Город новомучеников, или Близкие святые
Татьяна Хоменкова — экскурсовод и краевед, автор экскурсии «Минск новомучеников». Она знакомит людей с местами столицы, где жили или бывали новомученики и исповедники Белорусской земли. Татьяна — активная участница движения по восстановлению памятников культуры и истории и вообще человек творческий и интересный. Сейчас она отдает много сил своим маленьким детям, но нашла время поговорить, за что я ей очень благодарна.
— Как получилось, что Вы заинтересовались темой новомучеников?
— С 2008 по 2017 год я трудилась в паломнической службе Свято-Елисаветинского монастыря. Начинала свое послушание как ответственная по белорусским маршрутам, а потом по СНГ, по Европе. С 2015 года я отвечала за маршруты по Беларуси и прием паломников на нашей земле, но на самом деле это послушание мне всегда в большей степени грело сердце.
Проект памяти новомучеников и исповедников земли Белорусской в паломнической службе начал работу в 2011 году. Сотрудниками сайта обители были подготовлены жизнеописания, которые в 2017 году вышли уже в иной обработке в виде цикла публикаций рубрики «Верные Христу».
Тогда же началась разработка паломнических маршрутов памяти новомучеников. Идейным вдохновителем стала она из послушниц монастыря, первые маршруты помогала составить и провести экскурсовод Наталья Ивановна Щербакова. Потом каждый сотрудник паломнической службы внес свою лепту: сестра Фотиния, сестра Иоанна, сестра Елена, сестра Маргарита... Со временем меня назначили ответственной за этот проект.
— Расскажите о возникновении идеи вести экскурсию по местам, связанным с новомучениками.
— Для того чтобы разработать маршрут, конечно, нужно было получше знать жития. Перечитывая жития святых, о которых мы знали очень мало, но хотели, чтобы не только мы, а и наши паломники узнали больше, я обратила внимание, что многие из них связаны с Минском. Стала выписывать эту информацию, и так родилась идея экскурсии по Минску, связанной с местами новомучеников и исповедников земли Белорусской.
Первая такая экскурсия прошла на фестивале экскурсоводов в 2016 году. Это был фестиваль, на котором экскурсоводы и краеведы радовали горожан авторскими экскурсиями по Минску. Тогда я впервые провела экскурсию по городу. До этого я принимала участие в похожем мероприятии и проводила экскурсию по монастырю. Потом от паломнической службы мы проводили эту экскурсию множество раз. Она была чаще всего бесплатная или за небольшое пожертвование. Собиралось разное количество людей. Больше всего было участников, когда экскурсию заказывали прихожане какого-либо храма или посетители фестиваля экскурсоводов. Я благодарна паломнической службе монастыря за помощь.
Еще одним важным и запоминающимся выступлением было участие в конференции по случаю 950-летия Минска с докладом «Святые покровители Минска» и предложением чтить память 25 покровителей города из числа новомучеников и исповедников земли Белорусской.
С 2016 по 2017 год я училась на курсе «экскурсоведение» в Минском духовном училище и там получила информацию, а также необходимые навыки, чтобы оформить эту экскурсию в виде текста, который можно было бы предоставить на защиту в Национальное агентство по туризму. Перед защитой экскурсию читали методисты. Моим научным руководителем согласился выступить ныне покойный историк и писатель протоиерей Феодор Кривонос, который благословил меня на защиту. Думаю, по его молитвам она и состоялась, потому что защитить авторскую экскурсию, тем более на церковную тему, непросто, ведь в комиссии обычно нет специалистов по этой тематике.
Моя защита состоялась в июне 2017 года, и с того времени я уже получила возможность проводить экскурсию для туристов. Не скажу, что заказов было много, но всё же случались.
В том же году одно польское издательство попросило меня написать биографию моего деда Мирона Жигоря, который был церковным служителем в Западной Беларуси. Он был псаломщиком и в 1954 году в возрасте 57 лет стал священнослужителем. Когда я изучала его биографию, в том числе в Минском епархиальном архиве, подумала, что ведь мы с ним встречались: он умер, когда мне исполнился годик. Возможно, именно он благословил меня заинтересоваться темой новомучеников, глубоко ей проникнуться.
— Понятно, что белорусские святые Вас поддерживали, а были ли помощники здесь, на земле?
— Безусловно, у меня были и есть единомышленники. Мы проводили много встреч памяти новомучеников, участвовали в конференциях и проводили вечера памяти священномученика Владимира Хираско, лекции, мастер-классы, разрабатывали маршруты байдарочных сплавов и квестов памяти новомучеников. Благодаря этой теме я, с одной стороны, поняла глубину подвига служения священников в 20‒60-е годы XX века, а с другой стороны, смогла постичь, что происходило в жизни моего прадеда.
Чудным образом его жизнь была напрямую и вскользь связана с именами четырех новомучеников. Удивительно, что в то время, когда моего прадеда благословили учиться на Жировичских пастырских курсах, на приходе, где он был псаломщиком, служил будущий новомученик Матвей Крицук. Нет пока прямых доказательств, но я думаю, что именно он благословил моего прадеда на пастырское служение.
В то время, когда мой прадед учился в Жировичском монастыре, там преподавал и руководил церковным хором будущий новомученик архимандрит Серафим (Шахмуть).
Также одним из мест будущего служения прадеда было Лавришево, где раньше подвизался новомученик Сергий Родаковский, родственник святой блаженной Валентины Минской. Прадед не успел туда доехать, потому что его благословили уйти на покой.
Когда мой прадед рукополагался во священники в домовом храме Минской епархии, там трудился юристом будущий исповедник Владимир Еленевский.
— Дивны дела Твои, Господи…
— Очень трепетно, когда проводишь экскурсию «Минск новомучеников», рассказывая в том числе про церковь, где твой родной прадед в годы хрущевских гонений был рукоположен во священники и начал свой крестовый путь, который я называю «босиком по стеклу в вечность».
— Ближе ли Вам новомученики, чем святые, жившие много веков назад, и почему?
— Можно сказать, что новомученики ближе мне, всем нам, потому что их жизнь отнесена не так далеко во времени. Они жили в таких же или похожих семейных обстоятельствах, имели детей. Они могли отказаться от Христа и спокойно продолжать жить, учиться, работать. Такие случаи я знаю, даже с близкими людьми подобное бывало. Но эти люди выбрали другой путь: страдание ради Христа, для того чтобы сейчас молиться за нас в вечности и помогать нам в нашем ежедневном выборе.
— Татьяна, о чем Вы рассказываете на своей экскурсии?
— Экскурсия «Минск новомучеников» — это экскурсия не только о святых XX века, об их жизни и обучении в Минске, но и свидетельство о тех святынях, храмах и монастырях, которые раньше были не только духовным ядром нашей столицы, но и украшали город своей архитектурой. Она об утраченных святынях, о невозвратном. Восстановление многих храмов уже невозможно, потому что там, где они находились, теперь стоят абсолютно другие здания. Также эта экскурсия — свидетельство о непростых условиях того времени, в которых жили и простые верующие. Репрессии ведь претерпели не только священники, но и прихожане храмов и церковнослужители приходов: псаломщики, дьяконы.
Много удивительных историй я услышала от людей, об их связи с новомучениками. Например, одна из женщин была соседкой детей священномученика Валериана Новицкого и по моей просьбе записала воспоминания. Еще один участник экскурсии знал от своего отца про поповскую дорогу из Могилева в Белыничи. Его так впечатлил этот рассказ, что он написал стихотворение, которое тоже потом мне выслал. Все эти свидетельства я берегу как бриллианты и стараюсь делиться ими с людьми во время выступлений, экскурсий и паломничеств памяти новомучеников. Я очень рада, что Бог дал мне возможность послужить памяти наших святых.
— Есть ли у Вас любимые святые?
— Один из самых любимых святых из числа новомучеников — преподобномученик Серафим Жировичский. Меня поражает широта и глубина подвига этого святого. Его миссия охватила практически всю современную Восточную Беларусь. Мне встречалось много людей в разных местах, которые были крещены или венчаны этим святым. Наиболее яркое воспоминание связано еще с довоенным его периодом. Когда мы путешествовали по Восточной Польше, Подлясье, то встречались с людьми, знавшими его лично. Они нам показывали, где стоял домик отца Серафима, где ткалось ему из льна облачение. Кто-то помнил его просто как ласкового священника, который гладил их по голове, дарил яблочки, когда они были еще детьми. Мы заходили в церковь, в которой батюшка служил, видели его вытканное облачение, документы, написанные его рукой. Это такое соприкосновение, как будто ты познакомился с человеком вживую.
Еще одним таким ярким и важным для меня человеком является священномученик Митрофан Краснопольский, по благословению которого была написана икона «Минские святые». И хотя на ней были изображены только святитель Кирилл Туровский, святитель Лаврентий Туровский, младенец Гавриил Белостокский и над ними Божия Матерь «Минская», это был пример благословения почитания местных святых и обращения прежде всего к ним. По благословению такая икона должна была находиться в каждом приходе Минской епархии. При отце Митрофане было восстановлено почитание икон Божией Матери «Минская» и «Крупецкая», в дни их памяти шли крестные ходы. Деятельность священномученика была поразительна. Он организовал противоалкогольное движение, вдохновлял солдат во время Первой мировой войны, и это всего за четыре года служения на Минской кафедре! Можно только представить, сколько бы он успел, если бы служил дольше…
Наверное, близкий для меня и святой Валериан Новицкий, потому что ему было всего 33 года, когда он пошел за Христом до конца. Оставил троих детей. Я читала поэму, которую написал его сын. Много свидетельств было собрано приходом в Телядовичах. Благодаря любви и усердию прихожан по поддержанию памяти о святом покровителе эта любовь передается и всем, кто с этим соприкасается.
Близкими благодаря экскурсиям и паломничествам мне стали отец Владимир Зубкович, отец Василий Измайлов, епископ Иоанн Рижский и архиепископ Мелхиседек (Паевский). Да, пожалуй, каждый святой, о котором узнаешь ближе, бываешь на месте его памяти, слышишь воспоминания людей, которые не только знают о нем, но и молятся ему, становится близким.
Так случилось, что мой маленький сыночек Николай родился в день памяти мученика Михаила Новицкого. Мой день рождения совпадает с днем памяти священномученика Константина Шарковщинского. Дочь родилась тоже в день памяти святого. Моего мужа зовут Константин, поэтому получаются такие интересные связи и переплетения с личной биографией.
Каждому из святых я молюсь, но и в житейских нуждах прошу помощи у всего Собора наших новомучеников. Рада, что мне удалось познакомиться с прямыми свидетелями их подвига. Мы в свое время успели побеседовать с внучками священномученика Владимира Пастернацкого. Они рассказали удивительные истории, которые я передавала во время экскурсий и которые меня поддерживают до сих пор.
Особая радость, что удалось познакомиться и хоть короткое время общаться с отцом Феодором Кривоносом. Этот человек был кладезем не только знаний, поражало его ответственное отношение к этим знаниям, популяризации их, любовь к выверенным фактам, где было больше не личности исследователя, а личности того, кого он исследует. Для меня это, конечно, такой пример, на который я буду опираться долгие годы.
Сейчас я уже редко провожу экскурсию «Минск новомучеников» и редко участвую в мероприятиях, но несмотря на то, что мои дети совсем маленькие, мы уже четыре года участвуем в художественном пленэре «Заславский Спас» и каждый год 18 августа я стараюсь там провести встречу, посвященную памяти протоиерея Феодора Кривоноса, побеседовать со всеми желающими о подвиге новомучеников и исповедников земли Белорусской.
Отрадно, что дело отца Феодора Кривоноса продолжается. В прошлом году проходила конференция в Институте теологии БГУ, и регулярно темы, посвященные новомученикам, освещаются в Минском духовном училище на курсе экскурсоведения. На отдельных приходах продолжается работа по изучению и популяризации знаний о наших святых. Для меня наибольшим примером является заславский приход храма Преображения, который радеет о священномученике Порфирии Заславском, и лично Анастасия Балыш; приход священномученика Владимира Хираско, благодаря которому вышел фильм «Святой», показывающий жизнь священников того времени. Невозможно не отметить деятельность братства Виленских мучеников собора Петра и Павла города Минска. Это мои единомышленники, с которыми мы продолжаем двигаться в одном направлении и надеяться, что те сведения, которые мы собираем по сохранению памяти наших святых, будут востребованы.
Беседовала Елена Романенкова
Фотографии из личного архива Татьяны Хоменковой
05.12.2024