О евангельской любви
![Господь Вседержитель](assets/images/read/2024/main/o-evangelskoj-lyubvi-big.jpg)
Дорогие мои братья, Бог есть любовь. Пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (ср.: 1 Ин. 4: 16), — громогласно проповедует апостол любви Иоанн Богослов.
Любовь — самый прекрасный цветок в саду добродетелей, из которых состоит рассуждение; самый яркий из цветов радуги в Небе Евангелия. Самая дорогая жемчужина в короне веры. Ключ, которым открываются все двери человеческого поведения. Лекарство, которым излечивается любая болезнь душевная и телесная. Райский евангельский гимн.
Один святой говорил: «Господи, сделай так, чтобы я помогал людям, а не они мне; чтобы я любил других, а не они меня; чтобы я их понимал, а не они понимали меня».
Любовь, которой учил Господь, не искаженная ложными человеческими представлениями, есть жертва, есть аромат духовного благоухания. Есть плод сердца и дар произволения.
Любовь проявляется не в том, что ты даешь, а в том, как даешь. Любовь не в протягивании руки, а в приношении сердца. Если ты умеешь самого себя отдавать другим, значит, умеешь любить.
Бог любит того, кто творит милостыню охотно и с улыбкой на лице; кто творит милостыню по свободном рассуждении. Милостыня, приносимая с сожалением и по принуждению, не принимается. Корень милосердия в сердце. Милостыня исходит из сердца и подается руками. Милостыня согревает, когда есть огонь любви. Милостыня холодна и тягостна, когда нет любви. Она — мертвое тело без солнца и света, цветок без вида и аромата. Милостыня без любви — оскорбление. Грош цена даже самому прекрасному и дорогому подарку, если его дарят без улыбки.
Христос говорит, что нужно быть внимательными в вопросе милостыни. Он осуждает милостыню, которая творится напоказ и с превозношением…
Один человек Божий сказал: «Всякая душа, приобретшая любовь, есть отражение Божества». В любви свет, она распространяет свет. Любовь несет в себе свет, она дает свет. Любяй брата своего во свете пребывает (1 Ин. 2: 10).
Чем ближе ты к Богу, тем больше просвещаешься, тем больше несешь света. Чем больше любишь Бога, тем больше любишь человека. «Ты видел брата своего? Значит, видел Бога», — говорит авва Исаак Сирин.
На самом деле, что пользы в покорении вселенной, если мы не приобретем себе любовью братьев своих? (см.: Ин. 13: 35). Зачем исследовать космос и открывать новые галактики, если мы не можем открыть звезду Вифлеемскую, Бога любви? Зачем смотреть в радиотелескопы и искать новые миры, если нам неизвестна новая заповедь любви? Без любви всё тщетно, бесполезно и ненужно. Все человеческие дела и достижения приобретают ценность только в любви.
Но любовь есть рассуждение, а рассуждение — это искусство. Если ты не владеешь искусством любви, значит, не умеешь любить. Любовь не обращает внимания на странности брата, она прощает ошибки, мирится с недостатками, уступает упрямству, избегает осуждения. Она не обращает внимания на насмешки, рассеивает подозрения, не принимает клеветы, публично не оскорбляет и не порочит. Она благородно и великодушно покрывает все недостатки. Любовь по своей простоте и искренности не знает, что значит зло. Она чиста как вода хрустального озера, ее не будоражат бурные волны зла и лукавства.
Имеющий любовь есть первый победитель в духовной брани. Он побеждает своей улыбкой и добротой. Если в других случаях уступки означают поражение, то в любви уступки — это победа. «Человеколюбием мы победим», — говорит святой Григорий Богослов.
Славны трофеи любви. Драгоценны венцы человеколюбия. С другой стороны, не будем забывать, что всякая великая любовь есть любовь распятая. Она с рассуждением проходит все ступени Голгофы, страдает, как и Он пострадал на Кресте. Всякое приношение есть жертва, и любая жертва ценна.
Любовь с рассуждением и добротой относится и к голодному, и к жаждущему, и к чужому, и к униженному, и к заключенному, и ко всякой душе скорбящей.
Некто сказал: «Скорби в мире так велики, что если бы кто захотел собрать слезы, которые ежедневно проливают люди, то очутился бы перед самой большой рекой на земле». Любовь означает не только радоватися с радующимися, но и плакати с плачущими (Рим. 12: 15).
У каждого государства есть национальный гимн, есть гимн и у христиан — гимн любви, который искусно изложил великий апостол языков Павел в 13-й главе Первого послания к Коринфянам.
Пусть этот прекрасный мелодичный гимн будет у нас на устах и в душе. Аминь.
Источник: Старец Ефрем, игумен монастыря Филофей на Святой Горе Афон. Искусство спасения. Т. 1: Беседы. — М.: Святая Гора, 2012.
30.12.2024