Постников добротворение — преподобный Нил Синайский
Что тя возименуем, преподобне? Земледелателя бессмертных, блаженне, садов, садоделателя разумнаго рая верных, законов Богоданных искуснейшаго толковника, догматов Богодухновенных ведателя, сказателя благоестественнейша и наказателя довольнейша. Моли спастися душам нашим.
Стихира прп. Нила постника, глас 8
Почему-то именно здесь, на Синае, великим святым — Моисею и Илии — было дано общаться с Единым Богом. Именно по пустынным, иссушенным солнцем долинам Синая евреи шли из египетского рабства в землю обетованную. На Синае было дано откровение Моисею и был заключен завет Бога с Его избранным народом. Здесь же, у подножия Гебель Муса, до сих пор растет неопалимая купина — та самая, что горела, не сгорая, когда Бог говорил с Моисеем. Сюда пришел искавший Бога пророк Илия и, получив откровение, узнал Бога в явлении, которое в синодальном переводе обозначено как веяние тихого ветра (см.: 3 Цар. 19: 12). Соответствующее еврейское выражение довольно трудно для перевода и толкования, и веяние тихого ветра — перевод не совсем точный. Современные библеисты предлагают перевести его как «звук абсолютной тишины».
Синайский полуостров
Гора эта освящена особым благословением Всевышнего, и многие христианские подвижники, стремясь к безмолвию, удалялись именно на Синай. Преподобные отцы, подвизавшиеся здесь и в Раифской пустыне, отличались особой строгостью монашеской жизни. Имена свв. Варсонофия и Иоанна и прп. Иоанна Лествичника хорошо известны, но прежде них в эти места пришел прп. Нил.
Прекрасно образованный, он ранее был константинопольским префектом, имел жену и двоих детей. В 397 году на Константинопольскую кафедру взошел свт. Иоанн Златоуст. Вдохновенная проповедь святого, обличавшего придворную роскошь и пороки, глубоко запала в сердце Нила и его супруги. Благочестивая чета решила посвятить себя угождению Богу и, по взаимному согласию, супруги удалились в монастырь: мать с дочерью ушли подвизаться в монастырь в Египте, а Нил с сыном Феодулом удалились на гору Синай. Они поселились в пещере у горы Хорив, где в тот период складывалась монашеская община монастыря св. Екатерины.
Монастырь вмц. Екатерины у подножия горы Синай в наши дни
Жизнь без воды в суровом климате, когда днем жарко, а ночью, после захода солнца, горы остывают и покрываются инеем, требует от человека великого самоотречения и терпения. Преподобный Нил провел на Синае не один десяток лет. В своем пустынном уединении он много времени уделял литературному труду. Его боголюбивые сочинения разнообразны. До нас дошли письма и послания святого к различным лицам. В 404 году прп. Нил написал послание императору Аркадию, обличая монарха за жестокое и несправедливое изгнание свт. Иоанна Златоуста, приведшее к преждевременной кончине праведника.
Для испытания любви св. Нила к Богу ему было послано особенное искушение. Бедуины-язычники в IV–V веках совершали разрушительные набеги, во время которых многие монахи были убиты. Их память Церковь почитает в сонме преподобномучеников Раифских. Преподобный Нил стал очевидцем второго избиения Раифских отцов. Он в это время был высоко в горах и остался жив. А его сын Феодул вместе с несколькими отцами был пленен. Нападение произошло на рассвете, когда собравшиеся в церкви монахи только закончили утреннее правило. После долгих поисков отец нашел сына в пустыне Негев, в палестинском городке Элуса (ныне Халуца, Израиль).
Избиение Раифских преподобномучеников. Миниатюра Минология Василия II. 985. Константинополь. Хранится в Ватиканской библиотеке
Из плена Феодула выкупил епископ Эмесский. Узнав об этом, прп. Нил пришел в Эмес. Архиерей благосклонно принял подвижника и удостоил его и сына священства. Как сообщает сказание, он возвел отшельников в священный сан «в награду за тяготы подвига», хотя они не хотели этого и долго отказывались от рукоположения. Остается неясным, в какой сан были возведены Нил Синайский и Феодул: пресвитерский или диаконский. Судя по рассуждениям прп. Нила о высоте священнического подвига, он мог быть рукоположен во пресвитера, а Феодул, который был еще юношей, — во диакона. Отпущенные епископом Нил и Феодул вернулись на Синай. С тех пор прп. Нил более не отлучался из своей пещеры и мирно скончался предположительно в 450 году.
Преподобный Феодул Синайский. Миниатюра Минология Василия II. 985. Константинополь. Хранится в Ватиканской библиотеке
Из духовного опыта прп. Нила, отшельника Синайского:
- Кто прилагает великое попечение о своем состоянии, в безмолвии обучает нрав свой благочинию и свободно о многом беседует с Богом, тому, как ведущему более трезвую жизнь, почему же не быть наипаче способным благоугождать Богу в сравнении с тем, кто не имеет вовсе времени наблюдать за своими помыслами или за скрытными и при занятии внешним непознаваемыми страстями?
- Развлекаемый сообществом с людьми в продолжение дня, не забывает ли и опечаленный своей печали, и больной своей скорби и боли? Оставшись же ночью один, не приходит ли каждый в чувство своего страдания, когда безмолвие даст время болезням возбудиться и сделает то, что не беспокоившее дотоле начинает беспокоить? Страсти, как скоро напряжение чувств кончится, восстают на упокоившегося во всей своей силе и возбуждают в нем великий мятеж, обратившись в привычку, вооружают к борьбе с ним те образы, которые думал он безбедно окинуть взором, не имея времени вспомнить о вреде их.
- И тогда только начинает он чувствовать вред, когда имеет досуг узнать и изведать могущество его (вреда. — Ред.), пленяемый нелепыми мыслями и принуждаемый останавливаться на помыслах, исполненных стыда. И тогда уже открыто сознается, что прошедшая жизнь его — заблуждение, ублажает тех, которые не познали очами того, что познал он, и не без причины сожалеет о себе самом, что сам на себя дал врагам оружие, и справедливо терпит нападения, по великому неразумию дав силу врагам.
- Умно отделяйся от вредных встреч, чтоб добре покоился твой внутренний человек.
- Безмолвие безбедно для всех, даже и для совершенных, а наипаче для несовершенных, потому что в одних непоколебимым сохраняет оно навык, приобретенный упражнением, а других упражнением сим возводит к преуспеянию!
- Привычка, связующая не слабее уз, не дозволяет отступления, уступает несколько порыву, но тотчас снова влечет к себе покушающегося отстать.
- Грех, возрастая от малой причины, доводит до самого крайнего предела гибели.
- Похоть не имеет такой силы, когда нет у нее пищи, какую приобретает, когда есть питающее похоть; так же и раздражение не так одолевает, когда нет ничего раздражающего.
- Для тревожимого одними воспоминаниями освобождение удобно и устранение крайне легко. Ибо поучением и упражнением в словесах духовных и усильною молитвою ум устраняется от неблагоугодного Богу и обращается к требующему рачительности по Богу, преуспевая в сем последнем и предавая забвению первое.
- Не старайся дознавать чужие дела; и в тебе много найдется того же, в чем подозреваешь другого.
- Невозможно совершенно смежить глаза для видимого, заткнуть уши для слышимого, отклонить производимый ими вред и даже трезвенному всегда помыслу, ибо много повсюду сетей, от которых и остеречься трудно. И ступившему в грязь невозможно не замарать ступни, и живущему в заразительном месте — не пострадать от болезни, к которой располагает окружающий воздух. Так, невозможно не примешаться сколько-нибудь к житейским нечистотам живущему среди них, хотя и не чувствует он вреда, со временем привыкнув наконец к вредоносному.
- Удалившиеся от хвалящих самым делом ясно свидетельствуют, что попрали они славу , и пост для них не пропадает, и бодрствование не гибнет, и молитва не подвергается крушению, и терпение не окрадывается, и всякая иная добродетель не расхищается, потому что нет похвал, которые могли бы разграбить труды. Их видит Един Бог, им присущий, и усердие умащающий для больших подвигов и наград, и ныне оказующий содействие, и по отшествии дающий вечную жизнь Господом нашим Иисусом Христом. Ему слава и держава во веки веков!
Преподобный Нил, постник Синайский
Святой оставил много душеполезных постнических слов, исполненных премудрости; писем к различным лицам о предметах веры и христианского благочестия. Духовно-нравственные писания прп. Нила входят в православное Священное Предание — великую сокровищницу богомудрых отеческих творений нашей Святой Церкви.
Церковь именует прп. Нила постника «монахов множества наставником», но черпать из этого светлого и чистого источника богодухновенную мудрость может каждый православный человек, ищущий полноты духовного вразумления.
…Древле Богоносец, Богоначертанная писмена, имиже к Божественней добродетели наставляеми, весело вопием ти: радуйся, отче Ниле, постником добротворение.
Ин кондак прп. Нила постника, глас 8
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Память преподобного Нила Постника. — Жития святых свт. Димитрия Ростовского.
- Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. — Православная электронная библиотека: читать, скачать бесплатно.
25.11.2024