X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Без Бога мы безобразны

Протоиерей Андрей Лемешонок

Сегодняшнее евангельское чтение — не просто о богатом юноше. Оно обо всех нас. Вот мы причастились, соединились с Богом: Бог уже в нас! И мы осознаем свою греховную немощь, хотя, может быть, не так остро, иначе мы бы уже не смогли жить в этом мире. Но всё равно нам еще очень трудно отказаться от себя, от своих богатств ради Господа.

Вот подошел молодой человек ко Христу и спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную и спастись?» А Господь ответил: «Знаешь заповеди? Соблюдай их». И этот человек дерзновенно сказал: «Я это всё сохранил от юности моей. Что еще мне нужно сделать?» Наверняка он был искренен. И Господь ему сказал: «Откажись от своей жизни. Раздай всё и следуй за Мною». И юноша, огорчившись, ушел… (см.: Лк. 18: 18‒23).

Может быть, это прозвучит слишком сурово, но мы, придя в храм, должны отказаться от своей жизни и отдать ее в руки Божии. Ни больше ни меньше. Бог ставит тебя в какие-то рамки, а ты этого не хочешь. Ты говоришь: «Я хочу быть как все, я хочу свободной жизни!» Но при этом уже понимаешь, что в тебе и вокруг тебя — смерть и что временный мир обречен. И, несмотря на такую внутреннюю раздвоенность, тебе все-таки нужно сохранять радость жизни, радость Воскресения, радость победы над грехом, и над дьяволом, и над этим миром. Понимаете, какая сложная задача… Хотя, в общем-то, мы всегда говорим, что надо жить просто. Но как смириться до этой простоты?..

Прикоснувшись к новой жизни, мы понимаем, что этот мир со всеми своими красотами ничего нам не даст. Ты можешь себя обманывать до самого смертного одра. Но потом увидишь и убедишься, что это всё иллюзии, сказки, басни. А если произойдет главное в твоей жизни и ты встретишь Христа, то ты проживешь какую-то минуту, а может быть, и не минуту, в радости о Господе, в истинной свободе, где ты не ограничен ничем. Отец Николай Гурьянов говорил, что, если человек с Богом, ему везде хорошо, даже в тюрьме. А нам всё «жмет»: ботинки жмут, соседи мешают, отношения друг с другом не те.

Сейчас такая жизнь: неизвестно, что будет впереди… Да ничего хорошего не будет. Если вы встретили Бога, то у вас всё уже было. А если еще не встретили, то будет миг встречи с вечностью. А потом падение, и нужно будет всю жизнь карабкаться вверх, так же, как люди поднимаются в горы — за адреналином, за красотой. А мы карабкаемся за той красотой, которая внутри нас. У одного альпиниста прямо на глазах сын разбился насмерть. А он всё равно лезет в горы… Ты бы пошел куда-нибудь в затвор и там молился за своего сына! Мы ищем адреналин, но он нас не спасает. Мы ищем всё что угодно, стараемся убежать от себя, боимся себя, потому что мы безобразны. Без Бога мы безобразны.

Враг говорит: «Вон там такие классные люди! Интересное интервью, глубочайший фильм!» Но все эти фильмы мы уже видели. Не надо искать там, где уже ничего не найдешь. Не надо копаться в бесплодной земле. Вы ничего там не накопаете, кроме истлевших костей. Потому что земля — это кладбище, братская могила тысяч поколений. Земля состоит из перегноя: умирают растения, животные, люди, и их останки превращаются в перегной, в землю. И ты тоже там будешь. Поэтому Господь говорит: иди за Мною (Мф. 8: 22). А страшно! Ветхий человек не хочет: он боится, ему страшно по-настоящему идти за Богом. Хотя он вроде бы и хочет с Богом быть: «Да я же с Богом! Я же всё прочитал, вычитал, я попостился. Я же хороший. Сам себя заставляю…» Но разве это «хороший»? Ты актер хороший! Такой театр, конечно, происходит неосознанно, но ты боишься Христа. Потому что Он тебя поведет на Голгофу, где будет кровь, страдание, слезы. Ты этого боишься… И вот этот евангельский «благочестивый» юноша тоже испугался. Он услышал слова Господа: «Откажись от всего, чем ты живешь сегодня, и иди за Мной». А куда? В Иерусалим. Там тебя будут поносить, побивать камнями. Против кого ты будешь воевать? Против самого себя, против своей природы, против греха и этого мира.

Сначала, когда ты только пришел в храм, всё это, наверное, невозможно понять и принять. Тебе просто хорошо, ведь Бог тебя призвал и дал тебе Свою благодать. Помню, я после Крещения летал. И весь мир для меня стал другим. Я видел физически другой мир. Я в каждом человеке видел Бога. Это продолжалось не так уж и долго — пару месяцев, но для меня это было много. Родные сказали: «Сошел с ума. Его надо лечить». Они не понимали, что со мной происходит. А я хотел только, чтобы меня не трогали: «Не трогайте меня. Я там в уголке сяду и буду молиться. Буду жить с Богом…»

Так что, друзья мои, если вы хотите быть христианами, вы обречены в этом мире на смерть. Но у нас будет и Воскресение. Поэтому наш Символ веры завершается словами: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь».

Я и сам еще не готов отказаться от всего… Но я вижу, как Бог сжимает Свои тиски, и понимаю, что Он делает это по любви. Одно время я себя очень плохо чувствовал. У меня были какие-то болезни. И мне очень трудно было служить. А сейчас я понял, что это была милость Божия ко мне. Пускай я таких переживаний и скорбей больше не хочу, но это милость! Был момент, когда мне грозили большие неприятности. И я понимаю, что Господь как бы сказал мне: «Если бы ты был по-настоящему свободен, если бы ты был со Мной, тебя бы осудили и ты бы стал святым. Но ты к этому не готов. Так что всё это пройдет. Не волнуйся, как говорится, не бери до головы, живи дальше. Тебе еще рано выходить в океан. Тебе лучше пока поплескаться в лягушатнике…» Но, понимаете, даже в этом «лягушатнике» мы встречаем Бога. Он приходит и в «лягушатник» и говорит тебе: «Молодец! Держись! Будем трудиться дальше! Дальше будет немножко тяжелее — но только немножко». И этими Своими тисками Господь пытается внутри нас перекрутить какое-то грубое наше содержимое и сделать из него фарш. А из этого фарша — хозяйки знают — потом получатся вкусные котлетки. Вот так. С праздником вас!

Проповедь после Божественной литургии 15.12.2024 г.

23.12.2024

Просмотров: 727
Рейтинг: 5
Голосов: 28
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать