Дамасский светильник
Наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих богодохновенное удобрение, Иоанне премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь, глас 8
Преподобный Иоанн Дамаскин известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения, выдающийся гимнограф, богослов, борец с ересью иконоборчества, которую в VIII веке поддерживал византийский император Лев III, не отличавшийся благородством и продуманной религиозной политикой. Жертвой интриг этого правителя и стал в конечном итоге преподобный, хотя не без попущения Божия: не будь этих скорбей, возможно, светильник Иоанна Дамаскина не светил бы нам сегодня так ярко сквозь 1300 лет.
Будущий святой родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. В то время в Дамасском халифате, несмотря на мусульманское владычество, православные не были стеснены в своем исповедании веры. При халифе Язиде II ибн Абдул-Малике казначеем, пользовавшимся его безусловным доверием, был ревностный христианин Сергий. Монарх не смущался вероисповеданием своего чиновника — его отец также был православным и в свое время верно послужил Дамасскому двору. Как-то казначей увидел на невольничьем рынке ученого инока из Калабрии, обливавшегося горькими слезами оттого, что ему некому передать свои глубокие познания и духовный опыт. Он выкупил монаха и отдал ему на обучение своих детей: Мансура и приемного сына Косму. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. Это были будущие светильники Православной Церкви преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский.
Общий вид Дамаска, написанный неизвестным художником 17 века. Евреи, ассирийцы, персы, Александр Македонский, римляне, арабы, крестоносцы и другие правители сменяли друг друга в течении истории города, которая насчитывает не менее 2500 лет. Упоминается впервые в Ветхом Завете и является одним из самых древних на Земле.
После смерти отца Мансур занял при дворе должность советника в налоговой администрации арабского халифата и градоправителя. Когда Византийскую империю потрясла иконоборческая ересь и император Лев III Исаврянин, вступив на престол, начал гонения на почитателей икон, Мансур — ревностный христианин — встал на защиту иконопочитания. Священники, монахи и простые люди, спасаясь от преследований императора-еретика, бежали в мусульманский Дамаск, где притеснений христиан не было.
Икона Божией Матери, исцелившая поборника иконопочитания, сегодня именуемая «Троеручица»
Судя по всему, калабрийский инок вложил в душу своих учеников всё лучшее и полезное, чем обладал сам, потому что «Три защитительных слова против порицающих святые иконы», написанные Мансуром ибн Сержуном, имели колоссальный успех. Дамасский чиновник ревностно направил всю мощь своих знаний и таланта на борьбу с иконоборческой ересью. Своим многочисленным знакомым в Византии он переправлял письма, в которых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Его сочинения тайно переписывались, передавались из рук в руки, немало способствуя уверению в истине православных и обличению еретиков-иконоборцев.
Деятельность Мансура привела в ярость императора-иконоборца. Поскольку дамасского министра нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить, Лев Исавр не возгнушался клеветой. Писарь, подделав почерк святого, написал от его имени письмо Льву Исавру, в котором Мансур якобы обещал сдать византийцам город Дамаск. Это письмо коварный император-еретик преподнес халифу Язиду II, намекая на готовящийся в Дамаске заговор и государственную измену. Не подозревая Льва в злой интриге, халиф не расследовал дело и жестоко наказал своего верноподданного: приговорил Мансура к отсечению правой кисти, которую после казни вывесили на базарной площади.
Преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский. Византийская миниатюра начала XI в. Минология Василия II, Ватикан
По преданию, Мансур упросил халифа отдать ему руку и со слезами долго молился перед старинной иконой Богородицы. Наконец, устав от нравственных страданий и измучившись от боли, он заснул. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица и произнесла: «Вот рука твоя исцелена, не скорби же более и трудись прилежно этой рукой». Когда Мансур открыл глаза и снял плат, которым была завязана кисть, он увидел, что рука невредима. Свою благодарность к чудной Исцелительнице Мансур излил в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь». А в память о своем дивном исцелении к иконе, перед которой молился, прикрепил изображение кисти руки, выполненное из серебра. С тех пор за этим образом Богоматери утвердилось наименование «Троеручица». А плат, которым была перевязана рана, святой носил на главе всю оставшуюся жизнь.
Весть об исцелении советника быстро разнеслась по Дамаску. Халиф, убежденный чудом в невиновности своего министра, просил у него прощения, призывая вернуться к делам государственного управления. Но сердце советника Мансура теперь принадлежало Единому Богу. Отныне он все свои силы и способности отдаст на служение Ему. Раздав свое богатство и оставив лишь ниспославшую ему исцеление икону, с приемным братом и товарищем по учению Космой Мансур удалился в Палестину, где принял постриг в одном из монастырей с именем Иоанн. По преданию, это была Лавра преподобного Саввы Освященного.
В монастыре Дамаскин прошел весь узкий путь монашеской аскезы: послушание, отсечение своей воли, смирение. Тогдашний игумен лавры Никодим передал его старцу, простому и строгому иноку, который наложил на Иоанна заповедь ничего не делать по своей воле, непрестанно пребывать в молитве, изгонять из души всякий образ мирской жизни и запретил писать что-либо.
Лавра преподобного Савы Освященного (V век) в Кедронской долине в Иудейской пустыне, на территории Западного берега реки Иордан, современный вид
Как-то в обители скончался один из иноков, и брат покойного попросил Иоанна написать ему что-нибудь в утешение. Преподобный много раз отказывался, но по милосердию уступил просьбам удрученного горем и написал те умилительные песнопения, начинающиеся словами «Кая житейская сладость пребывает печали непричастна», которые и теперь поются при погребении усопших. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. После долгих уговоров братии старец согласился принять Иоанна обратно с тем условием, чтоб тот собственноручно будет убирать из монастыря нечистоты. Иоанн поспешил исполнить волю старца, но тот, тронутый таким смирением, остановил его и, облобызав, сказал: «О, какого великого подвижника блаженного послушания родил я во Христе». А через некоторое время, получив особое извещение Богоматери (Царица Небесная во сне явилась старцу и повелела: «Не препятствуй источнику течь: изобильно потечет он, и всю вселенную протечет и напоит, покроет моря ересей и претворит их в чудную сладость»), старец благословил Иоанна на написание как церковно-поэтических, так и богословских сочинений.
Иерусалимский патриарх Иоанн V (706–735), в юрисдикции которого находилась Лавра св. Саввы, вызвал Иоанна Дамаскина в Иерусалим и рукоположил во пресвитера, сделав проповедником при храме Воскресения. В этой должности святой Иоанн пребывал некоторое время и именно тогда произнес все известные нам слова и беседы. Вероятно, после последовавшей вскоре смерти патриарха Дамаскин возвратился в обитель, где продолжал подвизаться в аскетическом делании и написании богословских трудов и церковных песнопений.
Пещерная келья преподобного Иоанна Дамаскина в Лавре преподобного Саввы Освященного
Почил Иоанн «в мире и глубокой старости» предположительно около 104-х лет 17 декабря. Год его кончины точно не известен, но очевидно, что он скончался ранее 787 года, так как на VII Вселенском Соборе преподобному Иоанну вместе с патриархом Константинопольским Германом и Георгием, епископом Кипрским, была провозглашена вечная память:
«Герману православному вечная память.
Иоанну и Георгию вечная память.
Проповедникам истины вечная память.
Троица прославила троих, коих рассуждениям да сподобимся последовать, милосердием и благодатию Первого и Великого Архиерея Христа Бога нашего, предстательством Пренепорочной Владычицы нашей Святой Богородицы и всех Святых».
Мощи Иоанна Дамаскина были перенесены в Константинополь при императоре Андронике II Палеологе (1282–1328 гг.). Левая рука преподобного Иоанна Дамаскина хранится в Санкт-Петербурге в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре.
Шуйца (левая рука) преподобного Иоанна Дамаскина, хранящаяся в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга
В своих многочисленных творениях, которые навсегда останутся источником истинного благочестия, ортодоксального богословия и церковного просвещения, преподобный Иоанн Дамаскин выступает и как догматист, излагающий систему христианского вероучения, и как моралист, раскрывающий величие и силу добродетелей и вред пороков, и как полемист, ревностно и безбоязненно боровшийся и силой слова побеждавший несториан, монофизитов, иконоборцев и мусульман, и как экзегет, составивший комментарии на все послания апостола Павла, и как вдохновенный поэт-гимнограф, которому принадлежат такие непревзойденные образцы богослужебной поэзии, как Пасхальная служба, каноны на Рождество, Богоявление, Вознесение и другие, и, наконец, как крупный оратор-проповедник.
Главное и наиболее известное догматическое творение святого Иоанна Дамаскина, посвященное им его сводному брату Косме Маюмскому, называется «Источник знания». Этот обширный догматический свод делится на три неравные части: «Философские главы», «О ересях», «Точное изложение православной веры». Трехчленное построение отвечает педагогическому замыслу Дамаскина: сначала предоставить читателю инструментарий мышления, затем предупредить, какие пути мысли отвергнуты соборным разумом Церкви, и, наконец, предложить систематическое изложение православной догматики. Соответственно, две первые части могут рассматриваться в качестве вводных к «Точному изложению православной веры», которая являет нам систему христианского вероучения, изложенную словами отцов и учителей Церкви и постановлениями Вселенских Соборов.
Преподобный Иоанн Дамаскин, древняя фреска
Преподобный Иоанн Дамаскин — не просто систематизатор, он тот, кто уловил и передал суть святоотеческого богословия. Причем «Точное изложение православной веры» — это только часть его трудов. Он одним из первых написал труды против иконоборцев, полемические трактаты, был проповедником и ученым мужем. Он постарался структурировать христианские богооткровенные истины, отлично чувствуя логику построения всего христианского вероучения, в некую единую систему. И несмотря на то, что его система отличается от современной нам системы изложения догматов, она очень логична. У Иоанна Дамаскина эта система учения о Святой Троице, учение о Христе и т. д. уже где-то внутри присутствует, и он ее видит и логически строит. У него нет неровности изложения, и при чтении «Точного изложения православной веры» создается впечатление некоего спокойствия, даже в тех местах его учения, где он полемизирует. Соединив с глубиной и строгостью богословия простоту и доступность для всех, «Точное изложение православной веры» до сего дня служит и учебной книгой Церкви, и правилом веры, и свидетельством нашего исповедания перед инославными.
Огромные достоинства творения Иоанна Дамаскина обусловили его уникальное по своей широте влияние и на Востоке, и на Западе. Уже в X веке в числе первых святоотеческих творений «Точное изложение православной веры» было переведено на славянский язык. В XI веке по поручению папы Вильгельма III труд был переведен на латынь.
Современные издания трудов прп. Иоанна Дамаскина
Особую заслуженную славу приобрели труды Дамаскина как песнопевца. В Хронографии Феофана (ок. 760–818) он назван «Златоструем» — «по обилию в нем благодати Святого Духа, текущей в словах его и в жизни». Точно определить объем песенного творчества преподобного Иоанна нелегко.
Традиционно святого называют составителем Октоиха, однако это мнение верно лишь отчасти. Формирование Октоиха, или Осмогласника, и в целом гласовой системы было трудом ряда поколений. Но огромная заслуга преподобного Иоанна Дамаскина в том, что он привел уже в целом сложившийся порядок службы к определенному единству и сам составил некоторые конструирующие составляющие воскресных служб — догматики и каноны христологического содержания.
Введение Октоиха произвело значительную перемену в составе богослужения, и поэтому преподобному необходимо было в дальнейшем пересмотреть Иерусалимский Устав, что он и выполнил, введя в него правило о канонах, которые были составлены им и преподобным Космой Маиумским.
Этот великий труд Иоанна Дамаскина высоко оценивается в литературе: преподобный признается замечательной личностью в истории церковного пения, ему отводится почетное место в ряду литургических деятелей Восточной Церкви. Один из современных исследователей гимнологии святого П. Петрос указывает, что преподобный Иоанн упразднил в Церкви всякое пение, не отвечающее молитвенному духу, «положил ограду церковному пению». Разбирая законы церковного пения, современные Дамаскину, автор свидетельствует, что последний «изложил осмогласие церковного пения в строгой музыкальной системе». П. Петрос признает святого Иоанна Дамаскина «организатором… литургического музыкального осмогласного пения».
Помимо указанных трудов, преподобный Иоанн проявил себя и как песнописец в подлинном значении этого слова, работая в разных областях церковной гимнографии. Им составлены тропари, стихиры, антифоны, каноны. Считается, что общее количество канонов и стихир преподобного Иоанна Дамаскина достигает 64, хотя некоторые из них уже вышли из церковного употребления.
Старинные певческие книги с различными системами нотации, в которых помещены произведения преподобного Иоанна Дамаскина
Плодом поэтического гения святого Иоанна Дамаскина являются такие песнопения Светлой недели, как Пасхальная утреня и все пасхальные часы, ряд праздничных канонов (на Рождество, Богоявление, Преображение, Вознесение, Благовещение, Успение и другие), каноны некоторым святым, умилительные надгробные песнопения, включая тропарь «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего…», и ряд дивных молитв и песнопений ко Пресвятой Богородице: «О Тебе радуется…», «Милосердия двери отверзи нам…», «Многая множество моих, Богородице, прегрешений…», «Все упование мое на Тя возлагаю» и другие.
Патриарх Иерусалимский Иоанн, завершая житие Дамаскина, пишет: «Он отошел ко Христу, Которого возлюбил. И теперь он видит Его не на иконе и поклоняется Ему не в изображении, но Самого Его созерцает лицом к лицу, взирая с непокрытым лицом на славу блаженной Троицы».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексей I в своей речи, произнесенной 18 апреля 1948 года по поводу церковного пения, сказал: «…такие песнописцы, как святой Иоанн Дамаскин… и другие древние творцы церковных песнопений навсегда останутся идеалами церковного творчества».
Пусть молитвы этого великого светильника Православной Церкви пребудут со всеми нами!
Песнописца и честнаго богоглагольника, Церкве наказателя и учителя и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим: оружие бо взем, Крест Господень, всю отрази ересей прелесть и яко теплый предстатель к Богу всем подает прегрешений прощение.
Кондак, глас 4
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Введение в святоотеческое богословие: Конспекты лекций / Прот. Иоанн Мейендорф. — Минск: «Лучи Софии», 2007. — 384 с.
- ИОАНН ДАМАСКИН
- Богослужебное пение. Закон осьмогласия.
- Священник Максим Козлов. Краткие сведения о св. Иоанне Дамаскине и его творениях
- Схимонахиня Игнатия (Пузик, Петровская). Церковные песнотворцы
Читайте также: 15 цитат преподобного Иоанна Дамаскина>>
17.12.2024