«Чтобы полюбить Бога, нужно верить в Него»
В рубрике «Письма духовным чадам» мы предлагаем вам избранные письма близких нам по времени святых и подвижников благочестия. В этих письмах — живое слово и духовное наследие великих пастырей, где и сегодня каждый из нас сможет найти ответы на сложные вопросы о христианской жизни в современной действительности. Все мудрые советы и наставления, адресованные разным людям по разным аспектам духовной жизни, основаны на собственном аскетическом опыте и глубоком понимании святоотеческого наследия. Надеемся, что такое живое пастырское слово обретет благодатную почву в ваших сердцах…
Сегодня делимся с вами письмом преподобного Паисия Святогорца (Эзнепидиса).
Сестра старица Филофея, благословите!
Удивительное дело, что, как Вы пишете, сестры ждут моего приезда. Ведь со времени моего последнего посещения не прошло еще и шести месяцев! Но чтобы не огорчать сестер, я сел и написал вам письмо.
Как я убедился, чтобы полюбить Бога, нужно верить в Него. Наша любовь соразмерна нашей вере. Если любовь теплохладна, то и вера тоже теплохладна. Горячая вера в Бога рождает горячую любовь к Богу и к образу Божию — нашему ближнему. От преизобилия любви, которая не вмещается в сердце и переливается через край, насыщаются даже бедные животные.
Горячая и изобильная любовь, являясь благородной, никогда не ищет своей выгоды, когда приносит жертву Богу или ближнему. Тот, кто творит добро, но ждет награды, является наемником. Наемником является также тот, кто избегает греха для того, чтобы не попасть в ад, потому что опять-таки беспокоится о себе. Но если человек делает добро из любви и сострадания, даже не думая о небесном воздаянии, и не грешит, чтобы не ранить Благодетеля Христа, Который принял раны на Кресте для того, чтобы искупить его Своей Всесвятой Кровью, то он не только хороший работник, но и доброе чадо Божие.
Многие из нас говорят о любви (в том числе и я), но при этом не знают, сколько каратов в нашей любви. Если бы Христос захотел испытать нас, чтобы каждый из нас узнал цену своей любви, и сказал бы нам: «Дети Мои, рай уже наполнился, и Мне некуда вас поместить», некоторые из нас с бесстыдством сказали бы Христу: «Так почему же Ты не сказал нам об этом раньше?» Другие же побежали бы, чтобы не терять времени зря и успеть хотя бы одну минуту повеселиться, и не захотели бы даже слышать о Христе. Но усердные чада Божии сказали бы Христу с благоговением: «Не беспокойся о нас. Достаточно того, что рай наполнился. Мы так этому рады, как если бы сами находились в раю!» Они бы с радостью продолжали, как и до этого, свои усердные духовные подвиги ради Того, Которого возлюбили драгоценной любовью.
Дешевая любовь всегда заботится о своей выгоде, и поскольку эта любовь мала, то живущий ею христианин ограничивается тем, что наслаждается мирскими благами, пока это не является грехом.
Драгоценная (горячая) любовь, которая жертвует собой, бывает внутренне снедаема любовью Божией, и тогда вся жизнь человека является постоянной Четыредесятницей, и все дни его жизни — это постоянная пасхальная радость. Драгоценная любовь к Богу своей жертвенностью заставляет сердце сладостно кипеть, и Божественная любовь, которую ничто не может удержать, поднимается вверх подобно пару и соединяется с Богом. Находясь в этом духовном исступлении, человек не только выходит за рамки самого себя, но даже его сердце выходит за рамки тела (из пределов плотских желаний) и, очистившись, всецело предает себя Богу.
Когда сердце всецело отдано Богу, тогда оно отдано и всему миру, и любовь тогда становится обоготворенной. Эта великая Божественная любовь Христова не может быть заключена ни внутри сердца, ни в доме, ни в общественных зданиях, ни за колючей проволокой на границе, потому что Христа нельзя запереть. Если на границах православных христиан есть колючая проволока, это значит, что колючим стало наше духовное состояние. Это значит, что мы носим только имя Христа, по сути же не являемся христианами и заключаем в себе только имя Христа, а не Самого Христа, Который не может быть заключен.
Мы забываем, что являемся детьми Адама по плоти и детьми Христа по духу. Если бы мы имели драгоценную любовь, то каждый из нас ощущал бы другого своим братом, и поскольку Любовь (Христос) является плодом Духа Святого, то христиане уже не придавали бы значения роду и племени (то есть не делали бы различия по плоти), потому что видели бы всё непорочным и святым и были бы облечены в благодать Божию.
Калива Честного Креста, 26.11.1973 г.
Источник: Старец Паисий Святогорец. Письма / Перевод с греч. С. Говорун. — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2001.
Читайте также:
«Для укрепления души необходимо чтение святых отцов»>>
24.12.2024