Соль земли Русской (часть 1)
О святии отцы, многих церковных дел устроителие, вы, главу православных являюще, патриаршество возстависте, праздник Русских святых радостне возобновисте, новых мучеников память учинисте, пастве Церкве Русския путь подвига исповеднаго указасте и на защищение святынь церковных и пастырей гонимых вся призвасте, послежде же и сами крест мученичества приясте. Темже к вам усердно взываем: сподобите нас любве и веры вашея наследники быти.
Стихира на хвлитех, глас 1
В 2017 году Священный Синод Русской Православной Церкви постановил ежегодно 18 ноября, в день избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол, совершать соборную память отцов Поместного Собора Русской Церкви 1917–1918 годов.
Начало ХХ века было ознаменовано для нашего Отечества глубокими потрясениями и социальными катаклизмами. Оскудение веры, истощание любви к Богу и ближним в сердцах людей, отступление от закона Божия в повседневной жизни русского общества и, как следствие, глубокий духовный кризис повлекли крушение многовекового государственного строя, гражданскую войну, беспрецедентные гонения на Церковь, голод, моры и прочие бедствия. Но милостью Божией на фоне этой катастрофы совершилось очищение души народа. Из горнила испытаний Русская Православная Церковь вышла обновленной и обогатилась сонмом новых мучеников и исповедников, числом превзошедших количество угодников Божиих, просиявших в ней за всю предыдущую ее историю.
В 1721 году в России было отменено патриаршество. Патриарх был заменен коллегией духовных лиц в епископском и пресвитерском сане, получившей именование Святейшего Синода. Восточные патриархи по просьбе Петра I признали Синод своим «возлюбленным во Христе братом». Однако реформа ощущалась как болезненная ломка векового церковного уклада. Петровская церковная реформа, отменяя патриаршество, в то же время отменяла институт Поместных Соборов. Синод, заменяя патриарха, заменял также как малый Собор собиравшиеся прежде большие Соборы епископата и игуменов значительнейших монастырей.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
На протяжении XVIII–XIX веков временами звучала критика созданного царем Петром церковного строя. А в 1903 году вышла отдельным изданием статья известного публициста Л. А. Тихомирова «Запросы жизни и наше церковное управление», где говорилось о желательности восстановления патриаршества и возобновления Поместных Соборов. Статья Тихомирова привлекла сочувственное внимание государя Николая II, который попросил митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского) дать свой отзыв. Митрополит оказался вполне солидарен с Тихомировым. 23 сентября 1904 года в письме обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву государь высказал мысль о Всероссийском Церковном Соборе, признаваясь, что эта мысль давно уже таится в его душе: «По многим вопросам нашей церковной жизни обсуждение их Поместными Соборами внесло бы мир и успокоение, притом правильным историческим путем в полном соответствии с преданиями нашей Православной Церкви». Это историческое письмо государя Николая II положило начало подготовки к Поместному Собору.
По обращению Синода император Николай II разрешил созвать в марте 1906 года предсоборное присутствие с участием епископов, духовных лиц, ученых и общественных деятелей под председательством Петербургского митрополита. Была проделана колоссальная и конструктивная работа, подготовлены темы для разработки будущим Собором, включавшие в себя переустройство Церкви на принципах соборности. Церковные реформы широко обсуждались в печати и лучшие умы Русской Церкви высказывали свои соображения по этим вопросам. Одной из главнейших тем предсоборной работы было восстановление патриаршества.
Заседание предсоборного присутствия. 1906
Во всей сложности подготовка велась более 10 лет, что сделало Поместный Собор уникальным церковным органом, действительно избранным. Многоступенчатые продуманные выборы с долгими проверками полномочий делали соборян — 564 депутатов, среди которых были крупнейшие церковные историки, канонисты, богословы, люди высокой духовной жизни и искренней веры, — законно избранным органом в раздираемой партиями, противоречиями, внутренними и внешними конфликтами России. Представительство на Поместном Соборе Русской Церкви было абсолютно беспрецедентным и обеспечило ему высокую степень легитимности. А решения, которые принимались, были направлены не только на разрешение проблем, существовавших в жизни Церкви и народа Божия, но и на дальнейшее развитие церковной жизни. Подобного Собора в истории нашей Церкви не было.
Открытие Поместного Собора. 28 сент. 1917 г. Красная площадь
Ошибались ли соборяне? Вот слово председателя Собора митрополита Арсения (Стадницкого). Обсуждая один вопрос на заседании 13 марта 1918 года, он так сказал о соборной работе, обращаясь ко всем собравшимся: «Еще раз напомню вам, что не стоит останавливаться на мелочах — это войдет в особую инструкцию. Если в тех частностях и допустим мы ошибку, то вреда не будет, ведь это не догматы. Ошибка может быть исправлена. Через три года соберется новый Собор, что нужно, исправит и дополнит. Мы же хотим теперь всё объять, а это невозможно. Наш Собор представляет первый опыт соборной работы, и никто ему в вину не поставит, если и допустим какие-либо погрешности в области, не имеющей характера догматов».
Не будем и мы ставить в вину соборянам того, чего они не могли предвидеть. Они не знали, какое историческое значение будет иметь их соборная деятельность в жизни Русской Церкви; что многое из задуманного они не успеют осуществить, а единство и само существование Церкви придется отстаивать через несколько лет уже не словом, а своей жизнью.
Всероссийский Поместный Собор открылся в день Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 1917 года. Избрано на него было 564 депутата: 73 архиерея, 192 приходских клирика и 299 мирян. Собор начал свою работу в стремительно менявшихся политических условиях. Это был разгар революционной смуты. Давать оценку происходящему и принимать решения приходилось буквально на ходу, не всегда успевая оценить масштаб надвигавшейся катастрофы.
Предложенная делегатам повестка Собора была чрезвычайно важной. Среди вопросов, поднимавшихся на сессиях, было много дискуссионных, вызывавших неоднозначное мнение среди участников. Первым, одним из самых обсуждаемых вопросов на Соборе, стал вопрос о патриаршестве. Среди соборян были как сторонники, так и противники его восстановления. И каждая из сторон достаточно веско аргументировала свою позицию. Неизвестно, чем бы кончились затянувшиеся обсуждения и дискуссии на Соборе, если бы не захват власти большевиками в Москве, обстрел Кремля и резкое осознание того факта, что как Церкви, так и стране нужен духовный отец в лице Всероссийского Патриарха. Другими вопросами, по которым возникали разногласия, были вопросы о единоверии, о епархиальном управлении, о приходах и приходском имуществе. Но все они так или иначе решались.
Поместный Собор получил широкое освещение в прессе
Картину соборной работы митрополит Вениамин (Федченков) в своих воспоминаниях рисует так: «Обычно слово "консерватор" считалось в русском интеллигентском воззрении синонимом тупости, злости. По совести сказать, на Соборе было как раз обратное. Вот либералы (они почти все вышли из преподавательской, а отчасти и профессорской среды духовных школ) были действительно раздражены, злобны, упорны в своем либерализме, партийно нетерпимы и просто злостно тупы. Конечно, они не согласятся с такой моей характеристикой, но пишу не для самооправдания, а для истины (как я ее и тогда воспринимал, и теперь воспринимаю). Одно, во всяком случае, было очевидно, и тут либералы согласятся, вероятно, — они очень не любили повиновения, послушания, признания авторитетов, любви и уважения к начальству. Наоборот, всячески унижать всё, что выше их, лишать прав, ограничивать, отвоевывать привилегии самим себе, командовать над другими — вот их свойства. И чего бы ни коснулось, они готовы тотчас же в злобный бой против инакомыслящих. Сколько тяжелых дней мы пережили в этой борьбе с ними! Как они отравляли наш общий созидательный дух своими разрушительными речами и ядовитой слюной! Но, к счастью, либералы оказались в меньшинстве. Однако как люди с самоуверенным духом, большими знаниями и способными развязными языками они производили большой шум: и по количеству подобных ораторов (они всегда выступали!), и по горячим речам их — иногда казалось, будто чуть не весь Собор мыслит так, как они звонят. Но когда дело доходило до решения, то мы, к нашей радости, видели, что эта десятая частичка Церковного Собора оставалась в меньшинстве». Так было в первую сессию заседаний Собора. Во вторую и особенно третью сессию страсти значительно поутихли. Многим стало понятно, что Церковь вступает в эпоху гонений. Тут, как говорится, было уже не до жиру, быть бы живу.
Жребий митрополита Тихона в день избрания Патриархом всея Руси. 18 нояб. 1917 г.
Дмитрий Поспеловский, говоря о спорах касающихся восстановления патриаршества, приводит замечательную реплику простого человека: «Возможно, не меньший эффект произвели слова одного крестьянского делегата, говорившего от лица широких масс верующих крестьян: "Нет у нас больше царя-батюшки, которого мы бы любили. А потому как Синод любить невозможно, мы, крестьяне, хотим, чтобы был патриарх!"» События начала ноября 1917 года привели многие умы к отрезвлению. Было предложено прекратить дальнейшие дискуссии и немедленно принять решение о восстановлении патриаршества и о выборах патриарха, поскольку уже чувствовалась угроза, нависшая над Церковью и над самим Собором: на улицах Москвы шли ожесточенные бои, и большевики не постеснялись обнаружить свое отношение к Церкви беспощадным обстрелом кремлевских святынь. Было решено избрать патриарха жребием из числа трех архиереев, получивших наибольшее число голосов при выборе кандидатов.
Патриархом стал Московский митрополит Тихон, который был третьим по числу поданных за него голосов. Избрание состоялось 18 ноября 1917 года, уже после свержения Временного правительства, а интронизация была приурочена к 4 декабря — празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Заседание Всероссийского Поместного Собора в Московском епархиальном доме*. Декабрь 1917 г.
Продолжение следует…
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
-----------------
* Московский епархиальный дом (Лихов переулок, 6) сегодня является главным зданием Свято-Тихоновского университета. Он был построен в 1901–1902 годах по благословению священномученика митрополита Владимира (Богоявленского). В Соборной палате епархиального дома в 1917–1918 годах проходил Всероссийский Поместный Собор.
18.11.2024