшим направлением к их цели; наконец, соединением поста с другими делами веры и любви.

Мы назвали святой пост врачевством для души. Такое понятие о посте уже немало помогло нам в изображении его благотворных действий.

Пост есть врачевство души и тела, посему тот был бы в жалком заблуждении, кто, понадеясь на силу своего поста, возомнил бы найти в нем одном средство к примирению с Богом, к удовлетворению закону и правде Божией, к вознаграждению за свои грехи, к уплате долга совести. Посему, чтобы наш пост был действителен и благоприятен Господу, мы должны удалять от него всякое понятие как о жертве за грехи, а представлять его только средством к ослаблению в нас пагубной наклонности к чувственности и постыдного рабства плоти, и вместе с сим должны как можно более освящать его верой в заслуги Искупителя, которая одна, усвояя их душе нашей, сим самым оправдывает нас пред Богом. Вот первое освящение поста — верой и упованием!

Пост есть врачевство для души и тела, посему и тот явно поступил бы вопреки самому существу поста, кто, соблюдая пост, думал бы, что по тому самому он имеет право превозноситься над всяким, кто не постится подобно ему. Гордятся ли множеством лекарств или продолжительным употреблением их? Напротив, это часто почитают нужным скрывать. Зачем же ты будешь превозноситься своим постом? Ты можешь и должен только сожалеть и молиться о нем, а не гордиться тем, что ты постиг силу врачевства и употребляешь его как должно. Но ты никак не можешь употреблять его как должно, доколе не освятишь своего поста смирением. Ибо общая болезнь человеческая, которую ты предпринял врачевать в себе постом и покаянием, главным образом состоит в самолюбии и гордости. Это второе необходимое освящение поста — смирением!

Пост есть врачевство для души и тела, посему его надобно и употреблять как врачевство. Как употребляются лекарства? Большей частью не вдруг, а постепенно, в известной мере. Употребление всего врачевства вдруг во многих случаях причинило бы смерть. Пост, по самому существу своему, принадлежит к врачевствам, употребляемым не вдруг. Посему тот поступил бы безрассудно, кто, решившись прибегнуть к посту для врачевания своей души, вдруг лишил бы себя пищи на слишком долгое время.

Что еще наблюдают при употреблении врачевств? Соразмеряют их с возрастом, телосложением и другими обстоятельствами врачуемого. То же надобно наблюдать и при употреблении поста. Безрассудно было бы малолетнему, или престарелому, или немощному возложить на себя такой пост, какой могут переносить только возрастные, крепкие и полные жизни. Это третье освящение поста — благоразумным употреблением его, по мере своих сил и нужд.

Пост есть врачевство для души, посему во время поста надобно смотреть не на одно тело, а более на душу. Какое вредное было бы противоречие — тело лишать пищи, а душе в то же время позволять предаваться мирским помыслам, яростным движениям, порывам самолюбия или ненависти! Это значило бы другой рукой разрушать то, что насаждается и созидается одной.

Наконец, пост есть врачевство сильное и необходимое, но вместе с сим отнюдь не единственное, а приуготовительное к другим, высшим, духовным врачевствам, посему, предаваясь посту, надобно всегда иметь в виду дальнейшую цель, то есть покаяние, исповедь и причащение Святых Таин. Пост должен помочь тебе сперва выйти из-под власти чувственности, уничтожить силу и власть плотских страстей, дать свободу и удобность обозреть свою жизнь, узнать как можно вернее язвы своей совести, найти главную страсть, тебя снедающую, расположить, искренно искать от нее исцеления, решиться однажды и навсегда — начать жизнь добродетельную. Надобно усугубить пост или исправить, если, постясь, ты не приблизился духом к своему Спасителю, не почувствовал нужды в заслугах Его, не ощутил духовного глада к насыщению себя Божественной Трапезой Тела и Крови Его, не слышал еще в себе гласа любви Его, призывающего к соединению с Ним.

Как ни кратки и просты сии правила поста, мной предложенные, но если мы будем наблюдать их постоянно во время нашего пощения, то есть если будем растворять пост наш верой, смирением и молитвой, будем соразмерять его с силами и потребностями нашими, будем, постясь телесно, поститься в то же время и духовно, то пост наш будет свят и благоугоден Господу и послужит в освящение душ и телес наших.

Источник: Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский. Сочинения в 6 томах. — Изд. 2-е. — Санкт-Петербург: Изд. И. Л. Тузов, 1908.

02.12.2024

Просмотров: 173
Рейтинг: 5
Голосов: 5
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать